Posted 10 февраля 2021, 10:21
Published 10 февраля 2021, 10:21
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Мировой рынок СПГ пострадал из-за вызванной пандемией отмены поставок и сбоев в реализации проектов, однако его будущее после пандемии выглядит многообещающим, убеждены Эндрю Стаффорд и Крис Бриггс из шведской компании Trelleborg. В своем прогнозе, опубликованном на портале WorldOil, они описывают новые возможности поставок СПГ, которые сделают этот рынок более гибким и ориентированным на небольшие проекты.
По мере роста глобального потребления энергии, в особенности в Азии, и перехода к более экологически чистым видам топлива ожидается, что мировой спрос на СПГ удвоится до 700 млн тонн к 2040 году.
СПГ будет играть значительную роль на пути к будущему с более низким уровнем выбросов углерода, где около 80% роста мирового спроса на энергоносители будет обеспечиваться за счет ВИЭ и газа.
Тем не менее, на данный момент нельзя отрицать то влияние, которое на крупномасштабный сектор СПГ оказал коронавирус.
После падения спроса в связи с пандемией покупатели СПГ по всему миру отменили более 100 поставок из США, поскольку цены на топливо в Европе и Азии упали до рекордных минимумов. Более того, в начале текущего года было заказано всего шесть судов для перевозки СПГ. Однако, учитывая снижение темпов отмены поставок и ожидаемый рост заказов, ожидается, что сектор СПГ выйдет из кризиса в более здоровом состоянии, чем до пандемии.
Как отмечалось и раньше, для рынка СПГ характерна цикличность, и 2020 год, вероятно, станет самой низкой точкой в его текущем цикле. Ожидается, что далее рынок вернется к нормальным показателям: согласно прогнозам, цены на СПГ вырастут, а экономическая деятельность начнет нормализоваться.
В будущем спрос на СПГ будет постепенно расти, что поможет стабилизировать избыточное предложение на рынке. Согласно текущим оценкам, до 2024 года глобальные мощности по сжижению газа вырастут примерно на 70 млн тонн (95 млрд кубометров) в год, если будут реализованы в плановом порядке все проекты, включая те, которые находятся на стадии планирования и в преддверии окончательных инвестиционных решений.
Региональным лидером на рынке СПГ останется Азия, и при сохранении низких цен азиатские рынки получат возможность переходить от более загрязняющих источников энергии к более устойчивым источникам, таким как СПГ. Использование плавучих регазификационных установок (FSRU) приведет к дальнейшему снижению барьеров, с которыми сталкиваются развивающиеся рынки, переходящие на СПГ, а также к снижению первоначальных затрат и рисков, связанных с проектами СПГ на суше.
В последнее время началась борьба за рынок Карибского бассейна, который стал открываться для небольших партий СПГ, распределяемых из крупных хабов.
Атлантический бассейн обладает потенциалом для получения СПГ из множества источников, как уже существующих, так и совершенно новых.
Недавний проект плавучего завода по производству СПГ Exmar в Аргентине, проекты компании New Fortress Energy, а теперь и СПГ, напрямую поставляемый с судов из США, смогут обеспечить СПГ для Карибских островах при наличии необходимой инфраструктуры. В ряде случаев это могут быть контейнерные партии или прямая доставка с плавучих СПГ-производств до тех пор, пока не будут построены более стационарные объекты.
Модель поставок СПГ на острова способна работать не только в Карибском бассейне, но и во многих других местах по всему миру, где можно использовать более мелкие распределительные сети, связанные с локализованными крупными хабами. Ранее эту модель уже использовала Япония для распределения партий СПГ из плавучих баз. В рамках многих проектов в Азии также рассматривалась возможность аналогичных моделей распределения или энергетических решений меньшего масштаба.
Понятно, что рынок СПГ будет существовать еще долго, однако уже в недалеком будущем его операционное пространство может измениться.
Большое количество новых небольших проектов может опередить инфраструктуру крупных проектов.
Безопасная и эффективная транспортировка и перевалка СПГ за свою более чем 40-летнюю историю обзавелась завидным списком достижений. Для его пополнения порты, терминалы и суда должны использовать более рациональный подход к взаимодействию между установками при перевалке СПГ, что может оказать огромное влияние на общую эффективность операций. В частности, при управлении операциями FSRU принципиально важны интерфейсы «судно-берег» для выгрузки газа и интерфейсы, соединяющие комплексы по сжижению газа и плавучие установки регазификации.
Перевод: Сергей Танакян