Posted 7 октября 2020,, 14:17

Published 7 октября 2020,, 14:17

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Американский и британский нефтегаз безвозвратно теряют рабочие места

7 октября 2020, 14:17
Масштабные увольнения в сочетании с растущей цикличностью найма персонала ставят под сомнение репутацию нефтяного сегмента как надежного работодателя

По оценке международной аудиторско-консалтинговой группы Deloitte, порядка 70% сокращенных в связи с пандемией коронавируса рабочих мест в нефтегазовой и химической отраслях США могут не восстановиться до конца 2021 года. О новых массовых увольнениях персонала на днях сообщили некоторые лидеры нефтегазовой промышленности Северной Америки, такие как ExxonMobil и Suncor Energy, а также европейский мейджор Royal Dutch Shell.

С момента предыдущего обвала цен на нефть в 2014 году занятость в перечисленных секторах (OG&C) стала более уязвимой к ценовой конъюнктуре в связи с сокращением инвестиционных и производственных циклов в американской сланцевой индустрии, отмечает группа аналитиков Deloitte во главе с Дуэйном Диксоном.

Прогноз о кадровых последствиях кризиса для сегмента OG&C основан на многофакторном статистическом анализе занятости и данных рынка при условии развития ситуации по инерционному сценарию на 2021 год, предполагающему стоимость нефти в $45 за баррель и газа в $2,5 за миллион британских тепловых единиц (БТЕ). В пессимистичном сценарии (нефть — $35 за баррель, газ — $2 за миллион БТЕ) к концу 2021 года восстановится только 3% рабочих мест.

Как показало исследование данных Управления статистики труда США, с марта по август в сегменте OG& C в общей сложности было сокращено около 107 тысяч рабочих мест, не считая общераспространенной практики отпусков без содержания и сокращения заработных плат.

Даже такие сравнительно стабильные отрасли, как нефтепереработка и химическая промышленность, уволили до 35 тысяч сотрудников, а в особо сложной ситуации оказался нефтесервис.

Согласно последнему доступному обзору американской Ассоциации нефтяного оборудования и нефтесервиса (PESA), с августа прошлого года занятость в этом секторе сократилась на 121 тысячу рабочих мест (из них 103,4 тысячи пришлось на период пандемии), достигнув низшей отметки с марта 2017 года.

В ходе предыдущего цикла падения цен на нефть в американском сегменте OG&C было сокращено 200 тысяч рабочих мест. На данный момент в нем, по оценке Deloitte, занято 1,5 млн человек. Нынешнюю ситуацию аналитики характеризуют как «великое сжатие», поскольку возможности для маневров у компаний ограничены. Столь масштабные увольнения в сочетании с растущей цикличностью найма персонала ставят под сомнение репутацию сегмента как надежного работодателя.

Публикация исследования Deloitte совпала с заявлениями об очередных сокращениях персонала американских нефтегазовых компаний. В частности, 5 октября ExxonMobil сообщила о планах уволить 1600 человек в своих европейских дочерних структурах до конца 2021 года. Кадровые решения по конкретным странам присутствия компании будут зависеть от состояния соответствующих рынков. В сентябре Exxon также объявила, что собирается отправить во временный отпуск без содержания часть своих сотрудников в Австралии, добавив, что сокращения персонала по всему миру продолжатся и в 2021 году.

О сокращении 15% из 2000 сотрудников в ближайшие 12-18 месяцев сообщила на днях и компания Suncor Energy — первый и по-прежнему крупнейший разработчик нефтеносных песков в Канаде, пятая по величине энергокомпания в Северной Америке. Как сообщает агентство Bloomberg, на данный момент решается вопрос о том, в какой

форме будут происходить увольнения. Решению избавиться от части персонала предшествовал пересмотр планов нефтедобычи Suncor: они были снижены до уровня 680-710 тысяч баррелей в сутки против предыдущего прогноза 740-780 тысяч б/с.

За пределами Северной Америки ситуация не выглядит принципиально лучше.

В конце сентября о намерениях сократить 7-9 тысяч человек объявил еще один глобальный мейджор — англо-голландская Royal Dutch Shell, чей персонал насчитывает 83 тысячи сотрудников по всему миру. Эти планы компания намерена реализовать к 2022 году, причем под увольнение пойдут и те 1500 человек, которые ранее были отправлены в отпуска без содержания. Такое решение было принято спустя несколько месяцев после того, как Shell впервые после Второй мировой войны была вынуждена пойти на сокращение дивидендов. Однако исполнительный директор Бен ван Берден заявил, что увольнения будут полезны для будущего компании в процессе ее перехода к бизнесу с нулевой углеродной эмиссией. Сокращение персонала будет «очень жестким процессом», признал глава Shell.

Ранее, еще в начале июня, о намерении уволить 10 тысяч сотрудников — седьмую часть своего персонала по всему миру — объявила британская ВР. Начавшиеся сокращения уже привели к трагическим последствиям. В конце сентября спустя неделю после увольнения покончил с собой 61-летний топ-менеджер ВР Ник Спенсер, на протяжении предшествующих пяти лет занимавший должность вице-президента компании по глобальной переработке. Как сообщают британские СМИ, на это решение он пошел из опасений необходимости рефинансировать ипотечный кредит на дом стоимостью 2 млн фунтов стерлингов.

2 октября о планах сократить к 2023 году на 30% персонал в сегменте разведки нефти и газа сообщила и норвежская компания Equinor, глобальный штат которой на конец прошлого года насчитывал 21 тысячу сотрудников. Это решение связано с сокращением расходов на разведку новых месторождений на треть в сравнении с серединой прошлого десятилетия, в связи с чем компания сосредоточится на наиболее перспективных площадях в Норвегии, Бразилии и США.

Еще в конце августа Equinor анонсировала намерения сократить персонал на 20% в США, Канаде и Великобритании, а также наполовину снизить количество подрядчиков, чтобы сохранить прибыльность в условиях упавших цен на нефть. Политика сокращения издержек норвежского мейджора уже привела к серьезным трудовым конфликтам. В конце сентября 43 сотрудника нового крупного месторождения Йохан Свердруп начали забастовку в связи с разногласиями по оплате труда, а затем к забастовке присоединились и другие месторождения с общим объемом добычи порядка 330 тысяч баррелей нефти в сутки. В связи с этим Equinor была вынуждена прекратить добычу на североморских месторождениях Гудрун, Йина Крог, Квитебйорн и Валемон.

Сергей Танакян

"