Posted 7 июня 2018, 13:52

Published 7 июня 2018, 13:52

Modified 16 августа 2022, 21:50

Updated 16 августа 2022, 21:50

Бензиновым ценам ставят рамки

7 июня 2018, 13:52
Отраслевые эксперты по-разному оценивают действия правительства по урегулированию ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак в ходе прямой линии президента РФ Владимира Путина заявил, что все российские нефтекомпании сейчас выполняют свои обязательства по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке. При этом экспортные пошлины на нефтепродукты могут быть повышены, если они не выполнят эти договоренности.

Президент отметил, что Козак уже докладывал о встрече 6 июня с руководителями ведущих нефтяных компаний. Вице-премьер в ответ напомнил, что в конце мая они договорились с нефтяными компаниями о замораживании цен, правительством были приняты необходимые решения о снижении акцизов, компании должны были стабилизировать цены на нефтепродукты на АЗС:

«Мы договорились о том, что мы будем ежедневно контролировать, мониторить ситуацию на автозаправочных станциях. В течение недели в ежедневном режиме Федеральная антимонопольная служба докладывала правительству о ситуации. По состоянию на вчерашний день в целом все компании выполняют свои обязательства»,

– пояснил вице-премьер. Он также сообщил, что в среду были достигнуты дополнительные договоренности об увеличении поставок бензина и дизельного топлива на внутренний рынок.

Значимость темы подорожавшего топлива подчеркивает не просто молчаливое негодование населения, но и проявившийся открытый протест: по данным СМИ, в Иркутске, Новосибирске, Дербенте водители блокировали заправки, проводили пикеты и митинги.

Любопытно, что на этом фоне 30 мая вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку и нефтяникам удалось согласовать ключевые параметры налогового маневра.

В частности, Минфин, Минэкономразвития и Минэнерго согласовали равномерное завершение налогового маневра в нефтяной отрасли в 2019–2024 годах, предусматривающего обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение НДПИ с использованием механизма сглаживания колебаний цен на нефтепродукты с помощью «возвратного» (отрицательного) акциза на нефть. Решение о снижении акцизов на топливо будет действовать до 1 января 2019 года, затем вступят в силу компенсаторные меры в виде возвратного акциза на нефть для НПЗ.

Отраслевые эксперты по-разному оценивают действия правительства по урегулированию ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов.

Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов напомнил, что объявленное решение о снижении акцизов с 1 июня 2018 года по факту еще не начало действовать: «Надо внести изменения в порядок взимания акцизов, который рассматривает налоговая служба. Поэтому пока эти меры носили временный и успокаивающий характер. Как только они начнут работать, можно предположить, что рост цен будет остановлен», – заявил эксперт в интервью «НиК». По его словам, говорить, что цены на топливо будут снижаться, еще рано, потому что в последнее время розница работала практически с нулевой рентабельностью.

«Тот комплекс мер, который предусматривает правительство, позволит только остановить тот рост цен, который наблюдался в мае месяце»,

– считает Алексей Громов.

Он также отметил, что возвратные акцизы на нефть, которые будут введены с 1 января 2019 года, предусмотрены для тех компаний, которые поставляют нефть на российские НПЗ для обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами: «Решение о вводе этих обратных акцизов на нефть – это по сути один их ключевых параметров налогового маневра. Их вступление в силу значительно успокоит рынок, и не будет такого повода для дальнейшего повышения цен на бензин», – отметил эксперт.

Аналитик Global FX Владимир Рожанковский заметил, что акциз и налог это разные фискальные обременения, они не тождественны:

«Нельзя компенсировать налог акцизом. Этого никто никогда не делает, я это называю экономическим экспериментаторством. Акциз работает на нижней части фискального изымания, а налог работает на верхней части.

Поэтому если взяли налог с владельцев автотранспортных средств и при этом понизили акциз, то этот акциз может самортизироваться внутри цепочки вертикально интегрированных компаний. В частности, при подорожании доставки бензина из-за изменения цен на топливо (бензовозы тоже надо заправлять) этот акциз растворится в стоимости литра бензина. Можно было бы поднять налог на стоимость нефти и «заложить» его внутри литра бензина, ликвидировав при этом налог за транспортные средства, тогда это сработает. Но взаимозачитывать разные типы налогов – это профанация. Она может улучшить ситуацию, но не должна», – заявил эксперт в интервью «НиК».

На вопрос о том, почему западные компании, несмотря на все сложности регулирования рынка бензина в России, продолжают оставаться на нашем рынке и даже стараются увеличить свое присутствие, Владимир Рожанковский отметил, что в России самая большая маржа этого бизнеса среди всех европейских стран:

«Российский случай уникален, потому что везде в нефтедобывающих странах от Норвегии до Венесуэлы нефть для жителей нефтедобывающей страны стоит дешево. И только в России бензин для россиян стоит дороже, чем он стоит для жителей Германии. Это парадокс, эта наша специфика, необъяснимая, как и русская душа!»,

– считает аналитик.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин пояснил, что во многом сложившаяся ситуация на внутреннем рынке топлива – это результат ошибок, допущенных при регулировании отрасли тем же налоговым маневром. Эксперт отметил, что в России неконкурентный рынок топлива:

«Парадоксально, российский бензин в Казахстане стоит на четверть дешевле, чем внутри страны. Там больше компаний, и они конкурируют внутри страны. Там нет олигопольного рынка. А у нас, по сути, весь рынок «держат» вертикально интегрированные компании. На мой взгляд, чтобы получить конкурентную среду, надо отделить розницу, тогда конкуренция будет максимальной»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, то, что сейчас сделано правительством, – это пожарные меры несистемного характера: «Надо еще раз подумать над самим налоговым маневром. Должны ли мы решать им налоговые задачи или задачи развития отрасли. Но в любом случае надо двигаться в сторону антимонопольного регулирования, чтобы у нас все же появился рынок», – резюмировал Сергей Пикин.

Екатерина Дейнего

Подпишитесь