Posted 11 марта 2020,, 11:01

Published 11 марта 2020,, 11:01

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Российская граната и саудовская бомба: мировые аналитики о «черном понедельнике» на рынке нефти

11 марта 2020, 11:01
Западные аналитики делают предположения, кто дольше всего выдержит новые экстремальные условия рынка
Сюжет
ОПЕК

Обвал нефтяных котировок, состоявшийся 9 марта, после того как Саудовская Аравия вслед за развалом сделки ОПЕК+ заявила о готовности продавать нефть с большим дисконтом, заставляет задуматься о том, кто дольше всего выдержит новые экстремальные условия рынка. Многие западные аналитики полагают, что именно Саудовская Аравия сейчас находится в наименее выгодном положении, поскольку текущая цена нефти категорически не соответствует параметрам ее бюджета. Россия демонстрирует более высокую готовность принять вызов дешевой нефти, но некоторые зарубежные эксперты предполагают, что в ближайшие месяцы она еще может вернуться за стол переговоров по новому соглашению о снижении добычи. Многое будет зависеть от того, насколько болезненным падение цен на нефть окажется для сланцевых компаний США, которые также оказались вовлечены в ценовую войну.

Бюджетный шок

«Сначала Россия метнула в глобальные нефтяные рынки ручную гранату. Затем Саудовская Аравия сбросила на них бомбу», — эта формулировка из недавнего материала агентства Bloomberg наиболее точно отражает картину настроений на рынке 6 и 9 марта. На решение России отказаться от дальнейшего сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ рынок отреагировал ощутимым, но прогнозируемым падением — намерение же Саудовской Аравии начать большую распродажу нефти обвалило котировки до четырехлетнего минимума — порядка 30 долларов за баррель Brent.

Согласно подсчетам Reuters, всего за один день 9 марта члены ОПЕК потеряли от обвала нефтяных цен более $500 млн.

Падение нефти на $10 за баррель снижает налоговые доходы на 2-4% ВВП в зависимости от конкретной страны, при этом безубыточные с точки зрения бюджетов цены для всех стран Совета по сотрудничеству стран Персидского залива существенно выше текущих значений, заявил агентству Ян Фридрих, глава группы суверенных рейтингов стран Ближнего Востока и Африки рейтингового агентства Fitch. Однако, уточнил он, у стран с более высокими суверенными рейтингами, в частности, Кувейта, Катара и эмирата Абу-Даби, имеется значительный запас прочности, прежде всего в виде суверенных фондов благосостояния.

Первой страной ОПЕК, заявившей о намерении значительно урезать бюджет 2020 года, стала Нигерия, у которой на продажи нефти приходится примерно 90% экспортной выручки. Бюджет страны, принятый в прошлом декабре, предполагал объем добычи в 2,18 млн баррелей в сутки при цене $57 за баррель, но теперь планируется сократить расходы в эквиваленте примерно $34,6 млрд.

В похожей ситуации оказалась и Саудовская Аравия. Моника Малик, главный экономист Abu Dhabi Commercial Bank, сообщила Reuters, что при ценах на нефть, близких к $30 за баррель, Королевство получит двузначный бюджетный дефицит, хотя первоначально Эр-Рияд рассчитывал на 6,4%. Россия, по мнению Малик, гораздо лучше способна противостоять экономическому шоку, чем в 2014 году, когда на нее были наложены западные санкции, или в 2008 году, когда по ней нанес удар глобальный финансовый кризис.

Сечин всему голова

Столкновение между Россией и Саудовской Аравией вокруг стратегии нефтяных цен сводит две эти страны в агрессивной схватке за долю рынка, однако аналитики полагают, что на самом деле они вступили в войну с американской нефтяной индустрией, отмечает CNBC в своем материале, опубликованном вечером 9 марта. Вне зависимости от того, является ли открытая ценовая война преднамеренной, падение цен на нефть может повредить экономике США, приведя к сокращению энергетической отрасли и сместив Америку с позиции крупнейшего мирового нефтедобытчика.

«Хотя руководство ОПЕК сохраняет надежду на то, что обвал цен станет катализатором для примирения между двумя нефтяными тяжеловесами, президент Путин, возможно, не капитулирует быстро.

Мы опасаемся, что может начаться затяжная борьба, поскольку стратегия России, похоже, нацелена не только на американских сланцевых добытчиков, но и на политику принудительных санкций, которая стала возможной благодаря избытку американских энергоносителей»,

— заявила в комментарии для CNBC Хелима Крофт, глава группы глобальных товарных рынков канадского банка RBC. По ее мнению, влияние на позицию президента России мог оказать глава «Роснефти» Игорь Сечин, который давно выступал против сделки ОПЕК+ и был разгневан недавними американскими санкциями против компании Rosneft Тrading.

В свою очередь, вице-президент IHS Markit Дэниел Ергин напоминает, что санкционная приостановка строительства «Северного потока-2» из-за американских санкций стала для России огромным унижением. США противостояли этому проекту, опасаясь, что он позволит России нарастить доминирование на европейском рынке энергоносителей. При этом чиновники администрации Дональда Трампа, напоминает Хелима Крофт, постоянно хвастались способностью США наказать противников американской внешней политики (например, Ирана и Венесуэлы) путем сокращения их доли экспортного рынка нефти, утверждая, что США защищены от давления ценовой конъюнктуры благодаря избытку собственных энергоресурсов.

Американское Министерство энергетики отреагировало на события 9 марта заявлением о том, что США останутся главным мировым производителем энергоносителей благодаря политике, нацеленной на рост. «Попытки государственных деятелей манипулировать нефтяными рынками и оказывать на них шоковые воздействия усиливают значимость роли США как надежного поставщика энергоресурсов своим партнерам и союзникам по всему миру», — сообщило американское Минэнерго, заверив, что США могут и будут противостоять нынешней волатильности цен.

Внезапные саудиты

Однако ряд западных аналитиков предупреждает, что глобальная война за доли рынка нефти может привести к снижению цен еще на 10% и более, что может нанести очень сильный удар по нефтяной отрасли США, поскольку компаниям, имеющим серьезные финансовые проблемы, придется столкнутся с сокращением добычи, банкротствами и вынужденными слияниями. Инвесторы не доверяют нефтяной индустрии, поскольку ее чрезмерные расходы привели к нехватке финансирования, так что капитальные затраты, вероятно, будут еще более ограниченными, констатирует в своем материале CNBC.

Накануне сегмент сланцевой добычи действительно оказался главным слабым звеном фондового рынка — бумаги ряда обремененных долгами компаний, таких как Chesapeake Energy Corp. и Oasis Petroleum Inc., резко упали в цене в ходе биржевых торгов. Тем не менее, на минувшей неделе уровень добычи нефти в США приблизился к очередному рекорду в 13,1 млн баррелей в день, а экспорт достиг отметки 4,15 млн баррелей в день.

«Рынок ожидал, что саудиты будут действовать в своей обычной манере — сокращать добычу для балансировки рынка, однако они поступили прямо противоположным образом.

Теперь вопрос заключается в том, объединяют ли русские и саудиты силы против сланцевой нефти США или же они ведут борьбу друг с другом»,

— отмечает в комментарии для CNBC Франсиско Бланч, глава направления товарных рынков и деривативов инвестбанка BofA Securities. По его мнению, если сейчас реализуется второй из указанных сценариев, то он может оказаться краткосрочным, за чем последует новая сделка по сокращению добычи, исходящая от ОПЕК.

«Реальный политический факт заключается в том, что США гораздо меньше участвуют в ближневосточных делах, чем прежде, а Россия в последние годы вполне выраженно нарастила свое присутствие в этом регионе как политически, так и экономически. Иными словами, Россия имеет на Ближнем Востоке более значительный вес, ее влияние ощущается больше, чем раньше», — добавляет аналитик.

Решение Саудовской Аравии обеспечить избыток предложения на мировом рынке нефти следует воспринимать всерьез, утверждает Селима Крофт, на минувших выходных побывавшая в этой стране. «За 36 часов пребывания в Эр-Рияде нам стало понятно, что главный игрок на мировом рынке нефти намерен вести агрессивную добычу, наводняя и без того затоваренный рынок», — отмечает аналитик, предполагая, что Саудовская Аравия может вернуться к достигнутым в 2018 году максимумам добычи более 11 млн баррелей в день.

Остается лишь понять, как долго продержится эта ситуация. Крис Уифер, директор консалтинговой компании Macro-Advisory, считает, что Москва все еще может решить вернуться к сотрудничеству с ОПЕК, если к осени цены на нефть останутся на очень низком уровне. «Путин не будет готов расходовать финансовые резервы слишком сильно, чтобы финансировать увеличивающийся дефицит бюджета», — заявил эксперт в комментарии Reuters.

«Несмотря на огромные налоговые издержки, которые содержат в себе нынешние меры Саудовской Аравии, она, похоже, настроена держать нефтяной вентиль открытым до тех пор, пока Россия не согласится вновь присоединиться к 23 другим производителям ОПЕК+ ради масштабного сокращения добычи», — добавляет Франсиско Бланч, оценивая новый объем сокращения до 2 млн баррелей в день.

Спекулянты не дремлют

Вместе с тем не стоит забывать и о том, что нынешний обвал цен на нефть был основательно подготовлен биржевыми спекулянтами, которые начали выходить из нефтяных бумаг за несколько недель до «черного понедельника». Джон Кемп, рыночный аналитик Reuters, напоминает, что хедж-фонды еще до того, как продление сделки ОПЕК+ провалилось, начали вторую волну распродажи, связанную с нефтью, и заняли одну из наиболее активных «медвежьих» позиций начиная с ценового кризиса 2014–2016 годов.

За неделю до минувшего четверга хедж-фонды и другие управляющие капиталом продали шесть наиболее важных нефтяных фьючерсов и опционов в эквиваленте 133 млн баррелей, отмечает Кемп.

Были проданы бумаги по Brent на 60 млн баррелей, NYMEX и ICE WTI на 31 млн баррелей, по американскому бензину (25 млн баррелей) и дизелю (4 млн баррелей), а также европейскому газойлю (12 млн баррелей).

За последние восемь недель портфельные менеджеры продали в общей сложности бумаги на 579 млн баррелей — больше, чем купили в последнем квартале 2019 года (533 млн баррелей). К 3 марта совокупная длинная позиция хедж-фондов снизилась до всего 392 млн баррелей, сократившись на 60% с 970 млн баррелей в начале этого года до самого низкого уровня с начала 2019 года. После того, как Саудовская Аравия, вероятно, снимет ограничения по добыче и будет использовать свои возможности по максимуму, цены скорректируются вниз до уровня наименее рентабельного производителя, каковым в последние пять лет были американские сланцевые добытчики, прогнозирует Джон Кемп.

«Думаю, что первоначальные распродажи, которые мы наблюдаем 9 марта, быстро исчерпаются,

— резюмирует в комментарии для CNBC партнер компании Cherry Lane Investments (Нью-Джерси) Рик Меклер. — Мы увидим охотников за сделками, которые войдут в рынок на этом уровне. Самая большая и сложно предсказуемая проблема заключается в том, улягутся ли нефтяные проблемы сами собой и будет ли достигнут некий компромисс с Саудовской Аравией и Россией. Это в интересах обеих стран».

Перевод подготовил Сергей Танакян

"