Posted 10 февраля 2018,, 11:01

Published 10 февраля 2018,, 11:01

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Итоги недели: «черный понедельник» в США

10 февраля 2018, 11:01
Фоновый рынок США продемонстрировал резкое падение. Чего ожидать от неминуемой следующей коррекции фондового рынка?

На прошедшей неделе Соединенным Штатам, размышлявшим над введением санкций против суверенного долга РФ, самим пришлось спасать свой фондовый рынок. Падение было кратковременным, но болезненным, а главное, по мнению большинства экономистов, вполне закономерным. При этом за легким биржевым толчком сразу же последовало снижение стоимости нефти. Судя по всему, последующая коррекция фондового рынка США чревата гораздо более глубокими последствиями для всей мировой экономики.

«Все хорошо, прекрасная маркиза...»

5 февраля, в «черный понедельник», американские фондовые индексы продемонстрировали резкое падение. Dow Jones за день потерял рекордные 1175 пунктов, что составляет 4,6%. На 4%, или 113,19 пунктов, снизился S&P 500, куда входят 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию. Та же участь постигла и NASDAQ – минус 3,78%. Президент США по этому поводу высказал искреннее недоумение.

«Сегодня, когда сообщают хорошие новости, фондовый рынок падает. Большая ошибка, у нас так много хороших новостей об экономике!» – написал глава Белого дома на своей странице в Twitter.

Пикантность ситуации придает тот факт, что 5 февраля был первым рабочим днем нового председателя ФРС США Джерома Пауэлла.

Это пугающий старт, тем более что фондовые рынки США, по мнению большинства экономистов, перегреты, а рекордные индексы, которыми обладают многие американские компании, не соответствуют реальной прибыли.

Напомним, что подобное уже происходило в КНР, когда летом 2015 года началось стремительное падение фондовых индексов на китайских биржах. Однако руководство Поднебесной смогло справиться с ситуацией, приняв жесткие административные меры. Сможет ли Вашингтон удержать в своих руках фондовый рынок, если он начнет повторять подобную «коррекцию», остается большим вопросом.

Грозная тень очередного кризиса уже нависла над мировой экономикой.

За США стало «трясти» и Азию. 9 февраля японский индекс Nikkei 225 закрылся снижением на 2,3%, он потерял 8,1% за неделю, испытав максимальное падение за два года. Китайский Shanghai Composite опускался на 6% – до минимума с мая 2017 года. На акции Гонконга также оказывали давление продажи в Китае, индекс Hang Seng снизился на 3,5%. Падение индикатора на 10% за неделю станет худшим с 2008 года.

Можно с уверенностью сказать, что новый кризис затронет всех без исключения. Напомним, за кратковременное падение в «черный понедельник» богатейшие люди мира потеряли $114 млрд, из них богатейшие россияне – $2,1 млрд.

В случае глобального дефолта пострадает деловая активность, а значит, серьезно ухудшится положение на всех рынках, в том числе и углеводородном.

Стоит отметить, что отраслевые эксперты с очень большой настороженностью относятся к факту падения фондовых индексов США. Все сходятся во мнении, что таких скачков надо опасаться, так как пока ни одна из развитых мировых экономик не нашла выхода из мировых экономических кризисов, кроме банального перекредитования. Относительно будущности нефтяного рынка мнения разные, но большая часть убеждена в значимости черного золота, которое, в отличие от фьючерсов и индексов, является реальным и жизненно необходимым сырьем. Эксперты уверены, что в среднесрочной перспективе нефть не будет резко дешеветь.

Коррекция на фондовом рынке США продолжится

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева в интервью «НиК» отметила, что коррекция на фондовом рынке США еще не завершена и в ближайшее время может продлиться.

«Есть вероятность, что S&P опустится минимум до 2400. Коррекция индексов была необходима после такого длительного роста. Но даже если она окажется затяжной, это не должно сильно повлиять на сырьевую отрасль. В случае падения фондовых индексов, связанных с каким-то кризисным явлением или более жесткой политикой ФРС, для нефтяной отрасли могут возникнуть негативные моменты. Они будут связаны с тем, что финансирование нефтяных компаний США станет дороже. Но это только в перспективе, ситуация должна проясниться к сентябрю 2018 года», – пояснила аналитик.

По ее словам, пока доллар снижается.

«Однако если американская валюта будет укрепляться на фоне ужесточения монетарной политики, то тогда стоит ожидать усиления коррекции на товарном и на фондовом рынке. В настоящее время этого не происходит», – заметила Кокорева.

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин заметил, что падение фондовых индексов США уже отразилось на нефти, отступившей от $70 за баррель. По его мнению, причины падения в том, что американский фондовый рынок рос очень быстро и во избежание коррекции на слишком горячей экономике ФРС решила повысить процентную ставку.

«Ожидания повышения процентной ставки и, как следствие, укрепление доллара обеспечили корректировку фондового рынка. Да, корректировка составила 4,5%, или 1500 пунктов, за день, да, она самая болезненная после значимых биржевых крахов, но все равно это только коррекция. По мере приближения к глобальной депрессии колебания становятся более сильными»,

– заявил Михаил Делягин.

В отношении нефтяных цен директор Института проблем глобализации высказал оптимистичную точку зрения.

«Нефть, я надеюсь, перестанет дешеветь. Думаю, что стоимость будет $65 или $65 плюс за баррель. В любом случае больше $60, потому что стоимость нефти ниже этого уровня невыгодна западным корпорациям, которым нужно отыграться после долгого периода низких цен», – заметил эксперт.

США будут экспортировать кризис

Экономист Саид Гафуров считает, что падение на фондовом рынке не обязательно должно отражаться на товарном рынке. Вопрос в том, является ли это просто очередной флуктуацией, когда крупнейшие игроки пытаются зафиксировать убытки заигравшихся миноритарных акционеров, или проявлением более глубокого кризиса.

«С формальной точки зрения само по себе падение фондового рынка не ведет к падению товарных рынков, а скорее наоборот, подстегивает их рост. Но только в том случае, если это не проявление более глубокого и структурного кризиса. Тогда последствия могут быть очень тяжелыми для всей экономики. В самой тяжелой ситуации падение рынка ведет к снижению деловой активности и, соответственно, спроса на углеводороды», – рассказал экономист в интервью «НиК».

Касаясь темы будущего доллара как мировой валюты, он отметил, что в США даже в академических кругах запрещено обсуждать данную тему. Вопрос в том, чем пожертвует США – долларом или бюджетом, то есть дефолтом или инфляцией.

«Существует жесткий запрет на обсуждение данной темы. Они боятся, что фактор прогноза повлияет на ситуацию. Финансовое положение в США очень тяжелое, перспективы выхода из кризиса без жертвы либо долларом, либо бюджетом не просматриваются. Скорее всего, придется жертвовать и тем и другим. Самое главное – в руководстве страны нет консенсуса.

Истеблишмент не готов взять на себя ответственность за последствия возможного тяжелого кризиса и будет стараться экспортировать его за пределы страны, что ударит по всему миру и по России. Если Вашингтон заставит нас платить за их кризис, это будет очень плохо для нашей нефтегазовой отрасли»,

– заметил Гафуров.

Нефть сохранит медленный, но уверенный рост

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов уверен, что в каком-то промежутке времени нефть будет колебаться синхронно с фондовыми индексами, повторяя их динамику.

«Однако нефтью движут более фундаментальные факторы, которые противоположны нынешним тенденциям на фондовом рынке. Одним из них, например, является уровень $50–55 за баррель, после которого начинаются проблемы у сланцевой отрасли», – пояснил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, не стоит ожидать глобальной коррекции нефти, даже если доллар пойдет в зону турбулентности.

«В 1970-е годы уже были «долларовые качели», когда американскую валюту отвязывали от золота. В этот момент, вопреки ожиданиям, стоимость нефти стала расти. Сейчас фундаментальные нефтяные факторы, которые невозможно в отличие от доллара «нарисовать», будут поддерживать черное золото. Пока не нашлись альтернативные источники энергии, которые могли бы в промышленном масштабе заменить нефть, ее стоимость будем медленно, но уверенно расти», – считает Анпилогов.

Касаясь особенностей колебаний фондового рынка, эксперт отметил, что они достаточно прозрачны, но реальная динамика не столь впечатляющая.

«В последние два года ведущие экономики мира демонстрировали скромный рост. Многие моменты роста были связаны со спекулятивным спросом. Например, все обсуждают историю капитализации крипторынка, которая еще месяц назад была $800 млрд и вдруг стала $400 млрд. «Пузыри» накачивались и на других индексах на фоне либеральной финансово-кредитной политики. Поэтому произошла коррекция.

Сейчас перед правительствами ведущих экономик мира встает вопрос: как реагировать на эту коррекцию? С одной стороны понятно, что продолжать накачку деньгами бесполезно, но других рецептов по оживлению экономики нет.

С момента кризиса 2008 года экономика по-прежнему болеет, и вместо оздоровления плохих долгов, они были просто залиты громадным количеством новых кредитов», – рассказал президент фонда «Основание». Это касается всех ведущих экономик мира. В частности, перекредитование китайской экономики достигает не меньших объемов, чем американской и европейской.

Эксперт считает, что пока единственный выход из ситуации – закрытие определенной части экономики, что приведет к десяткам миллионов безработных, экономической рецессии и социальным проблемам: «Но сейчас на это не пойдут, наметившийся курс ужесточения ставок приостановят».

Он также считает, что во властной элите США нет единой позиции по оздоровлению экономики страны.

«Со стороны Трампа присутствует некая идея о сильной американской экономике, это подразумевает доллар в качестве сильной валюты для нужд США. Финансовые власти страны, напротив, хотели бы уронить доллар, чтобы сохранить за ним статус резервной валюты. Обе эти стратегии упрутся в противоречие, когда доллару нужно быть сильным и слабым одновременно. Оно будет присутствовать на всех уровнях. Это приведет к тому, что в какой-то момент пойдет процесс неуправляемой девальвации не только на фондовых, но и на валютных рынках. Тогда и встанет вопрос, что делать с мировой экономикой.

И поскольку действующий президент США – не глобализатор, в Китае принята новая социальная норма, согласно которой страна хочет резко поднимать внутренний спрос и отойти от экспортной модели. В России из-за санкций началось импортозамещение.

Распад мирового экономического пространства на более закрытые зоны произойдет явочным порядком и уже через несколько лет»,

– резюмировал эксперт.

"