Posted 10 мая 2018,, 10:31

Published 10 мая 2018,, 10:31

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Нефть и газ в апреле 2018 года

10 мая 2018, 10:31
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли от компании «Альпари»
Сюжет
ОПЕК

Рынок нефти – о чем в апреле заочно поспорили Трамп и министр нефти Ирана, и какова дальнейшая судьба «ОПЕК+»?

В апреле бурный рост нефтяного рынка только усилился. Нефть Brent за апрель выросла в цене на 10% до $74,39 за баррель, а техасская нефть WTI прибавила в цене 8% и превысила $68 за баррель. Нефть подорожала до уровней конца ноября 2014 г., с которых и начался резкий двухлетний спад цены на нефть. Удержится ли цена барреля «черного золота» и далее на этих уровнях, продолжит ли с них дальнейшее движение вверх или, оказавшись спекулятивно завышенной, нефть в следующем месяце растеряет потенциал роста? С учетом того, что цена барреля Brent с середины апреля не опускается ниже $70, есть вероятность продолжения роста до $80 за баррель, хотя, на наш взгляд, достижение этого уровня произойдет в ближайшие месяцы, но не дни.

На нефтяном рынке продолжают вербально соперничать «быки» и «медведи». ОПЕК продолжает вселять оптимизм в нефтяные цены.

В середине апреля ОПЕК объявил о снижении добычи нефти участниками нефтяного картеля в марте до годового минимума на фоне сокращения производства в Анголе, Венесуэле, Алжире и Саудовской Аравии. В марте члены ОПЕК добывали в совокупности только 31,96 млн барр. нефти в сутки – исторический минимум с марта 2017 г. В ежемесячном докладе ОПЕК повысила прогноз роста мирового спроса на нефть в 2018 г. на 60 тыс. барр. в сутки – до 98,7 млн б/с благодаря росту спроса в странах Азии и ОЭСР. Картель ожидает роста спроса в 2018 г на нефтепродукты на 1 млн барр. благодаря росту спроса на бензины в США и увеличению продаж автомобилей в мире.

Сделка «ОПЕК+» продолжала действовать в апреле, хотя, вопреки сделанным в конце 2017 г. оптимистичным прогнозам ОПЕК, пока к ней не присоединились новые участники.

Но, судя по бурному росту цены нефти в апреле, пока участникам сделки удается достаточно эффективно балансировать рынок. Российский министр энергетики Александр Новак не исключил в интервью, что после 2018 г. соглашение приобретет более долгосрочный характер. А генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо заявил в апреле, что ОПЕК ожидает ребалансировки нефтяного рынка уже в II-III квартале 2018 г., а не к концу года, как предполагалось ранее. Баркиндо также отметил ведущую роль, которую Россия играет в действующей сделке «ОПЕК+» и выразил уверенность, что «декларация о сотрудничестве [между Россией и ОПЕК – Н.М.] будет продолжена после 2018 года».

Генеральный секретарь ОПЕК заявил, что на саммите ОПЕК, который пройдет в Вене 22 июня 2018 г., может начаться обсуждение проекта «долгосрочного альянса» между нефтяным картелем и странами, не входящими в него. Что это будет за «альянс» и как он будет выглядеть после 2018 г., пока неясно.

Но не исключено, что на июньском саммите будут рассматриваться различные варианты сотрудничества ОПЕК и независимых производителей нефти – от продления сделки «ОПЕК+» еще как минимум на год до официального предложения крупным независимым производителям нефти, прежде всего, России, стать членом нефтяного картеля.

Мы полагаем, что Россия вряд ли на это пойдет, однако, участие в долгосрочных соглашениях с ОПЕК по регулированию нефтяного рынка с более мягкими условиями, чем «ОПЕК+» имело бы смысл. Как бы то ни было, нефть отреагировала бурным ростом.

На заявление Баркиндо также отреагировали аналитики некоторых глобальных инвестиционных домов, в частности, Goldman Sachs. Аналитики считают, что в ближайшее время ценовой тренд по нефти будет направлен вверх, и вряд ли что-то может его изменить, поскольку спрос в мире растет, а добыча снижается. По оценкам Goldman Sachs, высокие цены не зло для мировой экономики, а наоборот, благо, так как экспортеры нефти зарабатывают дополнительные доходы, вкладывая их в развитие экономики. Но не все эксперты глобальных инвестиционных банков согласны с таким оптимистичным мнением. Например, в Commerzbank считают, что апрельский рост цен на нефть вызван лишь обострением геополитической обстановки, в том числе, вокруг Ирана.

Кстати, Иран в лице своего министра нефти Бижана Зангане, являющегося весьма авторитетной личностью в ОПЕК, по всей видимости, относится скептически к текущим высоким уровням цены на нефть. В частности, Зангане заявил, что не считает необходимым продлевать соглашение «ОПЕК+», поскольку цены на нефть и так достаточно высоки. Он высказал довольно неожиданное мнение, что высокие цены на нефть выгодны Трампу, а не ОПЕК, так как США заинтересованы в росте добычи сланцевой нефти, которая уже вышла на окупаемость, и в создании новых рабочих мест в нефтяной промышленности.

ОПЕК же, по мнению Зангане, на июньском саммите будет рассматриваться вопрос о целесообразности дальнейшего продления сделки «ОПЕК+», и, если нефтяной картель признает это нецелесообразным, соглашение не будет продлено.

Интересно также, что министр нефти Ирана говорил о решении, которое будет принимать исключительно ОПЕК, про независимых производителей нефти, участвующих в соглашении, он ничего не сказал. Мы считаем, что заявление Зангане отражает растущие противоречия внутри ОПЕК, в частности, между Ираном и Саудовской Аравией. Не есть ли это сигнал к дальнейшему ухудшению международной геополитической обстановки? Хотя вероятность развязывания антииранской войны представляется весьма низкой, не исключено, что США предпримут какие-либо действия типа ужесточения санкций против Ирана или выхода из ядерной сделки, что приведет к новому витку роста цены на нефть.

Не исключено, что заявление Зангане было своеобразным ответом на твит президента США Дональда Трампа, где он обвинил ОПЕК в искусственном завышении цены на нефть и высказал мнение, что в этом «нет ничего хорошего». Мухаммед Баркиндо поспешил успокоить импульсивного президента, заявив, что входящие в ОПЕК страны позиционируют себя как «друзья США». Господин Баркиндо, на наш взгляд, оказался не совсем искренним, так как, с одной стороны, ОПЕК поддерживает рабочие отношения с Россией, которую в США вовсе не считают другом, с другой – членом ОПЕК является Иран, который тем более не друг США, а у Саудовской Аравии, которая еще несколько лет назад была самым верным другом США на Ближнем Востоке отношения с Соединенными Штатами заметно испортились.

Однако пока неясно, насколько рост окажется долгосрочным. Аналитическая компания Wood Mackenzie недавно выпустила обзор, в котором говорилось, что американские производители сланцевой нефти вышли на окупаемость и могут вести добычу нетрадиционной нефти на собственные средства, не прибегая к заимствованиям.

По оценкам Wood Mackenzie, крупные американские производители сланцевой нефти способны генерировать положительный свободный денежный поток уже при цене в $53 за баррель.

При текущих ценах на нефть у американских нефтяных компаний есть серьезный стимул наращивать производство и, особенно, экспорт нефти.

Министерство энергетики США повысило прогноз добычи нефти в стране на 2019 г. Так, если в 2018 г., по оценкам американского Минэнерго, в США будет добываться 10,69 млн барр. в сутки, что немного ниже, чем в 2017 г. (10,7 млн б/с), то в 2019 г. в США следует ждать сенсационного роста добычи нефти на 7% до 11,44 млн б/с. Этот рост добычи в среднесрочном аспекте не повлияет на цены на нефть, однако, в долгосрочном аспекте может его приостановить. Так что «медведей» на нефтяном рынке, как видим, вполне хватает, и эти настроения в самом конце апреля немного замедлили рост нефтяных цен.

Мнение министра нефти Ирана о том, что США используют высокие цены на нефть для создания новых рабочих мест в нефтяной промышленности, представляется вполне обоснованным. Бюро по безопасности и экологическому контролю США рекомендует смягчить правила бурения на морском шельфе, ужесточенные в 2010 г. после крупной аварии на буровой платформе ВР в Мексиканском заливе. Хотя смягчение пока представляется достаточно формальным, это намерение свидетельствует, что США готовы развивать бурение на шельфе и наращивать добычу нефти в среднесрочной перспективе. Из этого следует, что борьба за долю нефтяного рынка предстоит нешуточная, а это может увеличивать волатильность нефтяных цен.

Так, Китай, Россия и Ангола намерены рассчитываться друг с другом за поставки нефти исключительно в юанях, заключая сделки через Шанхайскую биржу, которая в марте запустила торги нефтяными фьючерсными контрактами.

Тем самым страны хотят, если не подорвать совсем (что в краткосрочном аспекте невозможно), но хотя бы немного ограничить влияние курса доллара на нефтяные цены. Возможно, отчасти по этой причине рост доллара в апреле не оказал негативного влияния на нефтяные цены, хотя раньше эта обратная взаимосвязь считалась почти закономерностью нефтяного рынка.

Тем временем в России в январе-апреле 2018 г. добыча нефти и газового конденсата в России снизилась на 1% в годовом исчислении до 179,4 млн тонн. В апреле добыча нефти и конденсата в России упала на 0,3% к апрелю 2017 г. до 44,9 млн тонн. Ясно, что Россия пока добросовестно выполняет свои обязательства в рамках сделки «ОПЕК+». Однако, скорее всего, такая ситуация не будет продолжаться слишком долго, так как правительство в апреле еще в старом составе одобрило поправки к законопроекту «О континентальном шельфе». Согласно поправкам, в России к аукционам на право пользования недрами континентального шельфа могут допускаться не только государственные, как раньше, но и частные компании. В настоящее время право бурения на шельфе имеют только «Роснефть» и «Газпром». На наш взгляд, допуск частных компаний, обладающих инфраструктурой и финансовыми ресурсами, может способствовать выходу российской нефтедобычи из стагнации.

Мы считаем, что в мае 2018 г. цена нефти Brent может находиться в диапазоне в $70-75 за баррель.

В краткосрочном аспекте динамика цен на нефть будет определяться состоянием коммерческих запасов нефти в США, а также новостями из ОПЕК, в частности, по развитию соглашения «ОПЕК+».

Рынок нефтяных акций – кто «вечно хочет зла, но совершает благо» и какая нефтяная компания вышла в абсолютные лидеры роста за апрель?

Главным событием апреля на российском фондовом рынке стало ужесточение антироссийских санкций со стороны США. Новые санкции распространялись на некоторых олигархов и принадлежащие им компании, в частности, они затронули миллиардера Олега Дерипаску (металлургические корпорации En+, «Русал» и автомобильная группа ГАЗ).

9 апреля индекс Московской биржи рухнул за торговый день сразу на 8%, а рубль упал к доллару почти на 4%.

Однако в течение недели паника на фондовом и валютном рынке улеглась; по итогам апреля индекс Московской биржи даже вырос на 1,8%. А вытащили на себе рост российского рынка акции нефтегазового сектора на фоне бурно растущей в апреле цены на нефть. Помог и Дональд Трамп, который в полной мере оказался соответствующим любимому в России афоризму Гёте: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». В середине апреля президент США объявил, что новые антироссийские санкции США пока вводить не будут, что добавило оптимизма фондовому рынку.

Безусловным и ярчайшим лидером роста в апреле стали акции «Роснефти», за месяц подорожавшие на 23,3%.

По сравнению с мощным апрельским маршем российской госкомпании тщедушный подъем индекса Московской биржи выглядел не как рост, а как слёзы. Основными драйверами акций «Роснефти» стали изменения в стратегии компании, в том числе – объявленный комплекс мероприятий по повышению акционерной стоимости, а также новость о том, что «Роснефть» направит на дивиденды 50% чистой прибыли по МСФО. Связанный с прекращением сотрудничества «Роснефти» и Exxon Mobil мартовский негатив был в апреле полностью отыгран.

Обыкновенные акции «Татнефти» в апреле тоже достаточно мощно выросли – на 13,5%. Как правило, бумаги «Татнефти» в наибольшей степени, чем акции остальных российских нефтяных компаний, чувствительны к динамике цен на нефть, и бурный рост цен на «черное золото» помог заработать хорошие прибыли инвесторам в ее акции. Бумаги ЛУКОЙЛа в нефтегазовом секторе за апрель заняли третье место по динамике роста после «Роснефти» и «Татнефти», капитализация крупнейшей частной нефтяной компании в России поднялась почти на 6%. «Роснефть» и ЛУКОЙЛ в последние два месяца достаточно жестко соперничают в росте капитализации. Если в марте ЛУКОЙЛ на фондовой бирже стоил дороже «Роснефти», то в конце апреля госкомпания вернула себе позиции самой дорогостоящей корпорации в российском нефтегазовом секторе, а ее капитализация увеличилась до 4,03 трлн руб. (капитализация ЛУКОЙЛа за апрель составила только 3,55 трлн руб.). Возможно, одним из стимулов для роста бумаг ЛУКОЙЛа стала новость, что нефтяная компания может приобрести доли в двух новых блоках на казахстанском шельфе Каспия.

Обыкновенные акции «Сургутнефтегаза», давний аутсайдер нефтегазового сектора, в апреле показали неплохую динамику роста, прибавив 3,7% за месяц. А вот акции «Газпром нефти» за апрель показали довольно невыразительную динамику относительно остального нефтегазового сектора, подорожав всего на 2,3%. Тем не менее, по темпам роста в апреле акции «Газпром нефти» обогнали индекс Московской биржи. Все нефтяные и газодобывающие компании опубликовали консолидированную отчетность за 2017 г. по МСФО и готовы платить достаточно высокие дивиденды, что обеспечило дополнительный стимул роста акциям нефтегазового сектора в апреле.

Газовая отрасль – первая нитка «Турецкого потока» построена, «Северный поток-2» движется, а как насчет «Северного потока-3»?

В январе-апреле 2018 г. добыча природного газа в России выросла в годовом исчислении – на 6,8% до 252,6 млрд м3. В апреле в России было добыто 61,86 млрд м3 газа, что выше уровня апреля 2017 г. на 14,2%, однако, на 2,7% ниже мартовского уровня. Причиной роста стал аномально холодный март в Европе и в России. На фоне спада в нефтяной промышленности газовая промышленность, и прежде всего «Газпром», с 2017 г. является одним из локомотивов российского ТЭК и экономики в целом.

Финансовые результаты «Газпрома» по МСФО за 2017 г. оказались не столь блестящими, как операционные. Выручка по МСФО, согласно отчетности, опубликованной в апреле, за 2017 г. выросла только на 7%, а чистая прибыль упала почти на 25%. Скорее всего, по итогам 2017 г. высоких дивидендов по акциям «Газпрома» ожидать не следует.

Несмотря на опубликованные слабые финансовые результаты по МСФО за 2017 г., в апреле «Газпрому» удалось совершить относительный прорыв в процессе строительства газопровода «Северный поток-2».

Вслед за Германией в апреле Финляндия выдала «Газпрому» полный пакет разрешений на строительство трубопровода.

Дания пока является наиболее сложным партнером для оператора строительства газопровода Nord Stream II, однако, премьер-министр Дании Лёкке Расмуссен на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель заявил, что Дания не способна помешать строительству российского газопровода. Она может лишь только замедлить процесс, если надзорные органы не выдадут разрешения на строительство, а «Газпрому» и его партнерам придется строить газопровод в обход Дании. Скорее всего, Дания пытается не испортить отношения с властями Евросоюза, так как Еврокомиссия в апреле четко дала понять, что ЕС и Еврокомиссия не будет централизованно поддерживать «Северный поток-2», но и не будет препятствовать отдельным странам принимать решения по участию или не участию в строительстве газопровода. Напомним, что пока разрешение на строительство не выдала Швеция, хотя в этом королевстве, в отличие от Дании, похоже, препятствовать планам «Газпрома» не намерены.

В самом «Газпроме» преисполнены оптимизма относительно успеха проекта. В конце апреля заместитель председателя правления Александр Медведев в интервью российскому федеральному телеканалу заявил, что если Евросоюз подтвердит спрос на российский газ, то Россия построит даже газопровод «Северный поток-3». Сегодня такое заявление выглядит очень смелым, поскольку проект «Северный поток-2» осуществляется непросто, а на Евросоюз оказывают давление США.

Скорее всего, зампред правления газовой корпорации обнародовал некий существующий в «Газпроме» оптимистичный сценарий развития событий, когда у Европы не окажется иных поставщиков газа, способных конкурировать с Россией.

Сценарий этот, хотя и можно назвать слишком оптимистичным, но трудно назвать нереалистичным. Сколько раз Евросоюз пытался вытеснить «Газпром» с рынка или хотя бы потеснить путем альтернативных газопроводов типа «Набукко» - все бесполезно. Нетрудно догадаться почему: не нашлось крупных поставщиков газа, кроме «Газпрома».

В последние дни апреля «Газпром» сообщил, что глубоководная укладка морского участка первой нитки газопровода «Турецкий поток» завершена. Таким образом, можно считать завершенным строительство первой нитки, предназначенной для турецкого рынка. «Газпром» прогнозирует увеличение добычи газа в 2018 г. на 1%, однако, с ростом спроса в Турции и высоким спросом на газ в Европе этой зимой и весной, не исключено, что концерн по итогам 2018 г. превысит собственные прогнозы.

В апреле акции российских производителей газа показали растущую динамику, хотя и подорожали меньше, чем бумаги нефтяных компаний. Акции «Газпрома» в апреле поднялись только на 2,8%, вероятно, на новости о снижении чистой прибыли по МСФО и ожидании невысоких дивидендов. Но на фоне слабого роста индекса Московской биржи динамика акций «Газпрома» смотрится, несомненно, сильнее. В свою очередь, акции НОВАТЭКа за апрель подорожали на целых 4,2%. По всей видимости, на более мощную динамику акций независимого производителя газа повлияли финансовые результаты за 2017 г. по МСФО. Выручка НОВАТЭКа за 2017 г. выросла на 16%, значительно сильнее, чем у «Газпрома», но чистая прибыль немного подвела, снизившись на 39%. Тем не менее, новость о продлении программы обратного выкупа части акций с биржи оказала положительное влияние на динамику ценных бумаг НОВАТЭКа.

Наталья Мильчакова,

заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»

Материалы по теме
Нефть и газ в марте 2018 года
"