Posted 8 июня 2020,, 11:41

Published 8 июня 2020,, 11:41

Modified 16 августа 2022,, 21:47

Updated 16 августа 2022,, 21:47

Возвращение спроса на нефть на прежний уровень не произойдет в ближайшие два года — Rystad Energy

8 июня 2020, 11:41
А в «прежний мир» мы можем уже никогда и не вернуться, предупреждают норвежские эксперты

Мировой спрос на нефть вряд ли восстановится до прошлогоднего уровня до 2022–2023 годов, прогнозируют эксперты норвежской аналитической компании Rystad Energy в своем очередном обзоре воздействия коронавируса на глобальный энергетический сектор. Несмотря на ослабление карантинных мер во многих странах, пандемия уже демонстрирует долгосрочные негативные эффекты, прежде всего в транспортной сфере.

Минус 13-14 млн б/с в 2020 году

В прогнозе Rystad Energy рассматривается два сценария поведения мирового спроса на нефть в ближайшие полтора года. В более оптимистичном сценарии, предполагающем эффективное сдерживание коронавируса и уверенный рост экономики, быстрое восстановление спроса на нефть будет идти до нынешней осени, но затем его динамика замедлится. Альтернативный сценарий предусматривает медленное открытие государственных границ при сохранении риска второй волны пандемии, низкую уверенность потребителей и медленное восстановление рынка путешествий.

Количественные показатели двух сценариев выглядят следующим образом.

При оптимистичном развитии событий абсолютный объем мирового спроса на нефть достигнет 88 млн б/с в текущем году и 96 млн б/с в 2021 году — соответственно, на 12,9 млн и 5,2 млн б/с ниже, чем те прогнозы, которые Rystad анонсировал до появления вируса. Наиболее быстрым восстановление спроса будет в Восточной Азии.

Пессимистичный сценарий предполагает, что в 2020 году совокупный спрос на нефть составит 87 млн б/с — на 13,9 млн баррелей ниже первоначального прогноза, а в 2021 году восстановится до 93-94 млн баррелей, что на 7,9 млн баррелей меньше оценок до пандемии.

Иными словами, до 2022–2023 годов совокупный спрос на нефть будет оставаться существенно ниже уровня 2019 года.

Апрельское падение спроса примерно на 27 млн б/с сейчас активно отыгрывается (к началу июня этот показатель оценивался в 17 млн б/с), но потенциал восстановления ограничен.

Авиация летит с одним крылом

Основным слабым звеном мирового потребления нефтепродуктов, как и прежде, остается гражданская авиация, причем Rystad Energy пришлось существенно пересмотреть свой же недавний прогноз, в рамках которого по итогам года падение в отрасли должно было составить к концу года всего 24% к прошлому году (в показателях количества коммерческих перевозок). В новом прогнозе оптимистичный сценарий предполагает падение на 54% (до 49 тысяч полетов в день, ранее — 67 тысяч), пессимистичный — на 69% (до 43 тысяч полетов в день).

Пойти на пересмотр прогноза пришлось после того, как аналитики получили обратную связь от авиаперевозчиков и авиапроизводителей.

В настоящий момент авиакомпании ускоряют списание своих воздушных судов, одновременно откладывая планы экспансии, поскольку спрос на путешествия остается на низком уровне.

Как следствие, падение спроса на авиатопливо, по прогнозу Rystad, в этом году будет почти двукратным к прошлому году — 4,3 млн б/с против 7,2 млн баррелей. В 2021 году ожидается увеличение спроса до 6,2 млн б/с, но восстановить его до прошлогодних показателей сможет только Китай.

Самоизоляция продолжается

Автомобильное топливо, полагают норвежские аналитики, ожидает менее драматичный спад.

В 2020 году спрос на автомобильное топливо составил всего порядка 10% — 42,7 млн б/с против 47,4 млн баррелей годом ранее.

В следующем году спрос прогнозируется на уровне 46 млн б/с, причем в Китае он даже превзойдет прошлогодний уровень.

Низкий уровень спроса на моторное топливо диктует необходимость сохранения мер предосторожности в связи с рисками второй волны коронавируса. Как отмечается в обзоре Rystad, для того чтобы справиться с вирусом функционирование общественного транспорта во всем мире пришлось первоначально сократить вполовину, а затем удерживать на уровне 30% ниже обычного.

Пессимистичный сценарий развития событий предполагает, что население многих стран будет предпочитать пользоваться личным, а не общественным транспортом, при этом 15-20% рабочей силы в развитых странах перейдут в удаленный режим труда, что также снизит спрос на топливо. Кроме того, в 2020–2021 годах ожидается снижение трафика большегрузных автомобилей на 5-7%.

В оптимистичном же сценарии глобальный спрос на нефтепродукты в текущем году упадет на 11,5% (до 88,1 млн б/с), в 2021 году ожидается неполное восстановление на 9,2% (до 96,3 млн б/с).

Цена нового баланса

Уже в июне–июле, по оценке Rystad Energy, апрельский «шок предложения», когда на мировом рынке образовался исторически беспрецедентный избыток предложения нефти в 16 млн б/с, будет нейтрализован. Связано это прежде всего с начавшимися сокращениями добычи нефти в рамках новой сделки ОПЕК+, а также в США и Канаде.

В результате начиная с июля спрос на мировом рынке нефти будет стабильно превышать предложение. К концу года, по оценке норвежских аналитиков, превышение спроса на нефть и газовый конденсат над предложением достигнет 4 млн б/с.

Обратной стороной перебалансировки рынка становится стремительное падение капитальных инвестиций в отрасли.

В этом году, по данным Rystad, игроками мировой нефтедобычи были первоначально запланированы окончательные инвестиционные решения в объеме порядка $220 млрд. Фактический же показатель, предполагают аналитики, будет на порядок ниже — всего $25 млрд, что свидетельствует о самой низкой инвестиционной активности в отрасли начиная с 1970-х годов.

Только к 2022 году объем новых инвестиционных решений должен вернуться к отметке $200 млрд, однако нынешний провал будет иметь долгосрочные последствия. Исходя из данных об отложенных инвестициях, Rystad Energy сокращает свой долгосрочный прогноз производства нефтепродуктов для новых проектов на треть — с 22 млн до 15 млн б/с к 2030 году.

Пострадают все, и это надолго

Оценивая общий эффект коронавируса для мировой экономики, эксперты напоминают, что начиная с 1970-х годов глобальный ВВП в среднем удваивался каждые два десятилетия, то есть в среднем на 3,5% в год. 2020 год нарушит эту тенденцию, поскольку общее сокращение мировой экономики составит порядка 3% (с $87 трлн до $84 трлн).

Наибольшие темпы падения будут характерны для нефтедобывающих стран — в частности, для России приводится прогноз отклонения от долгосрочной средней динамики роста мировой экономики в 9,8%, для Саудовской Аравии — 10,8%, для Ирана 12,6% и т. д.

Однако, в отличие от предыдущего цикла падения цен на нефть в 2015-16 годах, сокращение ВВП ожидает все страны мира.

Подводя итоги трех месяцев своих наблюдений за всемирной борьбой с коронавирусом, аналитики Rystad Energy приходят к следующим общим выводам:

  • Коллективный иммунитет достигнут не будет;
  • Реалистичная стратегия развития событий – ожидание вакцины, которая, скорее всего, появится в диапазоне от 8 до 24 месяцев;
  • Восточная Азия, Европа и Северная Америка уже успешно справились с подавлением вируса, эпицентр пандемии сместился с севера на юг – в Южную Америку, Южную Азию и Южную Африку;
  • Неадекватные реакции правительств привели и будут приводить к неоправданной смерти людей;
  • Новые вспышки вероятны, однако им будут противостоять появляющиеся технологии борьбы с ними и адаптация поведения в новых условиях;
  • Уровень активности внутри стран вскоре вернется к 90% от прежнего, однако необходимо избегать скоплений людей;
  • Международные путешествия не нормализуются до того, как начнется применение вакцины;
  • Новые технологии и изменившееся поведение людей приведет к структурному воздействию на потребление энергии.

Мы можем никогда не вернуться в прежний мир, предупреждают норвежские эксперты.

Адаптированный перевод — Сергей Танакян