Posted 10 ноября 2017,, 08:15

Published 10 ноября 2017,, 08:15

Modified 16 августа 2022,, 21:45

Updated 16 августа 2022,, 21:45

Цели действующей Энергостратегии-2030 вряд ли будут достигнуты

10 ноября 2017, 08:15
Энергоемкость ВВП России должна быть снижена в два раза для поддержания глобальной конкурентоспособности российской экономики

По оценкам экспертов, в лучшем случае удастся снизить энергоемкость ВВП на 17-18%, тогда как заложенные целевые показатели предполагают снижение на 40% к 2020 году. Для поддержания глобальной конкурентоспособности российской экономики снижение должно быть двукратным.

Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный выделяет ряд наиболее острых проблем в сфере энергосбережения.

Среди них – недостаток экономических и отсутствие внеэкономических (штрафных) стимулов для снижения энергоемкости. Дефицит инвестиций, в том числе крайне низкий уровень бюджетной поддержки, тормозит реализацию проектов и мероприятий в данной сфере.

В части технического регулирования отсутствует достоверная и полная система учета потребляемых энергоресурсов, а также планирование топливно-энергетических балансов.

Как известно, основная нормативно-правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности на сегодня сформирована. Важнейшую роль здесь играет государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», в состав которой включены семь подпрограмм.

«Осуществление заложенных в подпрограмме «Энергосбережение и увеличение энергетической эффективности» мероприятий позволило по итогам 2016 года достичь 11-процентного снижения энергоемкости ВВП, 10-процентного снижения затрат условного топлива на производство электроэнергии, значительного повышения энергоэффективности систем уличного освещения в стране, развития рынка энергосервисных контрактов», – отмечает статс-секретарь Министерства энергетики РФ Юрий Сентюрин.

По его словам, на сегодня в рейтинге энергоэффективности Всемирного банка Россия находится в так называемой «зеленой зоне» с показателем 70 баллов из 100.

Сентюрин согласен, что целевые показатели Энергетической стратегии-2030 вряд ли будут достигнуты.

По его мнению, в числе причин этого объективные трудности, связанные с мировым кризисом цен на нефть, снижением курса рубля и введенными против России санкциями, которые затрудняют доступ к наиболее современным энергосберегающим технологиям.

В свою очередь, заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Рыбас обращает внимание на то, что за десять лет, прошедших с момента принятия основного отраслевого закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», так и не были утверждены нормативные подзаконные акты в части государственного надзора.

«Зачастую полномочия в данной сфере сводятся к проведению формальных проверок на наличие программ энергосбережения, паспортов энергоэффективности, приборов учета. Эффективность такого надзора весьма низкая», – убежден Александр Рыбас.

Концептуальной проблемой заместитель руководителя Ростехнадзора называет недостаточное внимание к повышению энергоэффективности технологических процессов во всех отраслях промышленности РФ.

«Доля затрат электроэнергии на производство единицы продукции в США – 17%, в Китае – 19%, а в России – 40%. А мы продолжаем фокусировать внимание на энергосбережении в коммунальном секторе...»

– отмечает Александр Рыбас.

К слову, комитет Госдумы РФ по социальной политике уже выступил с законодательной инициативой по переносу ответственности за организацию учета энергетических ресурсов и установку счетчиков с потребителя на поставщика. По мнению экспертов, это позволит навести порядок в данной сфере и повысит уровень энергосбережения и дисциплины платежей за энергоресурсы.

Комитет Государственной Думы по энергетике в целом поддерживает такой подход. Однако рассмотрение конкретного законопроекта, внесенного в Госдуму, потребует детальной проработки с соответствующими органами исполнительной власти, увязки с действующей системой организации учета. Целесообразна и возможность предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ в области энергосбережения.

В проекте рекомендаций Комитета по энергетике есть также предложения рассмотреть возможность разработки Порядка составления топливно-энергетических балансов на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации и предусмотреть введение системы штрафов за неэффективное использование энергоресурсов по аналогии с программой увеличения уровня утилизации попутного нефтяного газа.

Вопрос повышения энергоэффективности входит в повестку правительств развитых стран мира, крупнейших корпораций и наднациональных институтов. По данным Международного энергетического агентства, страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), до 2035 года планируют инвестировать в повышение энергоэффективности больше, чем в любую из отдельных отраслей ТЭК.

При этом Россия обладает огромным потенциалом энергоэффективности.

Сегодня энергоемкость российской экономики в полтора раза выше американской, вдвое выше, чем у ведущих стран Европы и Китая, обладающего схожей структурой экономики и энергетики на основе угольной генерации. ТЭК сам является крайне энергоемкой отраслью экономики России, на его долю приходится порядка трети общего потребления энергоресурсов.

"