Posted 13 января 2021, 13:11
Published 13 января 2021, 13:11
Modified 15 сентября 2022, 21:36
Updated 15 сентября 2022, 21:36
Нефтедобывающие предприятия всегда были желанными клиентами для провайдеров спутниковых услуг, потому что, находясь вдалеке от развитой наземной инфраструктуры и испытывая потребность в качественной связи, они имели средства эту связь оплачивать. Те отрицательные экономические изменения, которые произошли в нефтегазовой отрасли сначала в связи с кризисом предыдущего десятилетия, а потом в связи с пандемией COVID-19, эту потребность только усилили, так как падение цен на нефть и снижение объемов добычи вынуждает вкладывать средства в оптимизацию всей технологической цепочки от скважины до бензобака. И основными инструментами этого процесса становятся облачные сервисы IoT и спутниковые каналы связи.
Первую волну внедрения цифровых технологий оптимизации добычи, доставки и переработки нефти инициировало падение цен 2014 года. Но, как отмечают отраслевые аналитики, процесс шел достаточно неспешно, что обусловлено, прежде всего, консерватизмом и самой отрасли, и ее руководством. К тому же ошибки в отрасли стоят очень дорого, что заставляет с великой осторожностью относиться к потенциально опасным экспериментам. Но накладные расходы в индустрии росли — в некоторых компаниях с 2005 года почти вдвое. Вопросы защиты климата приобрели серьезный вес, что заставляет нефтедобывающие компании идти на затраты по обеспечению возрастающих экологических требований. Большие деньги вкладываются в альтернативную энергетику, которая получает ощутимые преимущества в конкурентной борьбе. И вот на таком фоне в 2020 году грянула пандемия, которая привела к падению цен на нефть до тридцатилетнего минимума. Внедрение цифровых решений стало не просто доминирующим трендом развития, оно стало жизненно необходимым действием. Поэтому, несмотря на обвал цен, Bloomberg ожидает, что расходы нефтяных компаний на облачные вычисления и аналитику вырастут с $2,5 млрд в 2020 году до $15,7 млрд к 2030 году.
Цифровизация важна не сама по себе и даже не только как технологическая платформа, она, по сути, должна изменить подход к бизнесу: например, потребовать большей степени открытости при передаче информации между поставщиками клиентами. Взамен игроки получат инструменты для стандартизации, упрощения и автоматизации процессов для использования в полной мере той доступности информационных ресурсов, появившейся в последнее десятилетие.
Спутниковые операторы активно переходят в облака. Так, крупные операторы разворачивают спутниковые облачные решения, предлагающие глобальное покрытие для облачных IoT.
Подобные сервисы предлагают для нефтегазовой промышленности услуги вычислительной платформы и общего хранилища данных, которые позволяют строить имитационные модели и на их основе разрабатывать планы максимально эффективной разработки месторождений. Платформа позволяет оптимизировать производство, обслуживание и цепочку поставок, выдавая необходимые данные для партнеров, что позволяет выработать график обслуживания и избежать простоев.
Помимо оптимизации, в полной мере проявился вопрос безопасности: из-за пандемии спрос на топливо упал, но опасность незаконного вмешательства в цепочку поставок топлива только выросла. Утверждается, что преступная деятельность в этой области приносит общий убыток компаниям и государствам до $100 млрд. в год. Технология маркировки и отслеживания позволяет обнаруживать кражи и фальсификации, а облачные решения гарантируют, что результат будет нужным образом в кратчайшие сроки проанализирован и предоставлен в соответствующие структуры. Не секрет, что на месторождениях зачастую нет сотовой связи. Поэтому, чтобы обезопасить компании, например, от воровства топлива с автотранспорта, компании применяют датчики уровня топлива, оснащенные спутниковой связью. Обычно внедрение подобного рода систем окупается в течение первых же шести месяцев эксплуатации.
К вопросам безопасности относится и контроль над доступом к трубопроводам, запорным устройствам, технологическим объектам. Там, где нет покрытия GSM-сетями, эти устройства и контроль над их состоянием осуществляется через систему глобальной спутниковой связи.
Дорогостоящее нефтегазовое оборудование также требует постоянного контроля, и датчик, подключенный по спутниковому каналу, позволяет передавать координаты и параметры сервисного оборудования и мониторить его состояние.
Важнейшей остается задача по информационному обеспечению морских перевозок нефти и газа. Такие перевозки часто осуществляются в предельно жестких условиях, поэтому требования к информационным системам предъявляются высочайшие. Разумеется, прежде всего решается стандартная задача: контроль систем судна и груза. Но, как уже говорилось, индустрии нужна оптимизация.
Так, 15 газовозов ледокольного класса, перевозящие газ из месторождения Сабетта заказчикам, эксплуатируются круглый год: зимой только на западном направлении, а летом и на восточном, по Северному морскому пути. Опыта такой эксплуатации практически нет, и поэтому крайне важно иметь полную информацию об износе механизмов и элементов корпуса, чтобы с одной стороны заменить их до выхода из строя, с другой — не держать на складе мертвым грузом чрезвычайно дорогие запчасти. Для передачи всего массива данных в облако для анализа используются двухкуполные VSAT-станции, продублированные для надежности (и устойчивости к погоде) системой Iridium L-диапазона.
Если вернуться к вопросам обеспечения сохранности груза, то становится очевиден тот факт, что танкер — привлекательная цель для злоумышленников. Как средство борьбы с этой угрозой используются спутниковые маяки. Они позволяют фиксировать факт преступного слива топлива или угрозы судну и оперативно на него реагировать. Также эти маяки позволяют собирать массу иной критически важной информации: протечки в системах перевозки нефтепродуктов, повышенные вибрации, поражение ржавчиной и многое другое. И в случае критической ситуации позволяют обнаружить судно после его захвата пиратами.
Но морская стихия опасна и сама по себе, и любой танкер должен быть оборудован ГМССБ — Глобальной морской системой связи при бедствии и для обеспечения безопасности. С мая 2018 года Комитет по безопасности на море (MSC) Международной морской организации (ИМО) признал сеть Iridium соответствующей всем критериям ИМО, необходимым для предоставления мобильных спутниковых услуг для ГМССБ. ССОО (SSAS, Ship Security Alert System) — Судовая Система Охранного Оповещения — предназначена для подачи скрытого сигнала тревоги в случае нападения. ОСДР (LRIT, Long Range Identification and Tracking of ships) — системы опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии. И те, и другие обязательны к установкам на танкеры и мобильные буровые установки.
Добыча нефти на морском шельфе требует постоянного контроля обстановки: в первую очередь состояния льдов и отслеживания возможного разлива нефти. И то, и другое возможно при помощи автоматических специальных буев. Буи разных моделей осуществляют либо оперативный контроль траекторий поверхностных загрязнений, либо контроль ледовой обстановки (а также температуры, атмосферного давления и скорости ветра). И в обоих случаях данные передаются через систему глобальной спутниковой связи.
Работа на нефтегазовых объектах потенциально опасна для персонала, и именно поэтому он должен находиться под постоянным контролем. Во-первых, на объектах добычи или переработки каждый сотрудник должен находиться только там, где ему положено. Во-вторых, ряд месторождений расположен в крайне удаленных и суровых в климатическом отношении районах, и если с кем-либо из персонала объекта что-то произошло, спасательная служба должна оперативно об этом узнать. И если внутри объекта применимы разные решения, то за его пределами альтернативы спутниковым технологиям нет.
Пандемия COVID-19 предъявляет повышенные требования к обеспечению персонала широкополосным доступом. Помимо полноценной социальной коммуникации первостепенную важность приобретает телемедицина. И точно так же, как и на морских судах, на удаленных объектах добычи этот вопрос решается при помощи VSAT-технологии и резервных каналов связи в L-диапазоне.