Posted 10 ноября 2018,, 08:39

Published 10 ноября 2018,, 08:39

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Тема недели: Что придет на замену флотскому мазуту?

10 ноября 2018, 08:39
Требование Международной морской организации запретить использование флотского мазута в водах Арктики вызывает много протестов

Изменение климата и новые технологии стремительно развивают судоходство в акватории Северного Ледовитого океана. По мнению ряда ученых, уже к 2050 г. Северный морской путь (СМП) может стать круглогодичной транспортной артерией, поскольку вообще перестанет замерзать. С одной стороны, это должно способствовать экономическому развитию российского Севера, но с другой – несет экологические риски, которые могут очень пагубно отразиться на хрупкой природе Арктики.

На сегодняшний день ученые, экологи и даже крупный бизнес соглашаются с тем, что активная эксплуатация северных морей должна обязательно вестись с учетом самых жестких экологических норм.

В этом регионе требуется эксплуатация современных судов и строительство новой наземной инфраструктуры. Международные морские и экологические организации также стараются внести свой вклад в обеспечение безопасного судоходства в высоких широтах.

В частности, на 73-й встрече Комитета защиты морской среды (MEPC73) Международной морской организации (IMO), которая состоялась в Лондоне, эксперты пришли к выводу, что запрет на использование флотского мазута в водах Арктики должен быть утвержден как можно скорее, уже в 2021 г.

По мнению руководителя программы по экологической политике ТЭК WWF России Алексея Книжникова, в настоящее время наблюдается прогресс по снижению угроз от нефтеразливов флотского мазута в Арктике на международном и российском уровне: «Мы видим все большую поддержку замене мазута на альтернативные виды топлива как со стороны правительств, так и со стороны судоходных компаний». Эксперт отметил чрезвычайную важность заявления главы Минприроды России Дмитрия Кобылкина, озвученного 30 октября, о том, что использование СПГ в качестве экологически чистого топлива должно стать нормой для арктического флота.

Напомним, что в августе 2018 г. российский президент Владимир Путин и финский президент Саули Ниинисте выразили совместное стремление к переходу на более экологичное судовое топливо в Арктике, такое, например, как сжиженный природный газ (СПГ).

Стоит отметить, что к переходу на более современное топливо готовятся и российские судоверфи. Еще год назад, осенью 2017 г., «Совкомфлот», «Роснефть», судостроительный комплекс «Звезда» и «Государственная транспортная лизинговая компания» подписали пакет соглашений о строительстве на российской верфи на Дальнем Востоке пяти нефтеналивных танкеров, ходящих на СПГ. Через год, осенью 2018 г., стало известно, что «Совкомфлот» закажет «Звезде» больше танкеров с двигателями на СПГ. Как сообщил первый заместитель генерального директора компании Евгений Амбросов, заказ будет расширен до десяти судов, все они должны быть построены в срок до 2030 г.

Впрочем, экологи считают, что высокие широты не должны пересекаться с жидкими углеводородами, поэтому, кроме судоходства, на СПГ надо переводить и энергетику северных территорий, то есть «северный завоз».

«Мы провели большую аналитическую работу и добились успеха по продвижению этой инициативы среди российских компаний и отраслевых министерств», – сообщал Книжников в интервью «НиК».

Отраслевые эксперты поддерживают идею отказа от использования флотского мазута в Арктике, отмечая, что это требует значительного технического перевооружения морского и речного судоходства, а также энергетики северных регионов. Но у них нет единого мнения, какое ископаемое топливо наносит меньше вреда экологии. Кроме того, они считают, что любой технический прогресс должен учитывать интересы населения Севера – например, необходимость обеспечения горючим.

СПГ для Арктики – это местное топливо

Руководитель направления «Газ и Арктика» Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Роман Самсонов в интервью «НиК» отметил, что отказ от мазута в Арктике – это очень прогрессивное и правильное направление.

«Россия с 2015 г. входит в соглашение по сокращению использования мазута в качестве топлива для арктических судов. С развитием СПГ-проектов у нашей страны появляется возможность стать лидером в использовании более экологически чистых видов ГСМ»,

– заявил эксперт.

Он рассказал, что Центр энергетики Московской школы управления «Сколково» совместно с WWF изучал эффективность применения СПГ вдоль Северного морского пути.

«Использование сжиженного метана в качестве топлива уже в обозримом будущем позволит значительно сократить экологическое загрязнение Арктики», – отметил Самсонов.

Он пояснил, что СПГ для Арктики – это местное топливо, поскольку его можно производить не только на Ямале, но и в других добывающих регионах.

«Тем более что НОВАТЭК планирует строительство СПГ-терминала для бункеровки судов на Камчатке, фактически там формируется арктический газовый хаб. Кроме того, серьезные работы по созданию подобной инфраструктуры ведутся в районе Владивостока», – считает Самсонов.

Он заметил, что проблемы декарбонизации – потери метана при работе двигателей на СПГ – минимизируются при использовании СПГ рядом с местом производства.

«Развитие газовой промышленности несет нагрузку экологического характера, которая может быть снижена путем повышения технологичности транспортного оборудования, систем заправок. И в любом случае эта нагрузка не идет в сравнение с возможным ущербом от разлива мазута или других тяжелых топлив», – заявил Самсонов.

По его мнению, важность программы по переводу флота на сжиженный метан подтверждает то, что на СПГ переводятся суда обслуживающего класса, однако самым прогрессивным направлением для России является перевод части ледоколов «Атомфлота» на сжиженный метан.

«Есть большая программа перевода на СПГ речного транспорта, это большой флот, требующий перевооружения. Хорошо, что проблема обновления речных судов совпала с возможностью использования нового вида топлива и государственной политикой поддержки данного направления.

Арктическая зона – это более 97 портов, поэтому распространение использования СПГ хотя бы на 10-20% из них – большой прогресс. Использование сжиженного метана еще и экономичнее, поскольку это топливо требует меньше затрат на доставку, чем «северный завоз» с материка»,

– заметил эксперт.

В отношении перевода на СПГ энергетики северных территорий эксперт рассказал, что использование этого топлива дает возможность развития генерации гибридных систем с использованием солнечной или ветровой энергии, где газ служит базовым или резервным топливом.

«Комбинация этих трех топлив позволяет экономить, снижать экологический ущерб. Подобные установки уже активно используют Total и «Газпром нефть», – рассказал Самсонов.

СПГ не заменит «северный завоз»

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев заметил, что судоходство в Арктике очень важно для обеспечения жизнедеятельности северных территорий.

«Я не верю, что наши судовладельцы столь быстро могут перевести свой транспорт на СПГ. Судоходство в Арктике – это прежде всего обеспечение жизнедеятельности северных территорий, таких как, например, Республика Якутия. Это огромный регион, и главные его ворота – арктический порт Тикси. Если туда не будут привозить ГСМ, республика встанет.

Конечно, хорошо использовать более экологичные виды топлив, лучше всего атом, но атомный катер вряд ли будет создан, как и катер, использующий СПГ. С точки зрения организации жизни населения северных регионов перевод на новые виды топлива надо проводить, но очень осторожно. Главное, чтобы в процессе такой модернизации никто не умер», – заявил эксперт в интервью «НиК».

Пропан-бутановая смесь лучше сжиженного метана

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев еще более скептически относится к проблеме повсеместного использования в качестве топлива сжиженного метана. По его мнению, СПГ очень неудобное в использовании топливо и совсем не экологически чистое.

«Оно очень быстро испаряется. Поэтому судно, которое заправлено сжиженным газом, при незапланированной остановке рискует, стоя в порту, через полтора месяца оказаться вообще без топлива. Пропан-бутановая смесь в этом отношении удобнее, она не испаряется, поскольку при давлении 6 атмосфер и комнатной температуре находится в жидком состоянии»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Он пояснил, что, если использовать сжиженный метан, надо сразу учитывать то, что большое его количество попадет в атмосферу.

«Казалось бы, ерунда, но если мы говорим о парниковом эффекте, из-за которого на планете стремительно меняется климат, то метан обеспечивает этот парниковый эффект в 4 раза интенсивнее, чем углекислый газ. Все сейчас борются с выбросами углекислого газа, забывая, что транспортировка СПГ из Кувейта или США в Европу куда вреднее с точки зрения парникового эффекта, чем выбросы углекислого газа, которые производит промышленность той или иной страны», – считает эксперт.

По его мнению, наиболее разумной альтернативой является использование дизельного топлива высокого экологического стандарта, например Евро-5.

«Оно безопасно для окружающей среды, это не мазут. Дизельное топливо прекрасно растворяется в воде и разрушается бактериями. Последнее, кстати, является постоянной головной болью при хранении. С экологической точки зрения качественное дизельное топливо намного безопаснее метана»,

– указал Танкаев. По его словам, использование СПГ было бы трагической ошибкой: поскольку сейчас происходит стремительное таяние полярной шапки, способствовать этому процессу неправильно.

СПГ не остановить

Тем не менее мировой рынок СПГ постоянно растет, а Россия будет стараться занять на нем достойное место. По словам министра энергетики РФ Александра Новака, к 2035 г. доля СПГ в мировой торговле газом может достичь 51% и Россия, с учетом ее газовых запасов, претендует на свое место на рынке. По словам главы российского правительства Дмитрия Медведева, пока доля РФ на рынке СПГ составляет всего 6%.

«В последующие годы – в ближайшие 15 и более лет – мы будет стремиться нарастить ее процентов до 17-20», – заявил премьер-министр России.

Поэтому можно предположить, что применение сжиженного метана в качестве топлива будет развиваться.

Екатерина Вадимова

"