Posted 9 ноября 2018,, 14:24

Published 9 ноября 2018,, 14:24

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Заградительные пошлины – мера крайняя, но реальная

9 ноября 2018, 14:24
Поскольку «джентльменские соглашения» с нефтепроизводителями носят временный характер

О возможности введения запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты ранее заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вице-премьер РФ Дмитрий Козак назвал такую вероятность «высокой». В свою очередь, глава Минэнерго РФ Александр Новак назвал эту меру крайней. К тому же поздно вечером 31 октября было достигнуто соглашение с нефтяниками, которое должно позволить поддерживать оптовые цены, что даст возможность АЗС удержать цены на топливо и обеспечить необходимую маржу.

Эксперты считают, что достигнутые с нефтяниками «джентльменские соглашения» имеют временный характер, а потому дополнительные меры воздействия для защиты внутреннего топливного рынка вполне реальны и правильны.

«Правительство несет ответственность за социальную стабильность в стране. Не секрет, что растущие цены на бензин эту социальную стабильность расшатывают. Растет инфляция, растут издержки компаний и потребителей. Поэтому в случае, если с нефтяными компаниями в дальнейшем не удастся найти компромисс по ценовой ситуации на топливном рынке, запретительные пошлины могут стать реальностью», – говорит Олег Богданов, главный аналитик «Телетрейд Групп».

Другой вопрос, отмечает эксперт, что правительство во многом само виновато в сложившейся ситуации.

К ней привели операции Минфина на внутреннем валютном рынке, когда при растущей нефти падал рубль, а также эксперименты с налоговыми маневрами.

«Нефтяным компаниям запретительные пошлины принесут прямые и серьезные убытки, которые пока оценить очень сложно, так как мы не знаем, какими будут пошлины. Никаких ответных мер нефтяные компании предпринять не смогут, они должны выполнять распоряжения государственных органов. Для отстаивания своих интересов им придется действовать несимметрично, используя лоббистские возможности», – полагает Богданов.

Иван Капустянский, ведущий аналитик Forex Optimum, считает, что ввод заградительных пошлин – это действительно крайняя мера. В случае если они будут введены, компаниям на официальном уровне придется платить в бюджет, а иначе последует наказание в рамках законодательства. Но до этого пока дело не дошло.

«Если говорить, может ли правительство жестко ввести пошлины, то, скорее всего, так и будет, если не найдется компромисс с нефтяниками. Рост цен на бензин вызывает огромное недовольство у населения, особенно в условиях, когда продолжают падать располагаемые доходы граждан, в том числе благодаря повышению НДС и периодической девальвации рубля.

Поэтому, чтобы не усугублять ситуацию, хотя бы этот локальный «пожар» правительство будет тушить жесткими мерами»,

– убежден Капустянский.

По мнению Дениса Лисицына, трейдера-аналитика компании «ФинИст», никакого накала страстей не происходит.

«Все мы знаем, что нефтяная отрасль – бюджетообразующая для страны и нефтяные компании, продавая нефть и нефтепродукты на мировой рынок, получают сверхприбыли», – говорит Лисицын.

По его словам, правительство пытается навести порядок в этой сфере и заставить нефтяников направить сверхдоходы на развитие отрасли и стабилизацию цен на горючее на внутреннем рынке страны, а не на обогащение топ-менеджмента нефтяных компаний, т. е. это скрытый дополнительный налог на прибыль. А нефтяные компании пытаются компенсировать свои недополученные «бонусы» за счет повышения цен на бензин на внутреннем рынке.

«Здесь важно понимать: это не убытки компаний, а неполучение сверхприбыли. Правительство это прекрасно понимает и поэтому пытается найти правильное решение и умерить аппетиты нефтяников.

Иначе, если отпустить ситуацию, мы увидим многократное увеличение цен на горючее, очередной виток инфляции, соответственно, со всеми вытекающими последствиями», – подчеркивает эксперт.

Евгений Удилов, аналитик Института трейдинга и инвестиций «Феникс», дополняет, что в условиях падающих цен на нефть в мире рост стоимости топливной продукции внутри страны выглядит совершенно неприемлемо и логичными будут любые ручные меры правительства, если энергетические компании не считают нужным позволить себе снижение прибыли.

«Конфликт между правительством и нефтяными компаниями станет открытым при условии введения ограничительных мер на экспорт, но если уже сейчас нет договоренностей по правительственному указу, то дополнительные меры давления будут правильными. То есть комментарии премьер-министра по этому поводу вряд ли будут лишь словами»,

– полагает Удилов.

Между тем с начала прошлого месяца цены на нефть после обновления локальных максимумов стали стремительно снижаться на фоне неопределенной ситуации вокруг Ирана и вопросов компенсации иранской нефти на мировом рынке. Существует вероятность возобновления роста котировок, и компании-экспортеры также будут повышать экспортные цены на мировом рынке вслед за ростом нефтяных котировок.

«На внутреннем рынке цены тоже должны будут расти. Чтобы этого не допускать, необходимо уже сейчас предпринимать меры, пока цены находятся в пределах $71-$73 за баррель. Поэтому введение запретительных пошлин на нефть и нефтепродукты в данном случае застрахует от резкого скачка цен на нефть, поскольку с ростом нефтяных цен будут расти и оптовые, и розничные цены на топливо»,

– говорит Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра».

Эксперт отмечает, что правительство пытается иметь реальный рычаг управления и сдерживания роста нефтепродуктов на внутреннем рынке. Надежда на то, что нефтяные компании будут придерживаться своих обязательств и зафиксируют цены на топливо, создает определенные риски для цен на внутреннем рынке. В то же время для нефтяных компаний поставки на внутренний рынок убыточны. Поэтому договоренности с ними, как правило, в таком контексте не работают.

Как видно, правительство разными способами решает проблему роста цен и даже отменило плановое повышение акцизов на бензин и дизельное топливо, а также завершило налоговый маневр, в рамках которого постепенно будут снижены экспортные пошлины с одновременным ростом налога на добычу полезных ископаемых. Введение заградительных пошлин – это еще один рычаг для стабилизации цен на внутреннем топливном рынке. Впрочем, возможно, это не единственный верный вариант.

Так, Дмитрий Козак поручил Минэнерго, Минэкономразвития, ФАС и Минфину до 12 ноября дополнительно проработать вопрос об альтернативных введению заградительных пошлин механизмах насыщения внутреннего рынка нефтепродуктов. В частности, рассмотреть увязку права на экспорт нефти и нефтепродуктов с обязательствами нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний по обеспечению необходимых объемов поставок на внутренний рынок.

Кроме того, возможен запрет экспорта нефти и нефтепродуктов для компаний, не являющихся их производителями.

По мнению Алексея Сазанова, главы департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ, лицензирование экспорта нефтепродуктов остановит перекупщиков, экспортирующих топливо, приобретенное на внутреннем рынке. Запрет позволит стабилизировать цену на внутреннем рынке.

Мария Ромашкина

"