Posted 12 июля 2018,, 09:09

Published 12 июля 2018,, 09:09

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

С больной головы на здоровую: независимые АЗС против ВИНКов

12 июля 2018, 09:09
ФАС вновь ищет виновных в проблемах российского рынка нефтепродуктов, под раздачу попали производители на внутреннем рынке
Сюжет
ННК

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь ищет виновных в проблемах российского рынка нефтепродуктов. На этот раз ФАС решила найти нарушения в работе вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Что характерно, причиной проверки антимонопольной службы послужила информация Российского топливного союза, который, как известно, представляет интересы независимых продавцов ГСМ.

Напомним, в ряде СМИ со ссылкой на протокол заседания ФАС прошла информация, что антимонопольная служба собирается провести проверку деятельности ПАО «НК «Роснефть» в лице ООО «РН-Востокнефтепродукт» и АО «Нефтегазхолдинг» в лице ООО «ННК-Камчатнефтепродукт» и ООО «НК-Приморнефтепродукт».

В документе отмечается, что служба приняла к сведению информацию Российского топливного союза, что данные компании не снизили крупнооптовые цены на нефтепродукты в Магаданской области, Приморском и Камчатском краях.

Кроме того, на заседании отметили продолжающееся снижение объемов реализации бензинов марок АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива на внутреннем рынке при одновременном увеличении накопления запасов нефтяными компаниями.

Если говорить о «Нефтегазхолдинге», то, в отличие от других нефтегазовых компаний, он не поднимал цены в мае 2018 года, о чем официально заявлялось еще месяц назад.

«Принимая во внимание социальные условия в Дальневосточном федеральном округе и являясь социально ответственной компанией, группа ННК за счет своих финансовых ресурсов сдерживает рост цен», – говорилось тогда в сообщении компании. В «Нефтегазхолдинге» подчеркивали, что объем поставок светлых нефтепродуктов на рынок составляет около 100%.

За месяц ситуация не поменялась. Как рассказал представитель «Нефтегазхолдинга» РБК, на внутренний рынок поставляется 100% моторного классового бензина.

В целом по Дальнему Востоку цены компании самые низкие и ниже биржевых. В частности, цена топлива на бирже по региональному индексу Хабаровска составляла 55,7 руб. на бензин марки АИ-92, а на АИ-95 – 57,6 руб. Цены «Нефтегазхолдинга» составляют 55,15 руб. на АИ-92 и 55,7 руб. на АИ-95.

Таким образом, претензии Российского топливного союза к «Нефтегазхолдингу», озвученные Федеральной антимонопольной службой, некорректны. Впрочем, для представителей отрасли, опрошенных «НиК», в этом нет ничего удивительного. Они отмечают, что положение российской нефтепереработки очень тяжелое: из-за увеличения стоимости нефти и налогового маневра переработка сырья стала дороже. Однако правительство приказало сдерживать цены на топливо, что фактически сделало нефтепереработку нерентабельным бизнесом с нулевой прибылью.

В этой ситуации ВИНКи оказались в состоянии сдерживать цены на оптовом рынке нефтепродуктов и на своих АЗС, поскольку стараются покрывать убытки за счет добычи нефти. А независимые нефтетрейдеры, которые покупают топливо у ВИНКов, вынуждены продавать бензин дороже хотя бы на 5 руб., так как это их основная прибыль.

По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, независимые АЗС уже сейчас потеряли 30% своих клиентов. Таким образом, их обращение в ФАС можно объяснить попыткой хоть как-то улучшить положение своего бизнеса за счет вертикально интегрированных нефтегазовых компаний.

Нельзя сказать, что представители независимых АЗС России не понимают, в чем главная причина проблем отрасли. На днях они написали премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву письмо, в котором попросили учесть влияние на рынок нефтепродуктов и нефтепереработку негативных последствий от завершения налогового маневра.

«С учетом мультипликативного эффекта завершение налогового маневра приведет к снижению ВВП страны за счет закрытия предприятий и к существенному росту потребительских цен в большинстве отраслей за счет увеличения цен на топливо. Данные сдвиги потребуют введения новых компенсационных механизмов в виде дополнительного ужесточения налоговой нагрузки на граждан при уже имеющейся социальной напряженности»,

– сообщают авторы письма.

Таким образом, все игроки российского рынка нефтепродуктов прекрасно понимают, что оказались заложниками нового налогового маневра в нефтяной отрасли. И это крайне отрицательно скажется не только на их бизнесе, но и на экономике всей страны.

Ирина Кузнецова

"