Posted 9 октября 2018,, 08:48

Published 9 октября 2018,, 08:48

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Нефть и газ в сентябре 2018 года

9 октября 2018, 08:48
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли от компании «Альпари»
Сюжет
ЛУКОЙЛ

Рынок нефти. Большая победа ОПЕК+ и маленькая победа Трампа

Рост мировых цен на нефть продолжился. Баррель Brent подорожал на 6%, до $82,69. WTI прибавила почти 5% в стоимости и поднялась до $73,25 за баррель. Цены на нефть, таким образом, обновили четырехлетние максимумы, поднявшись до уровней октября – ноября 2014 г.

В ценах на нефть отыгрывались прежде всего ожидания будущих санкций против Ирана.

Мы уже писали о том, как международные компании готовятся к введению санкций в ноябре и покидают Иран. Представители администрации президента США уже сделали заявление о том, что США никому не позволят обходить эмбарго против Ирана. Это означает, что американцы могут заблокировать находящиеся в США активы компании-нарушителя, запретив ей операции с расчетами в долларах.

В первую очередь заявления касались компаний Евросоюза и государств, отказавшихся поддержать эмбарго в отношении иранской нефти (отказались все, ранее подписавшие соглашение о ядерной сделке, кроме США). Советник президента США Джон Болтон заявил, что Евросоюз «силен в риторике и слаб в доведении дела до конца», подразумевая, что ЕС все равно послушно пойдет в американской упряжке. Тем не менее ряд стран, включая Германию, Францию и Великобританию, вместе с Россией и Китаем подписали соглашение о создании юридических механизмов, позволяющих обойти санкции. В ЕС может быть создана компания, осуществляющая расчеты за поставку нефти в евро.

Но не все заняли антиамериканскую позицию.

В августе Индия сократила закупки нефти у Ирана на 32% по сравнению с июлем, но все равно объем закупок иранской нефти Индией на 56% превышал объемы августа 2017 г. Из этого следует не то, что Индия настроена более проамерикански, а, скорее, то, что в некоторых странах не хотят раздувать скандалы, но продолжают действовать в собственных интересах.

Другим важным событием стала встреча министерского комитета соглашения ОПЕК+ в Алжире 22-23 сентября. По ее итогам была достигнута договоренность о ежемесячном выполнении соглашения о сокращении добычи не более чем на 100% (в августе – на 129%). Перевыполнения плана больше не будет, хотя, как сообщил Bloomberg, участники встречи затруднились спрогнозировать, когда будет достигнут 100-процентный уровень выполнения. Участники встречи также договорились, что по окончании действия ОПЕК+ в декабре 2018 г. будет выработано новое соглашение о контроле за уровнем добычи.

Рынок нефти воспринял это с энтузиазмом, к концу сентября цена Brent превысила $80 за баррель.

Для рынка важнее оказалось продолжение действия ОПЕК+ в 2019 г. в новом формате, чем потенциальное увеличение добычи. Не исключено, как передали Bloomberg и Reuters, что ОПЕК, и в первую очередь Саудовская Аравия, уже в 2018 г. увеличит добычу в среднем на 500 тыс. баррелей в сутки (б/с).

На заседании Генеральной ассамблеи ООН в конце сентября президент США Дональд Трамп, не ограничиваясь критикой в адрес Ирана, обрушился на ОПЕК и ее партнеров, в том числе Россию. ОПЕК, как кажется президенту, имеет существенное влияние на цены и «обворовывает весь мир», а США «не собираются с этим мириться». Ранее в Twitter он раскритиковал ОПЕК за то, что входящие в нее страны не ценят усилий США по поддержанию мира на Ближнем Востоке и делают цену на нефть «все выше и выше». По-видимому, Трамп пытался объяснить избирателям, что он не допустит неконтролируемого роста цены на нефть. Для США, как и для России, актуальна проблема высоких цен на бензин, а у Трампа скоро выборы в Конгресс.

Американского президента не испугались ни ОПЕК, ни рынок.

Министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов Анвар Гаргаш напомнил Трампу, что цены на рынке определяются спросом и предложением. Это вроде бы подействовало на Трампа, и он прекратил перепалку с ОПЕК.

Трамп зря горячился в Twitter и в ООН. Достигнутая на министерском комитете ОПЕК+ договоренность о постепенном отказе от перевыполнения плана по сокращению добычи нефти является компромиссом поставщиков и потребителей. Прежде всего, компромиссом с таким непростым импортером, как США. Договоренность о продлении сделки в новом формате – коллективная победа ОПЕК и ее партнеров, прежде всего России. Цены и в 2019 г. останутся высокими, что будет выгодно всем экспортерам.

Но договоренность участников ОПЕК+ о постепенном увеличении добычи – это и маленькая победа Трампа. Цены на нефть будут расти медленнее, чем могли бы в случае американского эмбарго против Ирана и продления ОПЕК+.

Без пожеланий США, чтобы цены росли не слишком быстро, цена Brent уже к концу сентября могла бы взлететь до $90 за баррель, а к моменту вступления в силу антииранских санкций – до $100 и выше.

Bloomberg в конце месяца сообщил, что крупнейшие западные нефтедобывающие корпорации и ряд крупных нефтетрейдеров предсказывают, что цена на Brent в начале 2019 г. может из-за санкций достигнуть $100 за баррель. По оценкам ряда компаний, сообщал Bloomberg, после введения нефтяного эмбарго против Ирана в IV квартале 2018 г. на рынок будет поступать на 2 млн б/с меньше, чем в III квартале, – цена на нефть станет расти потому, что предложение начнет отставать спроса.

Но Трамп не так прост, работу по предотвращению слишком быстрого роста цен он провел. В Саудовской Аравии и Омане уже назвали комфортным ценовой коридор $70-80 за баррель. С этим согласны и в России. Министр энергетики РФ Александр Новак после алжирской встречи ОПЕК+ заявил, что цена на нефть $100 за баррель не способствовала бы балансу спроса и предложения.

Растущий тренд по нефти в силу объективных причин, по нашему мнению, будет сохраняться, и не исключено, что уровень $100 за баррель по цене Brent будет достигнут к концу I квартала 2019 г.

Рост цены будет плавным – в том, чтобы не допускать скачков цены, и состоит роль ОПЕК+. Это означает, что на рынок могут воздействовать и нерыночные силы, поэтому нельзя сказать, что Трамп ничего не понимает в экономике. А высокие, но плавно растущие цены на нефть будут выгодны и американским производителям.

Возможно, визит министра энергетики США Рика Перри сначала в Москву, а затем в Эр-Рияд накануне алжирской встречи был неслучайным: не исключено, что американский министр пытался договориться с обоими крупнейшими производителями нефти.

Нефтяное лобби – одна из важных политических сил, поддерживающих Трампа, и высокие цены благоприятны для «сланцевиков». По сообщению Bloomberg, штат Северная Дакота, где находится Баккеновская формация, одно из крупнейших месторождений сланцевой нефти в мире, увеличил добычу до 1,27 млн б/с, обогнав Венесуэлу, где в 2018 г. добывается только 1,24 млн б/с. Это, безусловно, стало следствием растущей цены черного золота. Трамп не настолько догматичен, несмотря на агрессивную риторику; ценовой компромисс его устраивает.

Высокие цены благоприятны и для России. За 9 месяцев 2018 г. из-за высоких цен на нефть и либерализации условий соглашения ОПЕК+ добыча нефти и газового конденсата в России в годовом выражении выросла на 0,7%, до 412,504 млн тонн. В сентябре добыча увеличилась по сравнению с аналогичным месяцем 2017 г. на 1,4%, до 46,48 млн тонн.

По нашей оценке, в октябре цена Brent, исходя из ожиданий эмбарго против Ирана и иных факторов, геополитических и погодных, будет находиться между $78 и $88 за баррель.

Рынок нефтяных акций. На фоне санкций российский фондовый рынок обновил годовые максимумы

Индекс Московской биржи вырос на 5,5%, превысив 2475 пунктов и обновив максимальное значение с начала года. Глобальное рейтинговое агентство Fitch выпустило официальный комментарий, что российская экономика имеет запас прочности перед новыми санкциями США, даже если они будут распространены на российский госдолг, так как цена нефти с начала года держится намного выше критического, по оценкам агентства, для России уровня $58 за баррель. Это заявление, на наш взгляд, имело гораздо большее значение для российского рынка акций, чем угрозы Трампа. Похоже, что и авторы санкций осознают, что война, ведущаяся против России с 2014 г., желаемых результатов не принесла и не принесет.

В последние дни сентября на сайте Министерства финансов США появился текст выступления помощника главы министерства Маршалла Биллингсли на одном из комитетов Палаты представителей Конгресса США. В нем говорилось, что США не могут проводить в отношении России такую же санкционную политику, как в отношении Ирана или Северной Кореи, учитывая огромный вес экономики РФ. В противном случае существенный ущерб может быть нанесен американским инвесторам.

Среди акций нефтяных компаний абсолютное лидерство принадлежало бумагам «Роснефти», которые выросли на 12%, обогнав рост индекса Мосбиржи более чем вдвое.

28 сентября прошло внеочередное собрание акционеров нефтяной компании, на котором была одобрена выплата дивидендов за I полугодие 2018 г. в размере 50% чистой прибыли по МСФО (14,58 руб. на акцию). Сильно выросли (на 9,1%) акции «Газпром нефти». Акции ЛУКОЙЛа и «Татнефти» прибавили 6,2% и 6% стоимости соответственно. Прежде всего, такой рост стал следствием растущей динамики цены на нефть. Подешевели только обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (на 4,6%), намного отстав от динамики рынка.

Российские эмитенты нефтегазового сектора, не дожидаясь внешних позитивных новостей (а в сентябре их было много), стали сами заботиться о повышении. Если «Роснефть» использовала выплату промежуточных дивидендов, то ЛУКОЙЛ с первых чисел сентября начал программу обратного выкупа части своих акций. Корпорация намерена выкупить на открытом рынке около 5,2% своих акций примерно на $3 млрд.

«Роснефть» по итогам сентября подтвердила свой статус крупнейшей российской публичной компании по размеру рыночной капитализации, достигшей 5,2 трлн руб. Со значительным отрывом она опередила Сбербанк, чья капитализация выросла до 4,4 трлн руб., и ЛУКОЙЛ (4,3 трлн руб.).

Газовая отрасль. Как визит Рика Перри в Москву повлиял на капитализацию «Газпрома»

За 9 месяцев 2018 г. добыча природного газа в России выросла на 5,7% в годовом исчислении, составив 531,52 млрд куб.м. В сентябре добыча газа выросла на 7,2% в годовом исчислении, до 57,54 млрд куб.м.

В середине сентября Москву посетил министр энергетики США Рик Перри. Его принимал коллега Александр Новак, министр финансов РФ Антон Силуанов и глава «Росатома».

Несмотря на характерную для членов правительства Трампа риторику о санкциях, американец осторожно заявил, что США не хотели бы подойти к «красной черте», за которой начинаются санкции против еще не построенного газопровода «Северный поток – 2».

Перри рассказал в интервью «Коммерсанту», что якобы 26 стран, входящих в ЕС, за исключением Австрии и Германии, не хотят строительства газопровода и, наоборот, хотят покупать сжиженный природный газ у США.

Министр продемонстрировал, что либо недостаточно компетентен в теме европейского газового рынка, либо говорит неправду. Финляндия и Швеция также заинтересованы в газопроводе, поскольку они выдали разрешение на его строительство. Кроме того, покупать СПГ у США на 30% дороже, чем российский газ, не горит желанием даже Польша, заявившая, что полностью отказываться от него она не намерена.

Через два дня после окончания визита своего министра в Россию президент Трамп заявил, что США не собираются вводить санкции против иностранных партнеров «Газпрома», участвующих в «Северном потоке – 2». Он «дружески» покритиковал Германию, посочувствовав ее налогоплательщикам, которые, по его мнению, оплачивают строительство.

По всей видимости, поездка Перри в Москву не стала бесполезной. Она прошла перед встречей ОПЕК+ в Алжире, и, по-видимому, с Россией и, скорее всего, еще и с Саудовской Аравией США достигли договоренности, что цена на нефть не будет слишком резко расти.

Не исключено, что в обмен на более строгий контроль ОПЕК+ над рынком Россия потребовала от США умерить пыл и не распространять санкции на зарубежных партнеров России по «Северному потоку – 2».

Тем временем канцлер ФРГ Ангела Меркель на совместной пресс-конференции с премьер-министрами стран Балтии и президентом Литвы объяснила им важность «Северного потока – 2» с учетом будущего роста потребностей стран Европы в газе, который не должен обходиться европейским странам слишком дорого. Заявление Меркель вызвало понимание у руководства двух балтийских стран, но президент Литвы Даля Грибаускайте продолжила упорствовать в антироссийских настроениях.

По итогам визита Перри в Москву немецкая деловая газета Handelsblatt выпустила статью, в которой говорилось, что Германия давно не зависит от какого-либо одного источника природного газа, в том числе российского. Доля российского газа на рынке Германии составляет 6%, остальное приходится на поставки из Норвегии и других европейских стран, а также на собственные запасы. Германия не будет покупать СПГ у США, так как диверсификация немецкого газового рынка уже давно произведена, и Трампу не нужно беспокоиться, что Германия «слишком зависима» от поставок газа из России.

«Газпром» распространил пресс-релиз, что газопровод «Сила Сибири», по которому корпорация намерена поставлять газ в Китай, построен на 93% и укладка нитки на российской территории завершена. Поставки российского газа в Китай начнутся в декабре 2019 г. (КНР намерена импортировать из России до 38 млрд куб.м газа в год). На российской территории уложено и более 80% второй нитки газопровода «Турецкий поток», по которой газ пойдет в Южную и Юго-Восточную Европу во второй половине 2019 г.

Акции российских газовых компаний выросли, темпы их роста превысили рост индекса Мосбиржи.

Акции «Газпрома» подорожали на 9,3%, оказавшись вторыми по темпам роста в нефтегазовом секторе после «Роснефти». Акции НОВАТЭКа совсем немного отстали от бумаг «Роснефти» и «Газпрома», прибавив в стоимости 8,2% после рекордного сентябрьского роста на 16%.

В начале сентября на новостях о сильном росте дивидендов НОВАТЭК на Московской бирже впервые в истории немного обогнал «Газпром» по размеру рыночной капитализации, ненадолго став четвертой крупнейшей российской компанией после «Роснефти», Сбербанка и ЛУКОЙЛа. По итогам сентября НОВАТЭК снова оказался на пятом месте в России по капитализации (3,5 трлн руб.), а «Газпром» на положительных новостях о «Северном потоке – 2» вышел на четвертое место с капитализацией 3,9 трлн руб.

Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари»

"