Posted 12 августа 2020, 12:05
Published 12 августа 2020, 12:05
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Китайская пословица гласит, что человек больше всего устает, когда стоит на месте. Пока нефтегазовый сектор во всем мире подсчитывал убытки, Китай решил обернуть ситуацию в свою пользу. Какой путь выбрал Пекин для восстановления своей экономики, которая более чем на 70% зависит от импорта нефти, читайте в материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Китай первым столкнулся с коронавирусом и закономерно возглавил список стран, начавших выходить из кризиса, когда в остальном мире пандемия еще шла по нарастающей. Уже в мае был побит исторический рекорд по объемам импорта нефти, а в июне значение этого показателя поднялось до еще более высокого уровня. Потребление сырья в начале лета превысило 90% от уровней начала года. Сейчас прогнозы на ближайшее будущее китайской экономики выглядят даже лучше тех, что давались до кризиса.
Китай — второй по величине потребитель нефти в мире. Страна использует почти 13 млн баррелей в день и нуждается в дополнительной энергии для восстановления и роста экономики. Консалтинговая компания Wood Mackenzie ожидает, что потребление нефти в Китае во втором полугодии вырастет на 2,3% до 13,6 млн б/с по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Введенный по всему миру карантин привел к серьезным потрясениям на нефтяных рынках. Встал транспорт, перестали летать самолеты, упал спрос, в нефтехранилищах начало накапливаться сырье. Везде это вызвало беспокойство, но только не в Китае. Сильная зависимость от зарубежных поставок побудила Пекин сосредоточиться на способах предотвращения дефицита энергии.
В итоге Поднебесная выбрала два пути: увеличение импорта и наращивание емкости хранилищ.
По данным China National Petroleum Corporation (CNPC), в 2019 году Китай добыл 191 млн т сырой нефти. Но 73,4% своего спроса на нефть Китай покрывает за счет внешних источников. В первом полугодии, несмотря на пандемию коронавируса, импорт сырой нефти подскочил на 9,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. О массовых закупках свидетельствует и анализ спутниковых снимков китайских хранилищ. Данные Orbital Insight показывают, что сейчас там скопилось 937 млн баррелей нефти. Это самый высокий уровень с начала наблюдений в январе 2017 года.
Есть и более высокие оценки. Коммерческие запасы сырой нефти к концу июня уже выросли до 1,12 млрд баррелей, сказал аналитик SIA Energy Сенг Йик Ти. По информации американской нефтяной аналитической компании OilX, с января по март запасы в Китае достигли 1 млрд баррелей. Этого объема достаточно для эксплуатации китайских нефтеперерабатывающих заводов при уровне загруженности 2019 года в течение почти трех месяцев.
При этом нефтеперерабатывающие предприятия, наоборот, снизили нагрузку.
Средний коэффициент использования оборудования на независимых нефтеперерабатывающих заводах в Шаньдуне упал до 74% в середине июля с рекордного уровня в 76% в июне, по информации китайской консультационной компании Longzhong Information.
Размер стратегических нефтяных запасов китайского правительства является тщательно охраняемой государственной тайной. Но, по данным Rystad, на две крупнейшие экономики мира (США и Китай) приходится около 35% мирового объема хранения сырой нефти.
Массовый приток сырья создает трудности для разгрузочных мощностей, в то время как НПЗ и портовые операторы в провинции Шаньдун, где сосредоточена четверть нефтеперерабатывающих мощностей Китая, поспешно строят новые резервуары для хранения.
По данным Refinitiv, по состоянию на 23 июля около 120 млн баррелей нефти находилось в китайских портах в ожидании разгрузки. Еще в начале месяца цифра составляла примерно 80 млн баррелей. С мая по август в Китай прибыли или ожидаются 117 супертанкеров класса VLСС объемом 2 млн баррелей, подсчитал Bloomberg на основании сервиса отслеживания судов.
Нефть, прибывающая в Китай, была куплена в марте и апреле, когда цены были максимально комфортными для покупателя.
По мнению компании ICIS, некоторые из имеющихся в Китае мощностей для хранения находятся во внутренних районах, далеко от прибрежных портов, и перекачка сырья занимает немало времени. Китай просто не успевает перегружать нефть в резервуары. При этом, как считают в ClipperData, наземные резервуары для хранения в Китае даже близко не заполнены.
Основной движущей силой рекордный показателей импорта нефти стала низкая цена. По данным таможенных органов КНР, стоимость импорта нефти в долларах США за первые пять месяцев 2020 года снизилась на 19,6%. По данным ClipperData, основным источником нефти в плавучих хранилищах Китая служит Бразилия. Доставка нефти в Китай из Бразилии занимает около полутора месяцев. Существенная часть нефти также поступает из Ирака, Саудовской Аравии и Нигерии.
Если брать общие данные по поставщикам сырья в Китай, то, по данным на 2019 год, речь идет о 43 странах. Примерно половина (44,8%) китайской импортируемой сырой нефти прибывает из девяти стран Ближнего Востока.
Тройка лидеров среди поставщиков нефти в Китай по результатам прошлого года выглядит так:
Скачок импорта в мае–июне вовсе не означает, что китайское потребление полностью восстановилось после пандемии коронавируса, полагают аналитики ING.
Скорее всего, это оппортунистическая покупка, учитывая низкую ценовую конъюнктуру, в которой рынок находился последние несколько месяцев.
Логично, что Китай воспользовался самыми низкими ценами за последние годы, чтобы сделать запасы и подготовиться к возобновлению активной деятельности, сэкономив на закупках топлива для своей экономики.
Еще одна причина рекордного импорта нефти в Китай может быть в том, что страна предвидит дальнейшую напряженность в торговых и политических отношениях с США, приводит слова аналитика TS Lombard Бо Чжуана издание Financial Times. «Китай хочет заполнить свои нефтяные резервуары и склады сои на случай, если он не сможет свободно импортировать эти товары», — сказал Чжуан FT.
Михаил Вакилян, зарубежный корреспондент ИРТТЭК