Posted 12 марта 2018,, 07:26

Published 12 марта 2018,, 07:26

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Евросоюз между газом и Украиной

12 марта 2018, 07:26
ЕС имеет причины беспокоиться за транзит, так как Украина может пойти на любой шаг – без газа страна еще больше усугубит тяжелое положение экономики, признанное Стокгольмским арбитражом

Разбор судебных претензий «Газпрома» к «Нафтогазу Украины», который был проведен в Стокгольмском арбитраже, наглядно показал, на чьей стороне европейская Фемида. Решения по двум искам оказались в пользу Украины, что, с одной стороны, было предсказуемо. С другой стороны, сложно себе представить большую степень неуважения, которую можно выразить компании и стране, исправно снабжающей Европу энергосырьем. Собственно, именно это и вынудило «Газпром» поставить точку в отношениях с «Нафтогазом».

Стокгольмский арбитраж

22 декабря 2017 года арбитражный суд в Стокгольме вынес вердикт по иску «Газпрома», требовавшего с «Нафтогаза» $56 млрд за недобор газа – нарушение принципа take or pay («бери или плати»). Из-за резкого ухудшения экономики Украины суд постановил оплатить лишь $2 млрд фактических поставок. При этом был снят запрет на реэкспорт газа Украиной, снижен годовой объем закупок по контракту до 5 млрд м3, но подтверждена законность принципа take or pay 80% этого объема. «Газпром» заявил, что не станет оспаривать данное решение.

28 февраля 2018 года Стокгольмский арбитраж рассматривал иск «Нафтогаза», касающийся транзита российского газа через территорию Украины. И тоже вынес решение в пользу Киева – в частности, он постановил, что «Газпром» должен заплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд за недопоставку согласованных объемов газа по транзитному договору (с учетом платы за поставленный газ российская компания должна заплатить $2,56 млрд).

Таким образом, Стокгольмский арбитраж существенно изменил контракт на поставки между «Газпромом» и «Нафтогазом» в пользу последнего опять же из-за «ухудшения экономики Украины», не применил штрафные санкции к «Нафтогазу» за недобор газа, но обязал «Газпром» выплатить штрафы за то, что фактические объемы транзита были меньше, чем по договору.

На это глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил: «Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины».

1 марта российская сторона сообщила о разрыве всех контрактов на поставку газа Украине и транзит голубого топлива через украинскую ГТС. Позже было направлено официальное уведомление «Нафтогазу» о начале процедуры расторжения контрактов в Стокгольмском арбитраже.

Кроме того, 6 марта «Газпром» подал апелляцию на решение Стокгольмского арбитража по искам «Нафтогаза Украины». Об этом сообщил заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев.

Конфликт дороже денег

Симметричный ответ украинской стороны был дан 6 марта коммерческим директором «Нафтогаза» Юрием Витренко, который заявил о намерении пойти еще на одно судебное разбирательство с российским «Газпромом». По его словам, «Нафтогаз» недополучил за недостаточный транзит в 2009-2017 годах около $20 млрд.

Подобные инициативы украинской энергокомпании очень точно прокомментировал в своем Twitter российский сенатор Алексей Пушков: «Чем раньше будут разорваны все отношения с «Нафтогазом», тем лучше. Пусть «Нафтогаз» потом требует, возмущается, добивается и обращается куда угодно: для нас это не будет иметь значения, мы будем свободны от этого покупателя, больше похожего на вымогателя».

Вместе с тем из последнего заявления Витренко очевидным становится тот факт, что украинской стороне, собственно, нужны не столько деньги «Газпрома», сколько сам конфликт. Истинные причины такого поведения «Нафтогаза», судя по всему, лежат совсем в иной плоскости. Их честно обозначил президент Украины Петр Порошенко, который в ходе встречи с министром обороны Швеции заявил: «Поведение Российской Федерации после принятия соответствующего решения Стокгольмским арбитражем… дает дополнительные основания, чтобы подумать, насколько обоснованным с точки зрения энергетической безопасности Европы является проект «Северный поток-2», который монополизирует поставки газа в ЕС со стороны РФ... Я очень надеюсь, что страны северной Европы – Швеция, Финляндия, Дания – сыграют важную роль для того, чтобы не дать РФ использовать инструменты газового шантажа против ЕС и Украины».

Собственно, нелюбовь Киева к новым российским газотранспортным проектам вполне объяснима, так как они угрожают украинской ГТС.

Однако такая «экономическая поддержка» со стороны Стокгольмского арбитражного суда говорит о попытке заинтересованных лиц всеми силами рассорить Россию с ЕС и Украиной, затормозить реализацию «Северного потока-2», а в дальнейшем – получить полный контроль над энергопоставками в ЕС, но не посредством американского СПГ, а выкупив украинскую трубу.

О таком развитии событий красноречиво свидетельствуют высказывания ряда украинских политиков. В частности, депутат Верховной Рады Виктор Балога на своей странице в Facebook написал, что у Киева есть «два варианта» – получить на баланс никому не нужную ГТС и платить за ее содержание или найти на Западе партнера для ее дальнейшей эксплуатации, который сможет выкупить ее полностью или частично у государства. При этом компании ЕС никогда не горели желанием владеть украинской трубой, поскольку хорошо понимали, что в этом случае им придется полностью переложить на свои плечи экономические проблемы Киева. Остаются только американские партнеры, которых данная ситуация вполне устраивает, ведь им и так приходится помогать Украине. В случае же получения контроля над ГТС они смогут как-то компенсировать свои потери и расширить свое влияние на Европу.

Впрочем, пока отраслевые эксперты не склонны драматизировать ситуацию с реализацией проекта «Северный поток-2». Но у них нет четкого понимания того, как будут осуществляться поставки российского газа на европейский рынок до тех пор, пока не будет введен в эксплуатацию новый газопровод.

Евросоюз не обойдется без российского газа

Экономист Михаил Хазин в интервью «НиК» высказал мнение, что разрыв всех контрактов «Газпрома» с «Нафтогазом» может только ускорить реализацию «Северного потока-2».

«Европа не может обойтись без российского газа, при этом она все время шантажировала нас. «Газпром» в некотором смысле шел на поводу у этого шантажа, потому что не хотел портить отношения. История со Стокгольмским арбитражем четко показала, что Евросоюз не является правильным партнером, поэтому «Газпром» должен выстраивать отношения с отдельными потребителями, а не с этим либеральным образованием. Поэтому считаю, что разрыв всех контрактов с Украиной очень сильно поможет «Северному потоку-2», – заявил эксперт.

При этом он отметил, что не может себе представить сокращения поставок российского газа в ЕС.

«В условиях экономического кризиса и потери уровня жизни населения Европа не может позволить себе повышать цену на газ, а цены СПГ сильно выше, чем цены на газ, поставляемый по газопроводу»,

– отметил Хазин. Отвечая на вопрос о возможном транзите газа в ЕС из Туркменистана, он заметил, что газопроводов через Северный Кавказ нет, кроме того, их реализации мешают другие проблемы, как, например, отношения ЕС с Турцией.

Старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев считает, что разрыв отношений «Газпрома» с «Нафтогазом» не должен оказать существенного влияния на реализацию «Северного потока-2».

«Это две параллельные истории. С точки зрения медийного поля это должно способствовать тому, что в ЕС отнесутся с большим пониманием к «Северному потоку-2». Однако фактическое влияние этой истории на реализацию газопроводного проекта будет минимальным. «Северный поток-2» уже находится на глубокой стадии практической реализации, поэтому его ускорение или замедление мне кажется маловероятным», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Экономист Саид Гафуров также считает, что «Северный поток-2» будет реализован, поскольку в нем заинтересованы многие европейские страны. По его мнению, разрыв контрактов с «Нафтогазом» является бумажным процессом.

«Поставки газа в ЕС по ГТС Украины будут осуществляться, это бумажные процессы (разрыв контрактов – прим. «НиК»), к физическим поставкам они не имеют никакого отношения», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов заметил, что без природного газа украинская ГТС никому не нужна.

«Украина не только полностью испортила отношения с РФ. На протяжении последних 25 лет она практически не вкладывала денег не только в модернизацию, но даже в текущий ремонт своей газотранспортной системы. Поэтому сейчас она превратилась в ржавый кусок металлолома», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

Он рассказал, что украинское правительство подспудно готовит украинскую ГТС к продаже.

«Сейчас консультантом и возможной коммерческой структурой, которая будет заниматься сделкой, является инвестиционная компания Ротшильдов. В 2018 году она должна будет закончить предварительную оценку ГТС. Скорее всего, покупатели, если они возникнут, постараются максимально низко ее оценить. После смены собственника, когда ГТС Украины не будет иметь никакого отношения к правительству страны, возможен некий ренессанс во взаимоотношениях с Россией. Но даже в этом случае украинское направление больше никогда не будет единственным и определяющим в политике «Газпрома»,

– отмечает Анпилогов.

Вместе с тем эксперт уверен, что доля России на европейском газовом рынке будет только расти.

«В Европе сокращается собственная добыча в Северном море, Норвегия не может заместить выпадающие объемы, началась стагнация добычи в Алжире, до сих пор не решился вопрос с американским газом. Проект газопровода «Северный поток-2» уже прошел все согласования. Гипотетически Дания может запретить его прокладку в своих территориальных водах. Но все равно это уже трудности второго порядка, так как основные согласования есть», – заметил он.

Заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев также считает, что без газа ГТС Украины никому не нужна.

«Я уже читал ряд высказываний украинских экспертов. Они сожалеют о произошедшем и говорят, что если бы Киев не делал из решения арбитража какую-то стратегическую победу, то можно было бы достигнуть компромисса с «Газпромом», – отметил эксперт в интервью «НиК». Он напомнил, что «побед между поставщиком и клиентом не бывает».

ЕС на перепутье

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что позиция ЕС о том, что проект «Северный поток-2» реализуется только при продолжении украинского транзита, возникла не так давно.

«Эта позиция возникла недавно. Весь вопрос в том, насколько она серьезна: ЕС ритуально показывает Киеву свое расположение или действительно хочет заставить РФ кормить Украину? Вопрос этот серьезный, поскольку кому-то Украину кормить придется. В случае сохранения транзита это ляжет на РФ»,

– заявил эксперт в интервью «НиК». Он подчеркнул, что сейчас мяч на стороне ЕС, поскольку именно европейским странам надо будет решать, что же они хотят.

Стоит отметить, что Украина может пойти на любой шаг и причины беспокойства за транзит имеются.

На днях коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко сообщил, что украинской компании не составит никакого труда получить с «Газпрома» деньги, которые российский холдинг должен выплатить по решению Стокгольмского арбитража, она просто арестует голубое топливо, поставляемое из России в Европу: «Тот же газпромовский газ, который поступает в Германию. Германия – ликвидный рынок. Мы забираем их газ, продаем на бирже и получаем деньги. Вот и все».

Поэтому Евросоюзу надо не тянуть с выбором и решить, хотят ли они оставаться с российским газом или с Украиной.

Екатерина Вадимова

P.S. В минувшие выходные, когда Россия праздновала 8 Марта, стало известно, что Украина начала опись и арест имущества «Газпрома» у себя на территории. Под арест подпало имущество компаний «Газпром сбыт Украина» и «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Арестованы также ценные бумаги института «ЮжНИИГипрогаз» и «Газтранзита».

Глава правительства Украины Владимир Гройсман обязал министерство юстиции страны совместно с руководством «Нафтогаза Украины» скоординировать действия для возможного ареста активов «Газпрома» по всему миру, чтобы заставить «Газпром» заплатить около 368 млрд рублей штрафа согласно решению Стокгольмского арбитража.