Posted 12 октября 2021,, 10:24

Published 12 октября 2021,, 10:24

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Файлы из офшорного ящика Пандоры напомнили «Транснефти» о былом

12 октября 2021, 10:24
Появление документов из «досье Пандоры», где бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа и КТК Виктора Федотова подозревают в участии в финансовых махинациях при строительстве нефтепровода ВСТО, состоялось незадолго до вынесения решения по проекту Aquind — энергетического кабеля между Великобританией и Францией
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Опубликованные Международным консорциумом журналистов-расследователей (ICIJ) сведения о предполагаемых офшорных операциях бывшего топ-менеджера ЛУКОЙЛа и Каспийского трубопроводного консорциума Виктора Федотова могут обернуться крупным скандалом в британской энергетике. Появление документов из «досье Пандоры», где Федотова подозревают в участии в финансовых махинациях при строительстве нефтепровода ВСТО в середине 2000-х годов, состоялось незадолго до того, как британское правительство должно было вынести решение по проекту строительства энергетического кабеля между Великобританией и Францией компании Aquind, за которой стоит бизнесмен российского происхождения. В России же этот сюжет напоминает о незавидной судьбе отраслевого института ВНИИСТ, одного из главных участников строительства ВСТО, который вскоре после скандала вокруг «Транснефти», инициированного в 2010 году Алексеем Навальным, был обанкрочен и ликвидирован.

Дела давно минувших дней

Как утверждается в одной из недавних публикаций BBC, посвященных «досье Пандоры», в полученных ICIJ документах присутствуют свидетельства, что «господин Федотов является тайным владельцем компании под названием ВНИИСТ, которая выигрывала контракты российской государственной нефтегазовой компании „Транснефть“ на сотни миллионов $». Журналисты ВВС напоминают, что еще в 2010 году блогеру Алексею Навальному удалось раздобыть документы Счетной палаты о проверке строительства нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан», на основании которых он утверждал, что в процессе «было украдено не менее $4 млрд». Среди перечисленных фактов в подтверждение этой гипотезы было указано завышение стоимости проектно-изыскательских работ со стороны ОАО «ВНИИСТ» (Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК) на сумму более 10 млрд рублей и другие нарушения.

Как известно, скандал, инициированный Навальным, кончился ничем. «Проверка была два года назад. Материалы мы направили в МВД и Генпрокуратуру. Но нет там четырех миллиардов долларов хищений никаких», — заявил в ноябре 2010 года тогдашний глава Счетной палаты Сергей Степашин. Теперь же британские журналисты заявляют, что обнаружили, каким образом деньги от контрактов «Транснефти» через несколько промежуточных компаний в Нидерландах, Люксембурге, Мальте и Британских Виргинских островах попадали на счета трастов, тайными бенефициарами которых были Виктор Федотов и Семен Вайншток, президент «Транснефти» в период строительства ВСТО.

Якобы схема выглядела следующим образом: «Транснефть» платила ВНИИСТ за субподрядные работы, ВНИИСТ оставлял себе 20% средств, которые переводились в офшоры, а работы вместо него выполняли некие дочерние структуры «Транснефти».

«Документы „досье Пандоры“ демонстрируют, что в трасты поступали миллионы долларов и к 2007 году траст Федотова располагал активами на сумму около $97 млн. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что часть денег „Транснефти“ в конечном итоге пошла на покупку дома Федотова за £7 млн в сельской местности Англии», — говорится в материале ВВС. Газета The Guardian еще один участник расследования, утверждает, что речь идет об особняке в графстве Гэмпшир, а еще часть денег могла быть потрачена на покупку частного самолета стоимостью $34 млн.

Who is Mr. Fedotov, или мегапроект под вопросом

Ответ на вопрос о том, почему из десятков тысяч файлов «досье Пандоры» именно этот сюжет вызвал такой интерес британских СМИ, несомненно, связан с нынешним бизнесом 74-летнего Виктора Федотова. Его карьера в российском ТЭК начиналась в 1990-х годах в должности директора по маркетингу и сбыту ЛУКОЙЛа, где и могли сложиться отношения Федотова с Семеном Вайнштоком, который в конце девяностых был вице-президентом ЛУКОЙЛа. В 1998–2001 годах Федотов возглавлял ЗАО «Каспийский трубопроводный консорциум», в 2003–2007 годах был председателем совета директоров ВНИИСТ, а потом перебрался в Великобританию.

Широкой британской публике имя Федотова стало известно относительно недавно после того, как ему пришлось раскрыть информацию о своем участии в компании Aquind, которая еще в 2016 году заявила о планах протянуть электрический кабель длиной 150 миль между Портсмутом на юге Англии и французской Нормандией. Утверждается, что по нему можно будет получать с материка электроэнергию в эквивиленте до 5% годового потребления Великобритании.

Первоначально это начинание стоимостью £1,2 млрд ассоциировалось с бизнесменом Александром Темерко, который в начале 2000-х годов был топ-менеджером ЮКОСа, затем уехал в Великобританию, десять лет проработал в нефтесервисной компании OGN Group, после чего начал развивать компанию Aquind. В отличие от совершенно непубличного Федотова, Темерко является медийным персонажем, одним из крупных жертвователей британской Консервативной партии и приятелем ее лидера, премьер-министра Бориса Джонсона.

В ближайшие несколько недель правительство Джонсона, ведущее борьбу с накрывшим Британию энергетическим кризисом, должно было окончательно решить судьбу проекта Aquind, который британская общественность воспринимает далеко не однозначно. Местные жители, выступающие против проекта, утверждают, что строительство приведет к уничтожению земель и мест обитания диких животных.

Теперь же, предполагает Guardian, британским министрам придется рассмотреть неудобные вопросы, связанные с источниками инвестиций Федотова в Aquind, и не могут ли средства, которые консерваторы получали от компании в виде пожертвований, каким-либо образом быть связаны с махинациями на подрядах «Транснефти».

В ответ на запросы Guardian представители Виктора Федотова, Семена Вайнштока, Александра Темерко и Aquind категорически опровергли сведения, представленные в «досье Пандоры». В частности, Виктор Федотов передал через своего адвоката, что сейчас не может ответить на выдвинутые ложные обвинения лично по состоянию здоровья, а также что «никогда не интересовался британской политикой и на протяжении всей своей карьеры действовал открыто и прозрачно». Семен Вайншток, в прошлом десятилетии уехавший в Израиль, заявил, что еще в 2010 году обвинения против него рассматривались российскими компетентными органами, которые «не обнаружили никаких нарушений и оснований для дальнейшего расследования».

Наиболее подробные комментарии представила компания Aquind, заявив, что провела всесторонний анализ общедоступной информации и не обнаружила доказательств какого-либо ущерба для «Транснефти» со стороны ВНИИСТ. Кроме того, британская компания ссылается на результаты аудита «Транснефти», проведенного группами KPMG и PwC, где не было выявлено какого-либо ущерба от ВНИИСТ, и проспект «Транснефти» от 2009 года, в котором не упоминается юридических или коммерческих рисков, связанных с ВНИИСТ. «Aquind будет активно действовать, чтобы защитить свою репутацию и репутацию своих акционеров. Она продолжит развитие проекта Aquind Interconnector, который принесет огромную пользу Великобритании», — заверила компания, пообещав, что энергокабель из Франции принесет британским потребителям экономию в несколько миллиардов фунтов стерлингов за 25 лет работы проекта.

ВНИИСТ, который мы потеряли

До памятного скандала вокруг «Траснефти» в 2010 году деятельность ВНИИСТ редко попадала в поле зрения СМИ, хотя весной 2007 года «Коммерсант» со ссылкой на одного из своих собеседников утверждал, что после ухода из «Транснефти» ее тогдашний президент Семен Вайншток может возглавить именно этот ключевой отраслевой научный институт. «Это не такой уж плохой актив: доходы института в 2005 году превысили $400 млн», — утверждало издание, сообщив также, что 75% акций ВНИИСТа находятся в номинальном держании и их собственники не раскрываются.

Последняя информация подтверждается данными базы «СПАРК-Интерфакс». По состоянию на 2011 год 19,9% акций ОАО «ВНИИСТ» принадлежали Росимуществу, владельцем еще 18,4% выступало московское ООО «Приборпрогресс» (ныне ликвидированное), за которым скрывалась кипрская структура Imperatrix Ltd, а порядка 49% акций были распределены между еще четырьмя кипрскими структурами.

Итак, офшорный след во ВНИИСТ определенно присутствовал, однако в начале 2010-х годов (информация за более ранний период в общедоступных источниках отсутствует) доходы компании далеко не соответствовали указанному выше уровню в сотни миллионов долларов. Если в 2009 году выручка компании, по данным СПАРК, составляла более 1,1 млрд рублей, то к 2013 году она снизилась до 95 млн рублей, а из 12 контрактов, за которые ОАО «ВНИИСТ» боролось в 2010–2013 годах, выиграть удалось лишь два мелких подряда на информационно-консультационные услуги.

Причины случившегося вполне конкретно изложены на сайте одного из нынешних наследников ВНИИСТ. Промежуток 2003–2009 годов на нем именуется периодом «Транснефти», которая в сентябре 2003 года заключила с ОАО «ВНИИСТ» генеральное соглашение о создании на базе института своего отраслевого технического центра. «Акционеров-сотрудников института убеждают продать акции ВНИИСТ», — за этой многозначительной фразой, вероятно, скрывается переход контроля над институтом к людям, которые предпочли скрыться за офшорными структурами.

В конце 2007 года, утверждается дальше, смена генерального директора «Транснефти» привела к пересмотру соглашений о сотрудничестве между трубопроводной монополией и ВНИИСТ — тогда же, следует добавить, пост главы совета директоров института оставил Виктор Федотов.

Уже в феврале 2008 года новый президент «Транснефти» Николай Токарев заявил, что график строительства нефтепровода ВСТО «полностью провален», после чего начался разбор полетов.

В ходе расследования махинаций правоохранители вышли на еще одного крупного подрядчика ВСТО — компанию «Ай Пи Сеть СПб», которая должна была проложить линии связи длиной 24,5 тысячи километров вдоль первой очереди нефтепровода. Стоимость работ была оценена в огромные по тем временам 11 млрд рублей, но деньги, полученные «Ай Пи Сетью», преимущественно растворились в офшорах и лопнувшем Стройкредитбанке бизнесмена Андрея Горбатского (еще одного выходца из ЛУКОЙЛа), а после смены руководства «Транснефти» компанию пришлось банкротить. Конечным ее бенефициаром, предположительно, был не кто иной, как Виктор Федотов, в чьем послужном списке в 2001–2003 годах значится должность председателя совета директоров корпорации «Ай Пи Ленд Лимитед». В российских базах данных корпоративной информации имеются сведения об одноименной компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах и имевшей российскую дочернюю структуру ООО «Ай Пи Ленд», правопреемником которой стала скандальная компания «Ай Пи Сеть СПб».

Банкротство после смены руководства «Транснефти» ожидало и ОАО «ВНИИСТ», причем, судя по данным о финансовых показателях компании за последние годы ее существования, перед этим ее как следует распотрошили.

В 2009–2011 годах совокупный чистый убыток института составил около 835 млн рублей, но в 2012–2013 годах неожиданно была показана чистая прибыль в 242 млн рублей. А сразу после этого ВНИИСТ не смог рассчитаться по требованиям десяти кредиторов на общую сумму 178,6 млн рублей и был стремительно обанкрочен. Об управляемом характере банкротства говорит как минимум то, что между подачей исковых заявлений в Арбитражный суд Москвы и объявлением конкурсных торгов прошел всего год.

В вынесенном в июле 2014 года решении суда о банкротстве ВНИИСТ отмечалось, что балансовая стоимость имущества института составляет более 1 млрд рублей. Однако в феврале 2015 года оно было продано за смехотворную сумму в 7 млн рублей некоему Андрею Курылину, который в дальнейшем стал владельцем ООО «Институт ВНИИСТ» с уставным капиталом 623,6 млн рублей. Любопытно, что прежде эта компания была дочерней структурой кредиторов ОАО «ВНИИСТ» и присутствовала в списке его кредиторов, обратившихся в суд с банкротными исками. Также в этом списке фигурировала еще одна «дочка» ОАО «ВНИИСТ» — ЗАО «ВНИИСТ — Инжиниринговая нефтегазовая компания», которая теперь носит название АО «ВНИИСТ». Между тем ООО «Институт ВНИИСТ» в 2018 году было ликвидировано, а о дальнейшей судьбе Андрея Курылина ничего не известно.

На уже упоминавшемся ресурсе одного из преемников ВНИИСТ эти события описываются следующим образом:

«В 2009–2015 годах… государство выходит из состава акционеров ОАО „ВНИИСТ“, институту запрещено называться „Всероссийским“. Институт теряет государственный статус и становится полностью частным. Здание на Окружном проезде начинает сначала сдаваться частично под офисы, а потом и сам ВНИИСТ начинает арендовать помещение в уже не принадлежащем ему здании. В 2015 году Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов, объектов ТЭК ликвидируется. Институт не оставил явных правопреемников».

Финал этой истории печален. В особняке ВНИИСТ на северо-востоке Москвы сейчас располагается Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии. Полное имя трубопроводного института сейчас носит одна из его «дочек» — АО «ВНИИСТ», которой принадлежит домен vniist.ru. Кроме того, в Москве, по данным СПАРК, зарегистрировано два АО «НИИСТ» — компаний с минимальными оборотами. От одного из ведущих институтов российского ТЭК остались одни воспоминания и «скелеты в шкафу».

"