Posted 11 марта 2019, 13:13
Published 11 марта 2019, 13:13
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
Американские СМИ рапортовали, что США и Китай согласовали предварительные условия сделки по завершению торговой войны, в результате которой весь китайский экспорт в Штаты был обложен пошлинами на $200 млрд, что соответствует 4,3% от общего объема мировой торговли. Одним из итогов переговоров стало намерение Китая начать покупать сжиженный газ из США.
В ходе последнего раунда, по результатам которого президент США Дональд Трамп объявил о «значительном прогрессе» и распорядился отложить намечаемое ранее на 1 марта 2019 г. повышение пошлин, власти Китая согласились пойти на уступки.
Это выразилось в обещании значительно увеличить закупки американских товаров, чтобы сократить дисбаланс во взаимной торговле, который достиг $79,5 млрд в месяц.
В частности, американские СМИ объявили, что достигнута договоренность о том, что Китай начнет покупать в США сжиженный природный газ (СПГ). Закупки должны начаться в 2023 г.
Договоренности США и Китая в первую очередь должны быть достигнуты в области торговли сельхозтоварами, продукцией химической промышленности, комплектующих для автопрома и торговли углеводородами. Каких-либо ответных уступок от администрации Трампа не потребуется: США лишь отменят большинство введенных пошлин. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленных чиновников в администрации Белого дома.
В рамках сделки Китай также обязуется ускорить график снятия ограничений на иностранное владение в совместных предприятиях и снизить тарифы на импортные автомобили ниже нынешнего уровня в 15%.
Американские СМИ сообщили о готовящемся долгосрочном газовом контракте, в рамках которого китайский углеводородный гигант Sinopec закупит в США СПГ на сумму $18 млрд. Поставки начнутся в 2023 г., продавцом будет выступать лидер американского газового экспорта концерн Cheniere Energy. Благодаря объемам продаж этой компании США в 2018 г. стали нетто-экспортером газа.
Заведующий сектором «Энергетические рынки» Института энергетики и финансов Николай Иванов говорит, что и сейчас никто не мешает Китаю покупать незаконтрактованные объемы газа у США, если Штаты готовы продавать его по приемлемой для покупателя цене — ниже стоимости других предлагаемых на рынке случайно появляющихся у производителей сверхконтрактных объемов.
Контракт на $18 млрд может состояться только после ввода в строй шестой по счету линии Cheniere Energy.
На данный момент о ее строительстве только принято инвестиционное решение, то есть даже сам факт возведения еще под вопросом, говорит Иванов. Возведение линии планируется начать в 2020 г.
Иванов отмечает, что покупать Китаю газ или не покупать — это не тот вопрос, который нужно и должно решать на уровне межправительственных переговоров. Рынок торговли СПГ открытый, и китайские компании на нем исторически присутствуют давно. Характерная особенность этого рынка в том, что он работает в условиях долгосрочных контрактов, что не исключает, конечно, и разовых поставок. Разовые контракты — объемы, которые накапливаются в хранилище перед началом контрактной поставки или сверх ее объема.
Cheniere Energy владеет терминалами Sabine Pass и Corpus Christi и реализует единую бизнес-модель, объясняет Иванов. По заявлению компании, 85-95% ожидаемой продукции обоих терминалов законтрактовано по долгосрочным соглашениям SPA с дюжиной крупных покупателей. Остальные объемы компания передает собственному маркетинговому подразделению для реализации на спотовом рынке. Это дает компании уникальную комбинацию долгосрочных контрактов со стабильным денежным потоком и возможность воспользоваться рыночными возможностями по краткосрочным контрактам, учитывающим текущую рыночную конъюнктуру.
На терминале Sabine Pass вступили в строй четыре линии сжижения газа номинальной единичной мощностью по 4,5 млн тонн СПГ в год каждая (пиковая мощность — 5,24 млн тонн). Суммарно это составляет 18 или 21 млн тонн в год. 1-я линия вступила в строй в феврале 2016 г., первая коммерческая поставка состоялась в мае 2016 г. 2-я линия вступила в строй в августе 2016 г., первая коммерческая поставка была в сентябре 2016 г. Для 3-й линии эти даты были в январе и марте 2017 г., для 4-й — в августе и октябре 2017 г. Пятая линия с такими же параметрами вступила в строй в ноябре 2018 г.
В ноябре 2018 г. введена в эксплуатацию первая линия терминала Corpus Christi номинальной мощностью 4,52 млн тонн в год и пиковой — 5 млн тонн (0,6/0,66 млрд ф3 в сутки). Вторая линия терминала должна вступить в строй в апреле 2019 г. Терминал Corpus Christi располагается в Техасе на побережье Мексиканского залива. Corpus Christi — это единственный терминал из согласованных DOE и FERC и находящихся в процессе строительства, представляющий собой проект Greenfield — построенный с нуля. Все остальные строящиеся американские терминалы СПГ — это проекты Brownfields, реализуемые на базе ранее построенных терминалов по приему СПГ, поясняет Иванов.
«На Sabine Pass законтрактовано 21,15 млн тонн и покупателей-китайцев нет. На Corpus Christi законтрактовано 9,05 млн тонн. Тоже под завязку, и тоже без китайцев.
Так что сейчас абсолютно неважно, намерены китайцы покупать газ в США или нет, объемов газа для них нет. Вот на 6-ю очередь, когда она будет построена, китайцы могут прийти, но и за этим газом им придется вставать в очередь»,
— говорит эксперт. Он напоминает, что заключенный контракт вступает в силу с момента первой коммерческой поставки. А первая коммерческая поставка происходит после того, как терминал выходит на проектную мощность, а на это может понадобиться даже год с момента ввода терминала в строй.
«Говоря о том, что Китай будет закупать газ в США, Трамп ничем не рискует, до 2023 г. еще много времени. Sabine Pass может и не подписать договор с Китаем, и как между собой будут разбираться газовые концерны Китая и США — это будет уже проблема, которая возникнет за рамками срока президентства Трампа», — считает Иванов.
При этом источники WSJ отмечают, что, в отличие от Европы, где строительство СПГ-терминалов осуществляется за счет американских инвестиций, пункты приема и регазификации топлива в Китае будут оплачены за счет банков КНР. На это потребуется еще около $3 млрд. Николай Иванов обращает внимание на то, что в Европе терминалы по приему СПГ уже есть и за счет инвестиций из США они не строятся, а реконструируются — в этом и есть свободный рынок, когда инвестор вкладывает средства в проект, который считает выгодным.
В Китае терминалы нужно строить «на пустом месте». Логично, что финансировать их будет именно китайская сторона.
«В конечном итоге газ-то нужен именно Китаю», — резюмирует Иванов.
Заместитель министра торговли и заместитель представителя по международной торговле Китая Ван Шувень заявил в конце прошлой недели, что Китай и США добились существенного прогресса после последнего раунда переговоров по торговле. Сейчас делегации работают над документами, необходимыми для подписания соглашения, в ускоренном режиме.
«Стороны добились конкретного продвижения, и переговоры по-прежнему идут очень активно с целью добиться отказа от вновь введенных тарифов, так чтобы можно было бы вернуться к нормальному ходу дел», — сообщил Ван Шувень.
Стороны переговоров торопятся, считая, что торговый договор все изменит в экономиках США и Китая, а заодно и глобально перетряхнет мировую экономику. Как заявил на днях сам Трамп, после заключения договора «рынки взлетят».
Елена Гостева