Posted 7 мая 2020,, 09:20

Published 7 мая 2020,, 09:20

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Хранить нельзя продать

7 мая 2020, 09:20
Из-за карантина Россия тоже столкнулась с нехваткой мощностей по хранению нефти и нефтепродуктов

Несмотря на новое соглашение о сокращении добычи сырья в рамках ОПЕК+, спрос на нефть все еще остается значительно ниже предложения, о чем говорят как эксперты, так и нефтяные компании. В этой ситуации все более актуальной становится проблема складирования лишнего сырья, а именно почти полное заполнение крупнейших нефтяных хранилищ мира. Это особенно пугает в условиях продолжающегося карантина, когда большинство крупных экономик мира парализовано, а нефтяные производители просто не успевают сократить добычу до приемлемых для рынка уровней.

27 апреля Bloomberg со ссылкой на собственные источники сообщил, что в нефтехранилищах Республики Корея закончилось место для сдачи в лизинг иностранным компаниям.

«В странах Азии, за исключением Китая, наблюдается серьезный рост уровня заполнения хранилищ сырой нефти»,

— приводит агентство слова сингапурского аналитика Алексиса Берсона.

Не лучше ситуация и в Индии. Там, по словам министр нефтяной промышленности Дхармендра Прадхана, исчерпаны мощности как коммерческих хранилищ, так и стратегического резерва. При этом страна занимает третье место в мире по объему закупок. В прошлом году она приобретала в среднем 4,5 млн б/с.

Ранее в апреле глава Минфина США Стивен Мнучин рассказал, что Соединенные Штаты ищут дополнительные емкости для заполнения стратегического резерва нефти. В конце апреля Bloomberg уже отмечал, что американские нефтяные компании, которым не хватает места для хранения сырья в условиях падения спроса, начали складировать нефть в Национальном стратегическом нефтяном резерве (SPR). В апреле в резерв было поставлено 1,1 млн баррелей. В этой ситуации не лишним будет указать, что США обладают самыми большими нефтяными хранилищами, их объем достигает 630 млн баррелей.

Из-за карантина Россия также столкнулась с нехваткой мощностей по хранению нефти и нефтепродуктов. В СМИ появилась информация, что переработчики начинают арендовать железнодорожные цистерны для хранения, а также рассматривают возможность резкого сокращения нефтепереработки. Более того, эта ситуация обнажила проблему отсутствия в нашей стране коммерческих хранилищ нефти, а также в очередной раз поставила вопрос о необходимости создания таких мощностей, которые бы служили не только техническим или стратегическим целям, а помогали бы при балансировке нефтяного рынка. Российское газовое общество (РГО) провело несколько вебинаров «Хранение нефти и газа. Стратегия и бизнес», на которых отраслевые эксперты обсудили проблемы сокращения российской добычи, а также необходимость создания нефтяных хранилищ.

Исполнительный директор РГО, д. т. н., профессор кафедры «Газовые технологии и ПХГ» НИУ нефти и газа имени И. М. Губкина Роман Самсонов в своем докладе отметил, что РГО по заказу Минэнерго РФ проводит исследования целесообразности создания в России хранилищ нефти. По его словам, подземные хранилища газа (ПХГ) в России уже доказали свою эффективность: «ПХГ обеспечивают энергобезопасность страны в любых условиях. Когда у вас есть такая системы, вы более уверенно себя чувствуете и на внешних рынках. В системе нефтеобеспечения таких хранилищ недостаточно», — напомнил эксперт.

По его мнению, если бы подземные хранилища нефти в России существовали бы в достаточном объеме, это бы уже сегодня позволило поддержать малые нефтяные компании страны и сохранить тем самым рабочие места.

Директор НПП «Нефтеотдача», эксперт РГО Евгений Колесник в своем выступлении подчеркнул, что у российской нефтяной отрасли нет практики объемной и длительной остановки добычи. При этом он предположил, что в мае можно ожидать новых договоренностей о дополнительном снижении производства нефти. Колесник заметил, что в этой ситуации, скорее всего, будет проводиться остановка малорентабельного фонда с высокой обводненностью: «Сейчас в России будут снижать объемы добычи нефти по месторождениям и в первую очередь из соображений рентабельности остановят именно малодебитный обводненный фонд», — пояснил эксперт.

Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов считает, что нынешняя ситуация должна привести к пониманию того, какие объемы нефтехранилищ должны существовать в РФ с целью балансировки рынка: «Один из принципиальных выводов заключается в том, что традиционная концепция российской нефтяной отрасли, которая предполагала безграничный спрос, может поменяться. Мы должны иметь возможность балансировки рынка не только за счет прямых сокращений добычи, то есть иметь значимые хранилища для целей управления рынком», — пояснил эксперт. Он отметил, что Россия сильно отстает в вопросе хранения нефти, причем не только от импортеров, но и от экспортеров углеводородного сырья:

«Саудовская Аравия имеет нефтехранилища в объемах порядка 450 млн баррелей. Объемы российских нефтехранилищ имеют во многом технический характер и, по данным „Транснефти“, составляют порядка 80 млн баррелей»,

— рассказал Громов.

По его словам, экспертному сообществу важно обсудить технологии создания подобных нефтяных резервов, а также вопросы юридического и экономического управления этим мощностями, то есть рассмотреть формат их собственности.

Директор ООО «Кекстон», эксперт РГО Андрей Митиогло в своем докладе рассказал о российском опыте подземного хранение нефти в соляных пластах: «В СССР в 1952 году начали эксплуатацию одного такого экспериментального резервуара с нефтью. В 1984-88 годах велась работа Миннефтепромом СССР по реализации программы создания государственного резерва нефти в соляных кавернах, тогда были проведены лабораторные исследования, но до реальной реализации дело не дошло. Строились такие хранилища в Башкирии на месторождениях Яр-Бишкадакское и Казаякское. Казаякское хранилище после развала СССР запустили, а на базе Яр-Бишкадакского функционирует частное подземное нефтегазовое хранилище», — рассказал эксперт.

Он указал, что нефтяные хранилища в соли имеют ряд преимуществ, поскольку их экономическая эффективность, начиная от минимального объема в 50 тыс. кубометров, довольно высока:

«Их характеризуют низкие капитальные затраты — если сравнить с наземными, то разница может составлять от 10 до 15 раз в пользу подземного хранилища соли.

Кроме того, они имеют более высокую пожароустойчивость и взрывобезопасность и требуют меньшего использования металла. Кроме того, при их использовании происходят и меньшие потери нефти», — уточнил Митиогло.

Кроме того, эксперт заметил, что соляная каверна обеспечивает хранение дизтоплива и бензина сроком до 12-15 лет без потери качества, поэтому в СССР основной акцент делался на хранении в соляных пластах именно нефтепродуктов.

Екатерина Вадимова