Posted 9 июля 2021,, 10:03

Published 9 июля 2021,, 10:03

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

ОПЕК+ создаёт волатильность на нефтяном рынке

9 июля 2021, 10:03
Сначала цены на нефть позитивно отреагировали на отсутствие консенсуса у ОПЕК+, однако затем опасения бесконтрольной добычи взяли вверх

На прошедшей неделе в нефтяные котировки вернулась волатильность. В конце прошлой недели по итогам двух дней переговоров страны ОПЕК+ так и не смогли достигнуть консенсуса, в связи с чем заседание было перенесено на понедельник. Однако сначала оно задерживалось, а затем и вовсе было отменено. Проблемы остаются теми же: ОАЭ поддерживают смягчение квот в совокупности на 2 млн б/с до конца года, однако выступают против продления сделки после апреля 2022 года без пересмотра собственного базового уровня добычи. Новая дата встречи до сих пор не назначена.

Сначала цены на нефть позитивно отреагировали на отсутствие консенсуса у ОПЕК+, так как это может означать сохранение текущих квот по добыче в августе. Однако позднее официальные представители США недвусмысленно намекнули на нежелательность излишнего роста цен на нефть из-за действий ОПЕК+. Кроме того, источники WSJ сообщили, что ОАЭ планируют рано или поздно нарастить добычу, чтобы максимально воспользоваться периодом высоких цен и спроса и заработать достаточно средств для инвестирования в альтернативную энергетику. На таком фоне цены на нефть снизились более, чем на 7% от максимумов понедельника и только очередные позитивные данные по запасам нефти в США позволили смягчить падение, в результате чего к вечеру четверга цены на чёрное золото смогли остаться выше $74 за баррель.

Снижение цен на нефть оказало намного менее значительное влияние на акции российских нефтяников, чем на акции их мировых аналогов.

Во многом это связано с ослаблением рубля — курс доллара впервые с начала мая превысил отметку 75 рублей. В такой ситуации российские нефтяники показали разнонаправленный перформанс с начала недели: «Роснефть» (+2,5%), «Газпром нефть» (-1,6%), ЛУКОЙЛ (-2,4%) и «Татнефть» а. о. (-3,0%). Отметим, что слабый перформанс акций «Татнефти» связан с дивидендной отсечкой.

ЛУКОЙЛ покупает 50% в проекте Блок 4 в Мексике. В проект входит два участка с общими запасами углеводородов 564 млн б. н. э., более 80% из которых является нефтью. Сумма сделки составит $435 млн плюс фактически понесенные в 2021 году расходы по состоянию на дату закрытия сделки. На наш взгляд, данная новость умеренно позитивна для ЛУКОЙЛа. У компании почти нулевой чистый долг, что позволяет проводить M&A сделки, помогающие расти в условиях невозможности увеличивать добычу в РФ. Учитывая, что добычу на проекте планируется начать уже в этом квартале, можно сказать, что данная инвестиция окажется более удачной, чем ряд предыдущих международных покупок ЛУКОЙЛа, включая сухие скважины в Африке и черноморские шельфы.

Транспортировка нефти по системе «Транснефти» в I полугодии этого года снизилась на 5,1% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, до 217,6 млн тонн. Экспорт нефти в дальнее зарубежье в январе–июне 2021 года упал на 13,3%, до 91,6 млн тонн. При этом во втором квартале произошло ожидаемое восстановление среднесуточного объёма транспортировки на 4,9% кв/кв. Данная динамика, конечно, обусловлена постепенным восстановлением добычи нефти в РФ по мере ослаблений ограничений ОПЕК+. На фоне ралли привилегированных акций «Транснефти» в последний месяц, а также ограниченного потенциала восстановления финансовых результатов компании в начале недели мы снизили рекомендацию по данным акциям с «покупать» до «держать». Целевая цена на конец года установлена на уровне 185064 руб.

Дальнейшая судьба нефтяного сектора продолжает оставаться в руках ОПЕК+, так как именно от действий альянса зависит перформанс цен на нефть.

На примере ОАЭ последняя неделя показала, что при росте цен на нефть выше $70 за баррель начинают появляться желающие увеличить добычу. Вероятно, в будущем таких желающих будет только больше, что ограничивает потенциал цен на нефть и акций нефтяного сектора. Газовые компании после ралли последних недель выглядят перекупленными с технической точки зрения, но продолжают сохранять фундаментальных апсайд.

"