Китай закрепляет победу над коронавирусом на нефтяном фронте

Аналитика
Китай закрепляет победу над коронавирусом на нефтяном фронте
Китай закрепляет победу над коронавирусом на нефтяном фронте
13 мая 2020, 13:15Анатолий Радченко
В условиях по-прежнему недостаточного внутреннего спроса на нефтепродукты Китай будет попытаться извлечь максимум из экспортных возможностей

Китай, первым вышедший из коронавирусного кризиса, хочет воспользоваться этим преимуществом в условиях упавших цен на нефть и значительных возможностей по ее хранению, отмечают зарубежные аналитики в своих последних по времени материалах. Сейчас КНР не только восстанавливает внутреннее потребление нефтепродуктов после временного спада, но и пытается расширить свое присутствие на экспортных рынках.

Коронавирусные убытки

В первые три месяца 2020 года из-за пандемии коронавируса крупные государственные нефтяные компании Китая показали худшие квартальные результаты за многие годы, сообщает китайское издание Global Times, англоязычная версия официальной газеты Коммунистической партии Китая «Жэньминь Жибао».

В частности, нефтяной гигант PetroChina, входящий в структуру China National Petroleum Corp, отчитался за первый квартал о чистом убытке в 16,2 млрд юаней ($2,29 млрд). Выручка компании сократилась на 14,4%, до 509,1 млрд юаней. Для сравнения, в первом квартале 2019 года ее чистая прибыль составила 10,25 млрд юаней.

Зарегистрированная в Гонконге компания CNOOC Limited, дочерняя структура China National Offshore Oil Corporation, сообщила, что ее неаудированный доход от продаж нефти и газа в первом квартале сократился на 5,5% год к году, до 39,95 млрд юаней.

Крупнейший китайский нефтепереработчик China Petroleum & Chemical Corp. (Sinopec) объявил о совокупном чистом убытке в 19,78 млрд юаней в первом квартале — за тот же период 2019 года она получила чистую прибыль в 14,6 млрд юаней. Выручка компании сократилась на 22,6%, до 555,5 млрд юаней. Удручающие показатели января-марта компания связала с наличием запасов нефти, приобретенных по высокой цене, и падением потребления нефтепродуктов и продукции нефтехимии в связи с коронавирусом.

Однако по мере постепенного восстановления экономики, говорится в отчете корпорации, рынок нефтепродуктов оживает, а запасы дорогой нефти сокращаются.

При этом Sinopec планирует увеличение инвестиций в добычу. В начале мая стало известно, что за четыре месяца этого года ее дочерняя структура Sinopec Oilfield Service Corp. подписала новые контракты в объеме 27,82 млрд юаней ($3,93 млрд) — эта сумма на 24% больше, чем за тот же период прошлого года. Объем финансирования внутренних проектов увеличился на 19%, до 18,46 млрд юаней, зарубежных — на 34%, до 9,36 млрд юаней.

Экспортно-импортное оживление

В апреле импорт нефти Китаем увеличился до 9,84 млн б/с (40,43 млн тонн за весь месяц) в связи с начавшимся оживлением спроса на горючее, приводит собственные расчеты Reuters на базе таможенной статистики КНР. Этот показатель несколько превышает мартовские объемы (9,68 млн б/с), но существенно ниже импорта нефти в апреле 2019 года (10,64 млн б/с).

Увеличению импорта нефти в апреле способствовало падение цен, что подтолкнуло переработчиков по всему миру к увеличению запасов сырья.

За четыре месяца этого года Китай импортировал 167,61 млн тонн нефти, или в среднем 10,11 млн б/с, что на 1,7% выше объемов января-апреля 2019 года. Кроме того, в апреле Китай увеличил импорт газа (трубопроводного и СПГ), достигший уровня 7,73 млн тонн — для сравнения, в марте он составлял 6,92 млн тонн, а в апреле 2019 года — 7,65 млн тонн. Всего за четыре месяца Китай импортировал 32,33 млн тонн газа — на 1,5% больше, чем за тот же период прошлого года.

О быстром восстановлении китайской экономики свидетельствовали и опубликованные на минувшей неделе данные о мартовском экспорте КНР: он показал рост на 3,5%, вопреки прогнозам ряда аналитиков о более чем 15-процентном спаде. Неожиданная статистика китайского экспорта вкупе с данными о сокращении нефтедобычи в США и снятию ряда ограничительных мер в Европе способствовала повышению нефтяных котировок выше $30 за баррель Brent.

Активизируется и экспорт нефтепродуктов из КНР.

В апреле, по данным китайской таможенной статистики, он составил 8 млн тонн, тогда как в марте находился на уровне 7,26 млн тонн, а в апреле 2019 года — 6,17 млн тонн. В общей сложности за четыре месяца Китай экспортировал чуть более 26 млн тонн нефтепродуктов — на 15% больше, чем за тот же период прошлого года. Особенно активно увеличивался экспорт бензина, прибавивший 21% в первом квартале, и даже авиакеросин смог показать рост на 6% по мере того, как китайские НПЗ находили внешних покупателей на этот вид горючего.

Сейчас китайские авиакомпании находятся во главе восстановления мировой авиации, а соответственно, и спроса на керосин. На текущей неделе, отмечает Bloomberg, в Китае в расписание гражданских перелетов было добавлено 1 млн пассажирских кресел, включая 800 тысяч кресел на внутренних рейсах. Сейчас емкость пассажирских авиаперевозок в Китае составляет 75% от январского уровня, отмечает старший аналитик OAG Aviation Worldwide Джон Грант. Для сравнения, в США этот показатель равен 27%, в Великобритании — примерно 4%.

Переработка поглощает запасы

Выход Китая из карантина имеет любопытную специфику: население крупных городов стало больше пользоваться личным, а не общественным транспортом, что увеличивает спрос на горючее. Согласно данным, собранным BloombergNEF, утреннее движение на улицах Пекина, Шанхая и Гуанчжоу сейчас выше, чем средние показатели 2019 года, тогда как метро, где шансы встретиться с вирусом по определению выше, существенно недозагружено: в Пекине, например, трафик в метро упал на 53% в сравнении с докризисным периодом. За четыре дня майских праздников объем поездок на личных машинах в Пекине вырос на 15%, в то время как путешествия на самолетах и поездах сократились, соответственно, на 76% и 86%.

По последним данным EDRI, исследовательского подразделения Sinopec, внутренняя экономическая активность в Китае уже восстановилась до примерно 90-процентного уровня от докризисных объемов, однако по-прежнему нет ясности, когда она полностью вернется в прежний режим в связи с продолжающимся распространением коронавируса по всему миру. Сокращение спроса на нефтепродукты, по оценке EDRI, приведет к соответствующему снижению объемов переработки китайских НПЗ на 1,05 млн б/с в 2020 году.

Тем не менее, во втором квартале, утверждает ряд аналитиков, спрос на топливо в Китае придет в себя и почти сравняется с показателями годичной давности.

«Спрос на горючее восстанавливается, но пока не достиг того же уровня, что в прошлом году. Рынок пока поглощает запасы горючего, накопленные в период вспышки коронавируса»,

— заявил Reuters аналитик компании Sublime Info Ван Чжао. По его мнению, уже в мае Sinopec и PetroChina могут достичь того же уровня переработки нефти, который был до начала коронавирусного кризиса.

Возобновили свою деятельность НПЗ, которые в марте находились на профилактике, такие как заводы Sinopec в Шицзячжуане (провинция Хэбэй, эпицентр коронавируса) и в Шанхае. Одновременно у независимых китайских НПЗ, по данным консалтинговой группы в области энергетики Longzhong Information Group и Sublime Info, средний уровень переработки в конце апреля достиг почти 70% (их обычный показатель до коронавируса), хотя еще в середине января он составлял всего 42%.

В условиях по-прежнему недостаточного внутреннего спроса на нефтепродукты Китай будет попытаться извлечь максимум из экспортных возможностей. По данным Reuters, Китай в начале мая предоставил вторую серию экспортных квот текущего года по нефтепродуктам в объеме 28 млн тонн, что практически не отличается от первой серии квот, распределенных в прошлом декабре. Их получателями выступили пять государственных нефтяных компаний — PetroChina, Sinopec, China National Offshore Oil Corp., Sinochem Group и China National Aviation Fuel Corp. Кроме того, Китай впервые предоставил экспортные квоты на мазут со сверхнизким содержанием серы в объеме 10 млн тонн, в том числе для частных переработчиков.

Недавнее увеличение маржи нефтепереработки в Азии способствует ощущению, что все худшее может быть позади, однако риски еще впереди, предупреждает в своем свежем материале австралийский аналитик Reuters Клайд Расселл. По его мнению, основания для опасений дает именно текущая статистика переработки Китае.

Спрос на топливо в Китае уже преодолел падение до отметки 4,5 млн б/с, однако в течение оставшейся части года он вряд ли будет существенно выше 5 млн б/с и не достигнет прошлогоднего уровня 5,3 млн б/с, цитирует Расселл свежий прогноз экспертной группы Consultants Eurasia. По его мнению, упомянутое выше предоставление экспортных квот в неизменном с декабря объеме 28 млн тонн означает, что китайские НПЗ будут способны удерживать экспорт нефтепродуктов на текущем высоком уровне.

А если учесть, что перезапуском и увеличением производства будут заниматься и ориентированные на экспорт НПЗ Индии, это означает, что азиатский нефтеперерабатывающий сектор окажется перед новым риском избыточного предложения.

«Очевидно, — констатировал Клайд Рассел в еще одном своем недавнем материале, — что китайские переработчики и власти используют преимущества падения цен на сырье для формирования коммерческих и стратегических запасов. Китай имеет возможности накапливать огромные объемы сырья, тогда как у большинства других стран не хватает для этого как необходимых финансовых ресурсов, так и физических емкостей».

Анатолий Радченко

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter