Posted 9 апреля 2021, 12:56
Published 9 апреля 2021, 12:56
Modified 16 сентября 2022, 20:37
Updated 16 сентября 2022, 20:37
Знаменитый шведский автопроизводитель Volvo и международная металлургическая компания SSAB с головным офисом в Стокгольме подписали соглашение о сотрудничестве над первым в мире проектом автомобилей из «углеродно-нейтральной» стали.
Уже в этом году Volvo планирует начать производство прототипов автомобилей и автокомпонентов из стали SSAB, в производстве которой используется «зеленый» водород, получаемый из возобновляемых источников энергии. Мелкосерийное производство машин начнется в 2022 году.
Предприятие по выпуску экологически чистой стали HYBRIT принадлежит SSAB, шведской государственной компании Vattenfall и горнодобывающей компании LKAB. В августе прошлого года на заводе HYBRIT в городе Лулео начались пробные операции по замене коксующегося угля при производстве стали электроэнергией и «зеленым» водородом.
«Это важный шаг на пути к полностью климатически нейтральному транспорту», - прокомментировал совместные планы генеральный директор Volvo Мартин Лундштедт. Сейчас компания изучает все материалы, используемые в конструкции своих автомобилей, чтобы в перспективе исключить любые комплектующие, которые производятся с использованием ископаемого топлива.
Профсоюз работников нефтяной промышленности Колумбии (USO) поддержал требования местных экоактивистов запретить в стране проведение «нетрадиционных» геологоразведочных работ.
Речь идет о запрете использования технологии гидроразрыва пласта (фрэкинга) в регионе Магдалена Медио к северу от столицы Колумбии Боготы. Эта территория обладает высоким потенциалом добычи сланцевых углеводородов, разработка которых может значительно увеличить добычу нефти в стране. Национальная нефтяная компания Колумбии Ecopetrol уже давно сталкивается с исчерпанием традиционных месторождений и вынуждена искать перспективные зарубежные проекты.
Планы начать коммерческое освоение сланцевых запасов колумбийской нефти строятся давно, но пока официальное разрешение на их реализацию не выдано. Для противодействия этому активисты сформировали альянс, в который уже входит около 120 организаций. Теперь к ним присоединяется крупнейший нефтяной профсоюз, насчитывающий порядка 30 тысяч членов. USO выступает за «ускоренный переход к справедливой энергетике», заявил президент профсоюза Эдвин Пальма в Twitter.
В свою очередь, глава Национального агентства по углеводородам Колумбии Армандо Самора заподозрил активистов чуть ли не в предательстве интересов страны. Усилия по борьбе с гидроразрывом исходят от тех стран, которым невыгодно использование этой технологии, заявил Самора, назвав среди этих стран Россию. Альянс борцов против фрэкинга незамедлительно потребовал, чтобы функционер представил доказательства предполагаемого финансирования Россией противодействия гидроразрыву или отозвал свое высказывания. Обвинения Саморы являются ложными, утверждают активисты.
Производство водорода из возобновляемых источников энергии в Скандинавии не будет прибыльным в ближайшие 20 лет, хотя и приведет к росту спроса на электроэнергию на фоне растущей электрификации промышленности. Об этом говорится в прогнозном исследовании рынка электроэнергии Северной Европы до 2045 года норвежского агентства StormGeo Nena Analysis.
В Скандинавии уже существует ряд планов по использованию «зеленого» водорода, получаемого путем электролиза воды с помощью энергии, полученной из ВИЭ. Однако без субсидий стоимость «зеленого» водорода остается слишком высокой даже при условии доступности энергии ВИЭ по низкой цене, утверждает аналитическая компания из Осло. Более того, в прогнозе StormGeo цена электроэнергии для скандинавских стран будет расти: если в этом году она в среднем составит €34,7 за МВт*час, то в промежутке с 2022 по 2045 годы достигнет €37,3 за МВт*час.
Производство «зеленого» водорода может значительно увеличить потребление электроэнергии, но наиболее вероятно, что «зеленый» водород будет убыточным в течение следующих 20 лет, а объемы его производства будут довольно ограниченными, считают аналитики. Как минимум до 2039 года «зеленый» водород будет дороже, чем водород, производимый из ископаемого топлива, даже с учетом затрат на улавливание и хранение выбросов углекислого газа.
Примечательная дискуссия состоялась на этой неделе в ходе онлайн-конференции Африканского банка развития (АфБР), в ходе которой президент этого института Акинвуми Адесина пообщался с главами государств черного континента. Участники обсуждения так и не пришли к единому мнению по поводу того, как остановить изменения климата в Африке, но уверенно обнаружили связь между этим процессом и коронавирусом.
Лишь 3% международного финансирования мероприятий по борьбе с изменениями климата достигает Африки, констатировал Адесина, обращаясь к политикам с предложением дать советы, как активизировать этот процесс. Не так давно АфБР обещал собрать на борьбу с климатическими изменениями $25 млрд к 2025 году, однако африканские лидеры заявили, что из-за пандемии привлекать средства на эту благую цель стало гораздо сложнее. Даже несмотря на резкий рост рисков, связанных с изменением климата.
Пандемия отвлекает средства от адаптации к изменениям климата, заявил, в частности, президент Сенегала Маки Салл: на большей части Африки за последние несколько десятилетий наблюдался хороший экономический рост, но с пришествием коронавируса все усилия были сведены к нулю. Африканские страны столкнулись с проблемой полчищ безработной молодежи, которую экономический спад толкает в объятия организованной преступности и террористов, добавил президент Нигера Мохамед Базум.
При этом африканские лидеры намекают, что обещанные АфБР средств нужно осваивать без промедления. Без эффективных мер по сдерживанию климатических изменений скоро придется тратить на эти цели $25 млрд ежегодно, предупредил президент Габона Али Бонго. Его позицию поддержал коллега с Сейшельских островов Вавел Рамкалаван: «Изменения климата не могут ждать, пока мы тут занимаемся коронавирусом», — заявил он.
Очередной мишенью активистов движения «Гринпис» стала канадская компания DeepGreen — верный адепт энергетического перехода. Компания занимается производством металлов для аккумуляторов электродвигателей, однако экологов не устраивает то, что добывать эти металлы приходится из глубин океана.
Акция «Гринпис» против DeepGreen состоялась посреди Тихого океана в 900 морских милях от западного побережья Мексики, где на дне морском в изобилии встречаются конкреции, богатые кобальтом и другими металлами. DeepGreen, имеющая лицензия на разведку в этом районе, зафрахтовала для работ судно Maersk Launcher, которое на этой неделе преследовала лодка экологической организации Rainbow Warrior.
Представитель DeepGreen заявил агентству Reuters, что компания благодарна «Гринпис» за независимый взгляд на ее деятельность. «У нас общая цель — перейти к миру, полностью основанному на возобновляемых источниках энергии. Но, в отличие от „Гринпис“, у нас есть жизнеспособный план, как достичь этого в части необходимого сырья», — гласит позиция канадской компании.
Добыча металлов для аккумуляторов из глубоководных конкреций, считают в DeepGreen, подразумевает нулевой уровень твердых отходов, отсутствие токсичных «хвостов» и незначительные выбросы углерода по сравнению с разработкой наземных месторождений.