Posted 10 августа 2020, 09:55
Published 10 августа 2020, 09:55
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Летний «сезон отчётностей» идет полным ходом, хотя в текущей ситуации финансовые результаты компаний (за редким исключением) не оказывают существенного влияния на динамку их капитализации — инвесторы продолжают концентрироваться на глобальной повестке (действия ФРС, ожидания по развитию ситуации с COVID-19, динамика восстановления мировой промышленности и торговли и т. п.). Впрочем, обойти вниманием факт публикации финансовой отчетности за 2 кв. 2020 г. крупнейшими нефтегазовыми корпорациями мы не можем, тем более что результаты их работы оказались значительно хуже по сравнению с 1 кв. 2020 г. (см. комментарий от 4 мая).
Так, снижение средней цены на нефть кв-к-кв с $52/барр. до ~$31/барр. не только сократило денежный поток от операционной деятельности, но и привело к продолжению череды списания активов (прежде всего, на фоне корректировки ценовых прогнозов в сторону понижения) и, как следствие, генерации чистых убытков (см. рисунки 1 и 2). Например, компания Shell отразила списания (здесь и далее post-tax) в размере $16,8 млрд по ряду активов (~48% пришлось на австралийские СПГ проекты, ~28% на сегмент upstream (в большей степени за счет «сланцевых» активов в Северной Америке и оффшорных проектов Бразилии, Европы и Нигерии) и ~24% на сегмент переработки и сбыта). Суммарные списания компании BP составили $10,9 млрд, из которых ~85% было вызвано обесценением активов. Компания Total списала порядка $8,1 млрд (в основном за счет обесценения стоимости проектов по разработке нефтяных песков в Канаде), Chevron — $4,8 млрд (более 50% от этой величины пришлось на Венесуэлу).
В целом, в сложившейся ситуации нефтегазовые компании продолжают искать возможности по адаптации своего бизнеса, которые пока развиваются по двум ключевым направлениям. Прежде всего — это традиционное повышение эффективности за счет совершенствования управления затратами (по этому пути планируют идти американские компании). Так, например, снижение величины CAPEX г-к-г у Exxon составляет 34%, у Chevron — 37%. Помимо этого, планируется продолжение процесса трансформации бизнеса (прежде всего, европейскими компаниями) с фокусом на энергетику в целом. Так, компания BP объявила о переходе из статуса International oil company (IOC) в Integrated energy company (IEC) и планах по сокращению добычи УВС на 40% к 2030 г. Выход отчётностей ключевых компаний региона Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии ожидается в течение ближайших недель.
Московский нефтегазовый центр компании EY