Posted 9 декабря 2016,, 10:29

Published 9 декабря 2016,, 10:29

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Заполярный нефтепровод запущен при отсутствии договоренностей по тарифам

9 декабря 2016, 10:29
Нефтепровод - пожалуй, самый проблемным из реализованных за последние годы проектов . Очередным звеном в цепочке конфликтов и скандалов вокруг«Заполярье-Пурпе»стал спор недропользователей и«Транснефти»по поводу тарифов на транспортировку нефти с ряда новых месторождений севера ЯНАО. Недропользователи и ФАС сочли необоснованно завышенным предложенный «Транснефтью» тариф. Вопрос вынесен на рассмотрение правительства, при этом «Транснефть» начала прокачку по новой магистрали без утвержденного тарифа.

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе» оказался, пожалуй, самым проблемным из реализованных за последние годы проектов «Транснефти». Очередным звеном в цепочке конфликтов и скандалов стал спор по поводу тарифов на транспортировку по маршруту, призванному подключить к трубопроводной системе целый ряд новых месторождений севера Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Недропользователи региона, а вслед за ними и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочли необоснованно завышенным предложенный «Транснефтью» тариф. Вопрос вынесен на рассмотрение правительства, при этом «Транснефть» начала прокачку по новой магистрали без утвержденного тарифа.

Подобная проблема была ожидаема. Еще шесть лет назад «НиК» предполагал, что тарифы, которые могут быть установлены на маршруте для компенсации затрат трубопроводной монополии, окажутся неподъемными для нефтяников. Сегодня ситуация осложнилась тем, что изначально оговоренные объемы поставок в нефтепровод в реальности оказались существенно ниже. В результате труба проектной мощностью 45 млн тонн в год в обозримом будущем останется недозагруженной.

В целом, ситуация вокруг «заполярного» маршрута стала очередным свидетельством несовпадения интересов тех, кто добывает углеводороды, и тех, кто их транспортирует.

Распоряжение о строительстве нефтепровода «Заполярье-Пурпе», «северного звена» системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор», тогдашний премьер Владимир Путин подписал в 2010 году. Маршрут считался стратегическим: его создание должно было помочь скорейшей разработке десятка новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края, ввод которых откладывался из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Правительственная программа комплексного освоения региона предполагала, что к 2020 году производство нефти и конденсата возрастет здесь почти втрое – до 115 млн тонн в год и полностью компенсирует падение добычи на традиционных промыслах Западной Сибири. Одновременно новая магистраль способствовала загрузке второй очереди приоритетного нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО) и, как подчеркивала «Транснефть», позволяла нефтяникам выбирать оптимальное направление экспорта – западное или восточное.

Кто платить будет?

Если со строительством первой части системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор» – участка «Пурпе-Самотлор» – особых проблем не возникло, то с его продлением до Заполярья дело с самого начала не заладилось. «Транснефть», параллельно осуществлявшая сразу несколько трубопроводных проектов, заявила, что не осилит за свой счет еще одну стройку, стоимость которой тогда оценивалась в 120 млрд руб.

Осенью 2010 года появились сообщения, что основную часть расходов на реализацию первого этапа проекта должны взять на себя добывающие компании (ТНК-BP, «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ и «СеверЭнергия») путем выкупа ими акций проектной «дочки» «Транснефти». Причем на начало возврата вложенных средств недропользователи могли рассчитывать не ранее чем через четыре года после начала строительства.

Для «Транснефти» такая схема выглядела вполне комфортной, чего не скажешь о нефтяниках. Вместо того чтобы сосредоточиться на решении главной задачи – своевременном запуске новых месторождений с созданием всей сопутствующей инфраструктуры, им пришлось бы отвлекать многомиллиардные средства на непрофильную деятельность. Не удивительно, что предложение строить трубу вскладчину встретило с их стороны серьезные возражения.

Отметим, что разногласия по поводу платы за транспортировку возникли у сторон уже тогда. «Транснефть» соглашалась установить на маршруте устраивающий нефтяников тариф лишь при условии их гарантий по объемам прокачки до 2030 года, что те восприняли без энтузиазма. «У всех там новые месторождения, с абсолютной точностью предсказать их разработку сейчас невозможно», – говорил источник в одной из компаний.

Ситуация все больше напоминала патовую. «Транснефть» пригрозила, что отложит начало строительства нефтепровода на четыре года – до 2016 года. Как показало будущее, заявления об отсрочке запуска маршрута прозвучат еще не раз…

Компромисс был найден к осени 2011 года – можно предположить, во многом стараниями тогдашнего вице-премьера Игоря Сечина, в какой-то момент взявшего на себя роль посредника в переговорах между сторонами. Было решено, что финансировать строительство будет «Транснефть» (на 30% – из своей выручки, на 70% – за счет заемных средств, в том числе полученного от Китая кредита). Свои затраты нефтепроводная монополия впоследствии должна была возместить за счет тарифа, а нефтяники гарантировали поставки на маршрут по принципу take or pay. О конкретных тарифных ставках речь тогда не шла, что выглядело объяснимым с учетом начальной стадии проекта.

Новый расклад

Достижение договоренностей по финансовым вопросам придало проекту «Заполярье-Пурпе» импульс, но не избавило его от новых проблем. Строительство первой очереди началось в марте 2013 г. и было завершено в первом полугодии 2013 г. К тому времени стоимость всего проекта выросла до 200 млрд руб., что побудило группу депутатов Госдумы инициировать расследование на предмет возможной коррупции при его реализации. Подозрения парламентариев, в частности, вызвало почти пятикратное завышение цен при проведении тендера на закупку опорных конструкций для трубопровода.

Хотя Счетная палата при проверке проекта не выявила крупных финансовых нарушений, новый скандал не заставил себя ждать. Осенью 2014 г. «Транснефть» вновь заявила, что запуск нефтепровода, намеченный на 2016 год, может быть отложен на несколько лет. Причина – неисполнение нефтяниками принятых обязательств по сдаче нефти на маршрут. Как объяснял глава «Транснефти» Николай Токарев, эксплуатация существенно недозагруженной трубы грозит компании крупными убытками.

Основные претензии, причем в весьма резкой форме, были адресованы «Роснефти». Последняя, с приобретением ТНК-BP, стала недропользователем ряда месторождений, соседних с Ванкорским (прежде всего Сузунского, Тагульского и Лодочного) и вполне логично решила направить их нефть не в еще не существующую магистраль «Заполярье-Пурпе», а в собственный, успешно работающий, к тому же проходящий рядом с промыслами нефтепровод «Ванкор-Пурпе». Вряд ли этот шаг, который предсказывали многие аналитики, в том числе «НиК», стал сюрпризом для трубопроводной монополии. Тем более что, по словам источника в «Роснефти», компания заблаговременно проинформировала «Транснефть» об изменении маршрутов поставок.

Перенос сроков запуска других месторождений недропользователи объясняли санкциями, ограничившими им доступ к долгосрочному финансированию, а также проблемами освоения участков, большинство которых имеют сложное геологическое строение. Очевидно, что с падением нефтяных цен параметры ряда высокозатратных добычных проектов пришлось пересматривать. Так, по данным СМИ, летом 2015 года «Роснефть» сообщила «Транснефти» о корректировке планов поставок на «заполярный» маршрут. Согласно новым планам, в 2018 году объем поставок должен составить 5,5 млн тонн, в 2019 году – 7,1 млн тонн.

«Транснефть», в свою очередь, заявила, что, несмотря на проблемы с загрузкой, запустит нефтепровод «Заполярье-Пурпе», как и планировалось, в конце 2016-го. Очевидно, что в противном случае трубопроводной монополии пришлось бы разделить с компаниями ответственность за проволочки с вводом новых месторождений.

Объемы и тарифы

Основные проблемы проекта – неопределенность с тарифами и загрузкой – предопределили очередное «осеннее обострение». В начале ноября 2016 года, накануне анонсированного запуска нефтепровода, стало известно, что «Транснефть» предложила установить на нем тариф в 692 руб. за тонну. Монополия мотивировала свое предложение тем, что за время реализации проекта нефтяные компании почти на 60% снизили планы по объемам прокачки.

«Очень медленно, со сдвигом на 4-5 лет, процесс заполнения сдвигается вправо, и экономика становится другой, окупаемость становится далеко за 20 лет, и тариф должен быть значительно выше», – объяснял Николай Токарев.

Позиция «Транснефти» вызвала резкое несогласие недропользователей. В письме в Минэнерго они заявили, что предлагаемый тариф «противоречит условиям предварительных договоров и несет существенные риски рентабельности проектов по разработке месторождений ЯНАО и севера Красноярского края». Компании предложили компенсировать операционные затраты «Транснефти» за счет повышенного тарифа по всей остальной нефтепроводной системе.

Новый виток конфликта породил и новую волну предположений об отсрочке ввода трубы в эксплуатацию. Такие слухи вызывали особую тревогу в связи с недавним запуском первых двух месторождений, нефть которых должна пойти на новый маршрут – Восточно-Мессояхского и Пякяхинского.

После обсуждения ситуации с нефтяными компаниями ФАС предложила снизить тариф до 399,1 руб. за тонну. К процессу подключился вице-премьер Аркадий Дворкович. Как сообщил представитель «Транснефти» Игорь Демин, компания обратилась к Дворковичу с письмом, где поддержала «конструктивное предложение нефтяных компаний по дополнительно установленной индексации тарифа на 2017 год, увеличенного на 1,94%». В результате в 2017 году тарифы на услуги «Транснефти» в целом повысились бы на 6,35%.

ФАС, однако, оставалась непреклонной. «Мы предлагаем не смешивать повышение тарифов в целом по системе и тариф на «Заполярье-Пурпе», – отмечал замруководителя ведомства Анатолий Голомолзин. В свою очередь, начальник управления топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин подтвердил, что служба будет настаивать на размере тарифа в 399,1 руб. за тонну. «Мы считаем, что это экономически обоснованное, достаточно разумное, приемлемое, компромиссное предложение», – сказал чиновник.

Рассмотрение вопроса было отложено на 24 ноября, но окончательное решение, видимо, предстоит принять правительству. По словам Анатолия Голомолзина, на одном из ближайших совещаний кабинет намерен обсудить «два вопроса – тариф по системе в целом и по «Заполярье-Пурпе». Возможно, тарифная проблема будет вынесена на заседание правительственной комиссии по ТЭК, намеченное на 16 декабря.

Тем временем, как сообщил журналистам Дмитрий Махонин 6 декабря, «Транснефть» приступила к транспортировке по нефтепроводу «Заполярье-Пурпе» без утвержденного тарифа.

На очереди – «Куюмба-Тайшет»?

Можно предположить, что более или менее приемлемый компромисс по тарифному вопросу в ближайшее время будет найден. В конце концов, у сторон просто нет иного выхода: труба построена, добыча на Восточно-Мессояхском и Пякяхинском месторождениях уже ведется. Тем не менее, перипетии вокруг многострадального маршрута уже не в первый раз выявили наличие конфликта интересов добывающих компаний, с одной стороны, и владельцев трубопроводной инфраструктуры – с другой.

Сегодня ясно, что нефтепровод «Заполярье-Пурпе» мощностью 45 млн тонн в год долгое время останется недозагруженным. Это, в свою очередь, осложняет перспективы заполнения магистрали ВСТО-2, мощность которой «Транснефть» расширяет до 50 млн тонн в год. А прежние планы правительства по радикальному росту нефтедобычи в «новой нефтегазоносной провинции» уже к 2020 году сегодня выглядят и вовсе несбыточными.

Схожая ситуация, кстати, складывается вокруг нефтепроводного маршрута «Куюмба-Тайшет», который также планировался к запуску в конце 2016 года. Поскольку первоначальные объемы поставок в него тоже были существенно снижены, «Транснефть», видимо, попытается «зашить» в тариф свои затраты на строительство и эксплуатацию трубы. Как сообщает ФАС, вопрос о стоимости прокачки по маршруту «Куюмба-Тайшет» будет увязан с итоговым решением по «заполярному» проекту.

Труба раздора

Как отмечалось в письме, направленном вертикально-интегрированными компаниями в Минэнерго, согласно предварительным договорам на маршруте Заполярье-Пурпе предполагалось установить тариф на уровне среднего значения по системе из расчета на 100 тоннокилометров. По словам авторов, оценочно, в 2016 году тариф должен составлять от головой насосно-перекачивающей станции (ГНПС)-1 – 231,31 руб. за тонну, от насосно-перекачивающей станции (НПС)-2 – 163,4 руб. за тонну, однако на финальной стадии реализации проекта ожидаемый тариф оказался выше в 2,9 раза и в 4,2 раза соответственно.

«Транснефть» приводила свои аргументы. По ее данным, при обосновании строительства трубы компаниями был заявлен объем сдачи нефти в период с 2015 по 2025 годы на уровне 418 млн тонн. При подписании предварительных договоров о транспортировке нефти объем сдачи был снижен до 296 млн тонн. Сегодня в соответствии с актуальными заявками компаний планируемый объем сдачи нефти на маршрут до 2025 года составит 174,4 млн тонн. Таким образом, по данным «Транснефти», общее снижение объемов по сравнению с первоначально планируемыми составило 243,6 млн тонн (58,2%) при смещении сроков начала сдачи нефти на 1-3 лет.

Трудная нефть

Один из первоочередных источников загрузки нефтепровода «Заполярье-Пурпе» – Мессояхские месторождения «Мессояханефтегаза» (совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти»). По доказанным запасам – 480 млн тонн жидких углеводородов и более 180 млрд куб. м газа – проект относится к крупнейшим в ЯНАО. Восточно-Мессояхское, самое северное сухопутное месторождение страны, было введено в разработку в сентябре 2016 года; по итогам года на нем планируется добыть около 600 тыс. тонн нефти. На первом этапе добыча здесь составит 3 млн тонн в год, на пике – до 6,5 млн тонн в год. Запуск второго месторождения проекта, Западно-Мессояхского, намечен на 2020 год. Нефть Мессояхи высоковязкая (до 140 мПа*с); сложное строение месторождений потребовало применения самых современных методов бурения, в частности, горизонтальных скважин с множественными ответвлениями по технологии fichbone («рыбья кость»). Как отмечали недавно в «Мессояханефтегазе», из-за особенностей геологии извлечение мессояхских запасов оказалось более трудоемким и затратным процессом, чем считалось при проведении опытно-промышленной разработки.

На первом этапе в трубу Заполярье-Пурпе направляется и нефть Пякяхинского месторождения (запасы С1+С2 – 86 млн тонн нефти и газоконденсата и 253 млрд куб. м газа). Разрабатывающий это месторождение ЛУКОЙЛ в 2017 году планирует добыть здесь 1,5 млн тонн нефти, в 2021 году – выйти на пик добычи жидких углеводородов в 1,7 млн тонн в год и удерживать его до 2029 года. Вместе с тем СМИ сообщали о возможном пересмотре планов по разработке Пяк-Яхи из-за наличия газовых шапок, что грозит прорывами газа при нефтедобыче. Как заверяют сегодня в ЛУКОЙЛе, геологические особенности месторождения «полностью учтены в проектной документации с целью одновременной добычи нефти, конденсата и газа». Разработка месторождения ведется в том числе с использованием сложных горизонтальных и многозабойных скважин, применяются и другие технологические решения, исключающие возможности прорывов газа.

Схожие трудности: высокая вязкость нефти, сложная геология, обширная газовая шапка – характерны и для Русского месторождения «Роснефти» (извлекаемые запасы 410 млн тонн нефти), которое также рассматривается в качестве потенциального источника загрузки Заполярья-Пурпе. Как сообщал еще в 2011 году оператор Русского «Роспан», достигнуть на Русском коэффициента извлечения нефти, близкого к 30%, можно лишь при использовании современных технологий увеличения нефтеотдачи. По имеющимся данным, промышленный запуск первой очереди Русского намечен на конец 2017 года. Этой осенью «Роснефть» и индонезийская Pertamina предварительно договорились о продаже азиатской компании до 37,5% в проекте. Ранее до 49% в нем предлагалось китайской Sinopec, при этом «Роснефть» и сегодня не исключает возможность разработки Русского в составе консорциума.

Кроме того, в перспективе на маршрут Заполярье-Пурпе должна пойти нефть с месторождений «СеверЭнергии» (СП «Газпром нефти» и НОВАТЭКа), а также, видимо, Восточно-Уренгойского и Ново-Уренгойского участков «Роспана» и Заполярного и Тазовского месторождений «Газпрома».

"