Posted 9 июня 2018, 18:25
Published 9 июня 2018, 18:25
Modified 16 августа 2022, 21:50
Updated 16 августа 2022, 21:50
С 8 по 10 июня Владимир Путин совершает государственный визит в Китай. Традиционно российско-китайские переговоры носят стратегический характер и обязательно касаются энергетического сотрудничества двух стран. Для нефтегазовой отрасли особый интерес представляют переговоры РФ и КНР по приватизации крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот», которая специализируется на перевозках углеводородного сырья.
Согласно совместному заявлению лидеров стран по итогам переговоров, Россия и Китай намерены наращивать сотрудничество по всем направлениям. В частности, усилить взаимодействие в нефтегазовой, угольной и электроэнергетической сферах, а также в области возобновляемых источников энергии, продолжить сотрудничать в области мирного использования атомной энергии.
К концу 2018 года российско-китайский товарооборот может достичь $100 млрд.
Если касаться конкретных проектов, то в соответствии с подписанными контрактами российская сторона будет проектировать ядерный остров станций, а также поставит ключевое оборудование ядерного острова для блоков № 7 и № 8 АЭС «Тяньвань» и для блоков № 3 и № 4 АЭС «Сюйдапу». Пуск блока № 7 АЭС «Тяньвань» запланирован на 2026 год, блока № 8 – на 2027 год. Пуск обоих блоков АЭС «Сюйдапу» запланирован на 2028 год.
Для нефтегазового сектора большой интерес представляет приватизация «Совкомфлота»: о переговорах по этому вопросу сообщил министр экономического развития РФ Максим Орешкин.
«Эта история сегодня обсуждалась, она получила развитие, но никакие договоренности пока не достигнуты», – заявил министр.
Отметим, что «Совкомфлот» специализируется на перевозке углеводородов, обслуживании шельфовой разведки и добычи нефти и газа, поэтому, без сомнения, это стратегически важный актив. В настоящее время он на 100% принадлежит государству, но в плане приватизации госактивов на 2017-2019 годы ранее было предусмотрено снижение доли государства в компании до 25% плюс одна акция.
Эксперты считают, что тема вхождения Китая в данную компанию имеет важное значение, однако на сегодняшний момент еще важнее вопросы инвестиций.
По мнению экономиста Саида Гафурова, визит Путина в КНР означает переход отношений двух стран в новое качество.
«Россия и Китай становятся друг к другу спиной к спине и прикрывают друг другу тылы, в том числе и в оборонном сотрудничестве. Это фактически означает и возможность энергоресурсного маневра. Второй момент заключается в том, что сейчас Россия крайне заинтересована в технологиях и в возможности экспортировать сжиженный газ. Ведь по соглашению о разделе продукции сахалинский газ России не принадлежит», – заявил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что развитие Северного морского пути для транспортировки энергоресурсов также рассматривается, хотя природные условия в Арктике очень тяжелые.
«Рассматриваются самые сложные проекты. Я, например, помню, как президент России давал указания во время визита в Индию рассмотреть вопрос о прокладке газопровода в эту страну, хотя это очень сложно представить с географической точки зрения», – рассказал Гафуров.
Эксперт считает, что главный вопрос сотрудничества России и Китая – это вопрос финансирования.
«Мне кажется, важнее даже не столько обсуждение энергетических проектов, сколько финансовых. Очень многое будет зависеть от того, как будет развиваться Китай, как будет проходить внутриполитическая борьба в Пекине – прежде всего по вопросу выбора экономического пути»,
– заметил экономист.
Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева также уверена, что этот визит главы России в Китай будет в первую очередь посвящен инвестициям.
«России нужны китайские деньги, чтобы развивать инфраструктуру Восточной Сибири. Приватизация «Совкомфлота» – это серьезное денежное вливание, а также возможность развивать тяжелое судостроение, это доступ к определенным технологиям, которые сейчас недоступны России», – заявила эксперт в интервью «НиК».
Кокорева считает, что столь близкое сотрудничество с Китаем несет в себе определенные риски.
«Сейчас Россия пытается избавиться от зависимости от западных технологий и финансирования, стать более самостоятельной. С другой стороны, мы увеличиваем зависимость от азиатских стран – в частности, непосредственно от Китая.
Например, американские компании заморозили свое участие в ряде совместных проектов. Без их технологий и денег российским компаниям сложно работать по этим направлениям. Точно так может быть и с Китаем. «Совкомфлот» – стратегическая компания. Однако пока неизвестно, о какой доле идет речь. На мой взгляд, участие Китая в приватизации «Совкомфлота» не самое лучшее решение, но в текущих обстоятельствах другого выхода нет», – рассказала она.
Кокорева также заметила, что Россия не может стоять на месте в деле освоения Арктики.
«Арктический шельф – это огромные запасы. С учетом того, что у нас западносибирские месторождения постепенно истощаются, для России развитие Арктики очень важно. Кроме того, идет борьба за Арктику и со стороны США, Канады, а также других стран. Все хотят там что-то делать. И если мы не будем заниматься арктическими проектами, за нас это сделают другие страны. Но добыча и разведка в Арктике требуют огромных инвестиций. На данный момент у нас, кроме Китая, реальных инвесторов, кто может осуществлять серьезные инвестиции, нет», – резюмировала эксперт.
Екатерина Дейнего