Posted 10 апреля 2019, 09:48

Published 10 апреля 2019, 09:48

Modified 16 августа 2022, 21:47

Updated 16 августа 2022, 21:47

Война в Ливии: история повторяется

10 апреля 2019, 09:48
События в Ливии, как и в 2011 году, вновь спровоцировали рост нефтяных котировок

События в Ливии, как и в 2011 г., вновь спровоцировали рост нефтяных котировок. Цены за баррель Brent плавно перешагнули рубеж $70 и даже поднимались выше. «Бычьим» настроениям на нефтяном рынке помогли и шаги США по сокращению экспорта из Венесуэлы, а также обострение отношений с Ираном. Кроме того, появились сообщения о том, что Саудовская Аравия пригрозила США отказаться от расчетов в долларах при продаже нефти, если Вашингтон примет антикартельный закон NOPEC. И хотя Эр-Рияд впоследствии опроверг эту информацию, очевидно, что политика Соединенных Штатов нервирует рынок черного золота и может привести к серьезным изменениям мировой финансовой системы.

На фоне эскалации военного конфликта в Ливии глава Минэнерго РФ Александр Новак в кулуарах Международного арктического форума заявил о возможности восстановления добычи нефти в рамках альянса ОПЕК+ после июня, если на рынке возникнет неудовлетворенный спрос.

Ранее об этом говорил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Но не стоит забывать, что фактор Ливии в большей степени психологический, поскольку добыча нефти в стране кране нестабильна, хотя в последние месяцы ей удалось вернуться к уровням 2013 г. (1,1 млн б/с). По данным Bloomberg, срыв поставок ливийской нефти нанесет серьезный удар по европейским нефтеперерабатывающим заводам. Но главное, что страна влияет на рынок черного золота не столько нефтью, сколько опасностью разрастания данного конфликта на соседние страны региона.

Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев заметил, что сама Ливия — маленький игрок на нефтяном рынке.

«Дело даже не в количестве нефти, которое продает страна, а в том, в какой стадии находится ближневосточный конфликт», — пояснил эксперт.

Он считает, что в Ливии идет гражданская война, которая не является только внутриливийской проблемой.

«Помимо Ливии, в этот процесс вовлечены Ирак, Сирия и другие. То, что происходит сейчас в Ливии, — результат влияния Ирана и Саудовской Аравии. Это прекрасно понимают все участники нефтяного рынка.

Поэтому обострение военного конфликта в Ливии свидетельствует, что на Ближнем Востоке нет стабилизации, о которой все говорили. Вывод части американских войск с Ближнего Востока не сказался положительно на рынке черного золота; складывается впечатление, что ситуация может обостриться»,

— заявил Танкаев в интервью «НиК».

Эксперт «Международного финансового центра» Владимир Рожанковский напомнил, что добыча нефти в Ливии очень волатильна.

«Ливия — миллионник. При Каддафи добыча достигала 1,3 млн б/с. Во время гражданской войны она падала до 150 б/с. Географически для того, чтобы повстанцам отрезать караваны с нефтью от портов, достаточно провести простую военную операцию. Велик риск, что добыча нефти может сильно упасть.

Волатильность производства от миллиона до 100 очень не нравится рынкам»,

— указал эксперт в интервью «НиК».

По его словам, рынок нервничает и пока еще скромно отреагировал на происходящее в Ливии. Возможна более сильная реакция, то есть поход и на $72-73 за баррель Brent.

Главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович заметил, что влияние ливийского конфликта на нефтяной рынок пока не очень понятно.

«Столкновения в Ливии являются „темной традицией“ последних лет, а их влияние на добычу нефти в республике имеет краткосрочный характер. Дать оценку перспективе влияния текущих столкновений, на наш взгляд, можно будет лишь после понимания вектора развития данных столкновений. Либо стороны вступают в полноценную гражданскую войну, что окажет негативное воздействие на добычу и поддержит котировки в среднесрочной перспективе. Либо стороны вернутся за стол переговоров, а напряженность останется для нефти временным фактором роста. На данный момент мы склоняемся ко второму сценарию развития событий и считаем, что в ближайшей перспективе ливийская добыча будет далека от коллапса», — предположил аналитик.

Он также считает, что венесуэльский фактор отыгран текущими котировками нефти на 70-80%, но его влияние будет иметь более долгосрочный характер.

«Как показало 6 апреля, „репетиция“ операции „Свобода“, целью которой является свержение режима Мадуро, не привела к значительным обострениям. Положение дел позволяет ожидать затягивания политического кризиса в Венесуэле на длительную перспективу. Полагаем, что триггером для сдвига ситуации в ту или иную сторону может стать поворот в отношениях США и РФ: реальное усиление давления на Россию со стороны Штатов может стать вестником усиления политических столкновений в Венесуэле.

На наш взгляд, в перспективе ближайших двух месяцев вероятность ужесточения позиции США по вопросу присутствия РФ в Венесуэле высока»,

— заявил Покатович.

Аналитик отметил, что в перспективе двух-трех месяцев высока вероятность усиления американского давления на Иран.

«Дальнейший спад иранского экспорта с учетом ограничений в Венесуэле и неопределенности в Ливии может привести рынок к ускоренному формированию дефицита в существенных объемах — порядка 500-700 тыс. б/с.

Краткосрочный дефицит поставок сырья летом 2019 г., соответственно, может отправить нефтяные котировки к максимумам 2018 г. — на уровень $80 и выше»,

— предположил он.

Нельзя исключать, что дополнительную нервозность на нефтяной рынок привнесла информация Reuters о намерении Саудовской Аравии отказаться от расчетов в долларах при продаже нефти, если Вашингтон примет законопроект, позволяющий подавать антимонопольные иски в суды США против стран ОПЕК. Позже Financial Times со ссылкой на Минэнерго королевства сообщило, что Саудовская Аравия не имеет планов отказываться от расчетов в американской валюте.

Напомним, что в Конгрессе США обсуждается законопроект, известный как No Oil Producing and Exporting Cartels Act (NOPEC). Принятие данного закона может привести к непредсказуемым последствиям, поскольку тогда участникам нефтяного рынка придется искать «новые деньги», за которые они будут продавать сырье, а это подорвет статус доллара как основной резервной валюты и уменьшит влияние Вашингтона на мировую торговлю. У отраслевых экспертов нет единого мнения относительно возможности принятия данного документа и благоразумия американских законодателей, поэтому и о действиях Эр-Рияда пока судить сложно.

Владимир Рожанковский считает, что Эр-Рияд пока только пугает США, но сама по себе ситуация ненормальная, поскольку все больше стран говорят об отказе от доллара в международных расчетах.

«Это не политпропаганда, это имеет место быть. Американцы используют свои угрозы, а саудовцы — свои. Я не думаю, что Саудовская Аравия откажется от доллара. Все зависит от сроков введения полноценной нефтяной юаневой биржи в Китае», — рассказал эксперт.

Он отметил, что президент США Дональд Трамп феноменально умеет портить отношения со всеми, но закон против ОПЕК принят не будет.

«Санкциями США не охвачена только Австралия и Океания. Тем не менее закон против ОПЕК не будет принят, так как США очень сильно нуждаются в союзнике на Ближнем Востоке, а кроме Саудовской Аравии, союзников у Вашингтона там нет.

Штаты не могут себе позволить роскошь испортить отношения еще и с саудитами. Для Эр-Рияда вопрос сохранения ОПЕК принципиальный. Все закончится обменом любезностями»,

— считает Рожанковский.

Танкаев, напротив, заметил, что Саудовская Аравия достаточно далеко отошла от США.

«В стране сильны антиамериканские настроения. Толчком послужила позиция США во время обострения конфликта королевства с Йеменом. В конце 2015 г. США, как они говорят, по ошибке сбросили в Йемен оружие на полмиллиарда долларов. С тех пор отношения межу Вашингтоном и Эр-Риядом ухудшились. Свою роль сыграло и то, что американцы практически перестали покупать нефть королевства. Саудовской Аравии пришлось изменить рынки сбыта на Юго-Восточную Азию, в первую очередь на Китай и Индию. Там они столкнулись с активной ролью России. В сложившейся ситуации Эр-Рияд, безусловно, может уйти от доллара», — заявил эксперт.

По его мнению, отказ от американской валюты особенно актуален после того, как в начале 2010-х гг. США в лице ФРС провели операцию по управлению ценами на нефть на мировом рынке с целью их повышения.

«Они этого добились, в результате чего смогли провести сланцевую революцию и вытеснить со своего рынка Саудовскую Аравию. Но в процессе этой игры курс доллара по отношению к золоту сильно упал, а многие страны стали убирать доллар из золотовалютных резервов.

Дедолларизация золотовалютных резервов в Саудовской Аравии зашла уже очень далеко. Заменить доллар на что-то другое для них вполне реально, и это что-то другое — золото. Нефть потихонечку возвращается к золотому стандарту»,

— рассказал Танкаев.

Он уверен, что США могут принять закон против ОПЕК и ОПЕК+.

«Через 6 месяцев после создания ОПЕК была учреждена Организация экономического сотрудничества и развития, задуманная как антиОПЕК. Она противостояла и до сих пор противостоит картелю. В какой-то момент ОПЕК потеряла влияние на нефтяной рынок, потому что выросла роль России. Но соглашение ОПЕК+, которое стало возможным только благодаря РФ, вновь добилось контроля над рынком нефти и нефтепродуктов. Позиция стран, входящих в ОПЕК+, расходится с позицией США, поэтому принимать законы против этого объединения для Вашингтона вполне логично», — резюмировал эксперт.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь