Posted 11 января 2018, 08:00
Published 11 января 2018, 08:00
Modified 16 августа 2022, 21:47
Updated 16 августа 2022, 21:47
По данным норвежской аналитической компании Rystad Energy, мировая нефтегазовая промышленность в 2017 году обновила рекорд падения разведанных ресурсов углеводородов. За год было открыто порядка 6,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента – серьезное сокращение по сравнению с 8 млрд баррелей, обнаруженными в 2016 году, и самый плохой показатель с 1940-х годов.
Рекордно низкие достижения геологоразведчиков на протяжении двух последних лет являются результатом сокращения инвестиций, выделяемых на ГРР, на фоне падения цен на нефть. Разведанные в 2017 году объемы нефти и газа вдвое ниже показателя в 15 млрд баррелей нефтяного эквивалента в год, достигнутого и в 2014-м, и в 2015 году, и более чем в четыре раза меньше 30 млрд баррелей нефтяного эквивалента, обнаруженных в 2012 году.
Аналитики Rystad утверждают, что в 2017 году в мире в среднем было разведано примерно 550 млн баррелей в месяц.
Компании серьезно сократили вложения в разведку начиная с середины 2014 года. По данным Rystad Energy, за последние три года они упали на 60%. Один из самых негативных прогнозов сделан в 2017 году Wintershall: из-за снижения инвестиций добыча нефти в ближайшие десять лет может упасть вдвое, если компании не увеличат вложения в upstream.
Малопривлекательным направлением оказалась и разведка газа. В результате коэффициент восполнения добычи новыми ресурсами нефти и газа в 2017 году составил лишь 11% в глобальном масштабе.
Еще в 2012 году он превышал 50%, а в 2006 году достиг 100% благодаря открытию в Туркменистане газового месторождения «Галкыныш». Запасы газа на этом месторождении и его спутниках оцениваются в 27,4 трлн м3. Его освоение на длительную перспективу обеспечило ресурсную базу для экспорта туркменского газа в Китай.
Rystad Energy отмечает серьезное ухудшение ресурсной базы и на шельфе, где нефтяники в последние десятилетия находили крупнейшие месторождения углеводородов. Средний объем открытия в 2017 году в морских акваториях составил 100 млн баррелей нефтяного эквивалента, тогда как еще в 2016 году он достигал 150 млн баррелей.
Мелкие по объемам запасов месторождения могут остаться неосвоенными. По данным Rystad, из 6,7 млрд баррелей нефтяного эквивалента, обнаруженных в 2017 году, в текущей ценовой ситуации более 1 млрд баррелей ресурсов нерентабельны для разработки.
В дальнейшем нефтегазовые компании могут столкнуться с затруднениями в получении доступа к финансированию проектов по добыче углеводородного сырья, падением стоимости акций из-за широко анонсированного в 2017 году отказа ряда крупнейших банковских структур, а также пенсионных фондов вкладывать средства в это опасное для экологии направление. В ходе декабрьской конференции One Planet Summit в Париже Всемирный банк распространил заявление о прекращении финансовой поддержки геологоразведки и разработки нефтяных и газовых месторождений после 2019 года. Аналогичные меры рассматривает и Норвежский суверенный фонд.
Франция собирается прекратить разработку нефти и газа, введя поэтапно к 2040 году запрет на разведку и добычу углеводородов, в том числе на своих заморских территориях. Изменения в законодательстве могут оказать негативное воздействие на ряд крупнейших нефтегазовых компаний, у которых есть планы по освоению имеющего большой потенциал шельфа во Французской Гвиане.
В соседней Гайане (одном из лидеров геологоразведки 2017 года) концерн ExхonMobil в 2017 году нашел на шельфе 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента извлекаемых ресурсов. Американцам принадлежит честь открытия крупнейших месторождений этого года: Payara, Turbot и Snoek. Летом власти Гайаны дали ExхonMobil разрешение на разработку ранее открытого месторождения Liza с запасами 1-1,4 млрд баррелей нефтяного эквивалента – крупнейшего нефтяного актива, обнаруженного за последние десять лет в глобальном масштабе, и второго по объемам запасов из еще не разработанных месторождений нефти. Компания начнет промышленную добычу на этом активе в 2020 году, стартуя со 120 тыс. баррелей в сутки в рамках первого этапа освоения месторождения.
Среди геологоразведочных лидеров года также Сенегал и Мексика.
Американская Kosmos Energy в партнерстве с BP сделала крупнейшее открытие газа на глубоководном шельфе Западной Африки. Компании собираются продолжить разведку, а затем освоить газовые ресурсы Сенегала и Мавритании, планируя создать здесь новый хаб по производству сжиженного природного газа. Австралийская FAR провела сейсмику на сенегальском побережье, прогнозируя новое нефтяное открытие в объеме порядка 1,5 млрд баррелей.
Месторождения Zama и Ixachi вместе с небольшими активами, открытыми в Мексике в 2017 году, поставили на баланс страны около 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента извлекаемых запасов.
Несмотря на эти крупнейшие открытия 2017 года, эксперты наблюдают существенное «измельчание» открываемых месторождений по всему миру, что создает угрозу стабильным поставкам нефти и газа в ближайшие десять лет.
Начало 2018 года, впрочем, может принести новые открытия. Наиболее многообещающими, согласно прогнозам Rystad Energy, могут стать работы на шельфе Нигерии, где Erin Energy ведет бурение на участке Oyo North West Prospect. Прогнозный потенциал превышает 1 млрд баррелей нефтяного эквивалента. О результатах бурения предполагается объявить в конце января – феврале 2018 года.
По мнению аналитиков британской GlobalData, Россия лидировала по количеству новых нефтегазовых месторождений, обнаруженных по итогам трех кварталов 2017 года.
Всего в мире в этот период было сделано 30 открытий нефти и газа, из которых 18 нефтяных и десять газовых месторождений с традиционными ресурсами, одно месторождение тяжелой нефти и одно – нетрадиционного газа.
Российская Федерация лидировала благодаря восьми месторождениям с традиционными запасами нефти, найденным отечественными геологами. Из них два расположены в Западной Сибири, а остальные приходятся на Волго-Уральскую нефтегазоносную провинцию. Далее следует Норвегия с пятью месторождениями (четыре газовых и одно нефтяное), обнаруженными Statoil в норвежской части Баренцева моря, а также в Норвежском море. Еще три месторождения были найдены в этот период в Австралии, по два приходится на Сенегал и Пакистан.
Лидерство среди компаний, разведавших большее количество месторождений, принадлежит российской «Роснефти» (семь активов),
отмечает GlobalData.
По информации крупнейшей российской ВИНК, за девять месяцев 2017 года компания открыла 40 новых залежей и 19 месторождений с запасами 34 млн тонн нефтяного эквивалента по категории АВ1С1+B2С2. Среди главных событий года для «Роснефти» можно отметить бурение «Центрально-Ольгинской-1» в Хатангском заливе моря Лаптевых в Восточной Арктике. Государственная комиссия по запасам недавно подтвердила открытие нового нефтяного месторождения с извлекаемыми запасами более 80 млн тонн высококачественной малосернистой нефти, а геологические запасы этого актива «Роснефти» оцениваются в 298 млн тонн.
Несмотря на санкции, введенные в отношении российской нефтегазовой промышленности, ВИНК продолжает сотрудничество с зарубежными компаниями. В декабре СП «Роснефти» и итальянской Eni начало бурение поисково-оценочной скважины «Мария-1» на Вале Шатского (Западно-Черноморской площади) в Черном море. Это первая сверхглубоководная скважина на шельфе России. Полупогружная установка Scarabeo-9 итальянского подрядчика Saipem ведет бурение скважины на глубине воды более 2 км и 6,126 км от поверхности дна. По информации «Роснефти», прогнозные ресурсы Западно-Черноморской площади превышают 570 млн тонн нефти.
Кроме того, российская ВИНК развивает сотрудничество со своим главным акционером – британской BP. В 2017 году компании создали геологоразведочное СП «Ермак Нефтегаз», выполняющее ГРР в Западной Сибири и бассейне Енисей-Хатанга. BP финансирует геологоразведочные работы на $300 млн.
В 2017 году компании сделали акцент на развитии газовой программы: в конце года было подписано соглашение об освоении запасов сухопутных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа с ресурсным потенциалом более 800 млрд м3 газа. В стратегии «Роснефти» до 2022 года есть планы вывода добычи природного газа на уровень выше 100 млрд м3 в год (серьезный прирост по сравнению с 67 млрд м3 по итогам 2016 года). Что касается геологоразведки, то в планах до 2022 года – 100-процентное замещение новыми ресурсами добываемого углеводородного сырья.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии РФ, инвестиции российских компаний в геологоразведку по итогам 2017 года могут вырасти на 40% по сравнению с 2016 годом, составив 361 млрд руб. По итогам первых трех кварталов 2017 года объемы разведочного бурения в России выросли на 22%, а сейсмики – на 40%. Что касается 2016 года, то 90% инвестиций, вложенных в геологоразведку, пришлось на четыре компании: «Роснефть», «Газпром», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».
Отметим, что одно из крупнейших достижений 2017 года в России принадлежит «Газпром нефти», открывшей на Аяшском лицензионном участке в Охотском море месторождение «Нептун» с геологическими запасами 255 млн тонн нефтяного эквивалента.
В целом же за последние два года компании удалось обнаружить лишь семь месторождений, причем средний объем открытия составляет 26 млн тонн нефтяного эквивалента. Как мы видим, открываемые в ходе ГРР активы постепенно мельчают и в России, но в отличие от глобальных трендов российские компании продолжают инвестировать в разработку углеводородного сырья.