Posted 7 февраля 2019,, 13:24

Published 7 февраля 2019,, 13:24

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Санкт-Петербургская биржа запустила срочный контракт на 95-й бензин

7 февраля 2019, 13:24
Работа с поставочным фьючерсом на бензин в первую очередь интересна производителю, нефтяным трейдерам и крупным потребителям

На СПбМТСБ начались торги фьючерсами на бензин марки АИ-95 с базовой точкой ценообразования на железнодорожной станции Аллагуват (Куйбышевская железная дорога, республика Башкортостан). Это торги поставочными фьючерсными контрактами на бензин. Новые фьючерсы дополняют линейку поставочных фьючерсов на нефтепродукты с базовой точкой ценообразования. В июле 2018 г. в обращение введены фьючерсы на бензин АИ-92 с точкой ценообразования на той же ж/д ст. Аллагуват и фьючерсы на сжиженный газ – СУГ марки ПБТ – с ценообразованием на ж/д ст. Сургут.

Поставка базового актива по фьючерсам происходит путем заключения договора поставки в секции «Нефтепродукты» в рамках спецификации биржевого товара с организацией торгов на балансовых пунктах. Поставка осуществляется на условиях «Франко-станция назначения».

Лот и минимальная поставочная партия фьючерсного контракта на бензин АИ-95 составляют 60 тонн, минимальное изменение цены – 1 руб.

Новые фьючерсы представлены сроками исполнения глубиной 3 месяца с исполнением в феврале, марте и апреле 2019 г.

Данные о торгах запущенными ранее фьючерсами на бензин АИ-92 и СУГ марки ПБТ свидетельствуют о растущем интересе к подобным инструментам со стороны участников рынка, а присутствие на торгах компании «Газпром межрегионгаз», по мнению биржи, обеспечивает высокую ликвидность инструментов.

Возникает вопрос: для какой категории клиентов биржа ввела новый контракт, кому будет интересна работа с поставочным фьючерсом на бензин? Только потребителям (АЗС) и вертикально интегрированным компаниям (ВИНК) или у фьючерса могут найтись и покупатели на финансовых рынках?

Работа с поставочным фьючерсом на бензин в первую очередь интересна производителю, нефтяным трейдерам и крупным потребителям, считает Анна Кокорева, заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари». Во-вторую очередь он интересен спекулянтам.

«Речь идет о крупных игроках, для мелких инвесторов спекулировать фьючерсами дорого, они предпочитают торговать более дешевыми производными инструментами»,

– добавляет Кокорева. Кроме того, количество поставочных фьючерсов всегда ограничено, так как биржа выступает гарантом поставки и не может продать больше бензина, чем есть. Это значит, что интерес спекулянтов ограничен.

Что является главным неудобством поставочного фьючерса для финансовых игроков? О том, что поставочные контракты «тяжелы» для работы на этом рынке финансовых компаний, не раз говорил сам президент СПбМТСБ Алексей Рыбников. По его словам, финансовым брокерам самое главное – «не проспать дату выхода из контракта и не налететь на поставку реального товара».

«В финансовых домах, которые занимаются спекуляциями и инвестициями на товарных рынках, нет такого понятия, как «проспать фьючерс», – считает Кокорева. – Я бы даже сказала, это из разряда непрофессионализма». По ее мнению, торговля поставочным фьючерсом может быть неудобна из-за дороговизны – высокая стоимость контракта плюс гарантийное обеспечение. На американских площадках, как правило, много производных, часто инвесторы отдают предпочтение работе с ETC, то есть товарными фондами. Помимо дороговизны, инвесторы ограничены в количестве контрактов, которые они могут купить. Мелкому спекулянту все равно, а для крупного фонда это важно. При работе с производными таких проблем не возникает, напоминает Кокорева.

Анастасия Соснова, аналитик ИК «Фридом Финанс», говорит, что наиболее неудобной чертой поставочного фьючерса для финансовых трейдеров является собственно поставка реального товара. Для этого необходимо вовремя закрывать позицию по фьючерсу, с тем чтобы «не нарваться на поставку».

Поэтому инструмент может оказаться интересным узкому кругу покупателей, в числе которых, вероятно, могут быть частные АЗС.

Но круг может оказаться более широким в случае, если биржа включит такую опцию, как предупреждение о необходимости выхода из контракта, как, например, это делает Шанхайская биржа.

Как развивается история расчетного контракта на Urals

Биржа постепенно вводит в оборот контракты на бензин и газ, признавая, что поставочные контракты удобны далеко не всем участникам рынка. Одновременно идет поиск пути создания срочного рынка по нефти Urals.

«Не проблема создать расчетный контракт на что-то, имеющее котировку, проблема в том, что у нефти Urals как раз нет котировки», – сообщил Рыбников.

Urals уже всеми в Европе воспринимается как бенчмарк, но какой же это индикатор, если на него нет цены?

Надо преодолеть проблему, когда цену на нашу нефть мы считаем, отталкиваясь от чего-то другого, уверен президент торговой площадки.

В 2018 г. биржа стала получать точную статистику по внебиржевым сделкам, ясны даты отгрузок нефти, по каждой отгруженной и поставленной партии видны все параметры: цены в рублях и в долларах, параметры танкера, ясны продавцы и покупатели. Это прекрасная информация. Но у нее есть недостаток: она может быть использована только постфактум, на ее основе нельзя запустить расчетный контракт, привязанный к сложившейся в ходе этих поставок цене. Тем не менее именно информация об отгрузках дает очень много аргументов для переговоров с отечественными нефтяными компаниями.

Поэтому темы на 2019 г. для биржи – создание расчетного контракта и использование электронной торговой площадки, на которой реализуются контракты на поставку нефти на экспорт. Чикагская товарная биржа в январе 2019 г. запустила на своей электронной площадке аукционы по продаже физической нефти. Аналогичные аукционы проводит Иранская нефтяная компания через трейдинговое подразделение на Дубайской бирже. Каждая российская нефтяная компания тоже проводит тендеры, правда они практически все проходят на бумаге, за исключением «Зарубежнефти», которая давно работает на бирже. Пока эти тендеры – лишь замещение бумажного документооборота, но жизнь показывает, что движение в сторону создания электронного оборота набирает силу.

Вице-президент биржи Дмитрий Чекалкин отметил, что перетока клиентов, торгующих нефтяными контрактами на Московской бирже, на СПбМТСБ в 2018 г. не произошло: люди, привыкшие к работе на финансовом рынке, тяжело перестраиваются на реалии рынка физической нефти.

Что же касается нефтяных компаний, как производителей, так и потребителей, то у каждой есть своя, давно сложившаяся система ценообразования. И привыкание к тому, что цена будет формироваться не внутри компании, а на рынке, – это тоже очень длительный процесс. Даже на то, чтобы осознать, что надо взять на себя риски по контракту, нужно время, отметил Чекалин.

Иностранцев, которые пока не очень активны на российском биржевом рынке, тоже можно понять: они, по сути, должны прийти на товарный рынок развивающейся страны.

Как поясняет Чекалин, кто-то не готов это сделать из-за санкционного режима, кто-то – из-за незнания нашего рынка. Но интерес к созданию срочного контракта есть, и, скорее всего, расчетный контракт возникнет постепенно, эволюционным путем.

Ближе всего к разработкам СПбМТСБ Шанхайская биржа

Рыбников напомнил, что на западных рынках по Brent за торговый день заключается на срочном рынке до 1 млн контрактов; примерно 300 тыс. контрактов заключается на Шанхайской бирже. Китайский срочный контракт – сложный и целиком поставочный. Но если посмотреть на механизм поставки, видно, что он торгуется с оговоркой: за несколько дней до даты поставки биржа сама предупреждает «физиков» о необходимости выйти из контракта. В итоге остаются те, у кого открыты счета в хранилище, то есть операторы биржи, реально заинтересованные в физической поставке. И китайский ретейл с удовольствием торгует контрактом, было сделано несколько поставок, в том числе с привлечением международных компаний. Но международные компании этим контрактом все же не торгуют и в частных беседах признают, что пока он не стал общепризнанным.

«И все же работа проделана немалая, контракт будет бенчмарком, но и Китай 10 лет уже работает над этим проектом»,

– напомнил Рыбников.

В первой половине 2019 г. должен выйти в свет единый документ о развитии организованных торгов в России, где будут собраны все инициативы и все дорожные карты по этому вопросу. Это будет не просто план развития, а план со сроками исполнения прописанных инициатив и с поручением правительства.

Немного сухой статистики

В секции «Срочный рынок» биржи оборот по итогам 2018 г. составил 40,97 тыс. контрактов, или 13,83 млрд руб. При этом на расчетные фьючерсные контракты на индексы цен нефтепродуктов приходится 37244 контракта на 1,72 млрд руб., на поставочные фьючерсные контракты – 2091 контракт на 5,26 млрд руб., на поставочные фьючерсные контракты на российскую экспортную нефть (Urals FOB Приморск) – 1638 контрактов на 6,84 млрд руб.

Елена Гостева

"