Posted 6 июля 2018,, 16:34

Published 6 июля 2018,, 16:34

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Тема недели: Призрак танкерной войны

6 июля 2018, 16:34
Угроза Ирана – реальная угроза?

Тегеран вновь решил прибегнуть к дежурной угрозе перекрыть Ормузский пролив. Пока данное заявление можно рассматривать скорее как словесную интервенцию, которая должна поддержать нефтяные цены. Однако непредсказуемость президента Соединенных Штатов Дональда Трампа и крайнее раздражение Ирана постоянно меняющейся позицией США не исключают конфликта и могут привести к очень большому скачку цен на «черное золото», а также сжиженный газ.

Накануне представитель Корпуса стражей Исламской революции Эсмаил Коусари завил журналистам, что Иран перекроет поставки нефти через Ормузский пролив, если США добьются прекращения экспорта иранской нефти.

«Любые враждебные попытки США приведут к непомерным последствиям для них. Если Ирану не дадут экспортировать нефть, мы не разрешим поставлять нефть миру через Ормузский пролив», – передает слова Коусари Bloomberg. За два дня до этого о возможном перекрытии пролива говорил и президент Ирана Хасан Рухани, который предостерег импортеров нефти от отказа закупать топливо у Исламской Республики.

Ормузский пролив в самой узкой части имеет ширину 39 км, однако пригодными для судоходства являются менее 10 км, разделенные на два судоходных участка по 3 км каждый и буферную зону между ними. Пролив соединяет Персидский залив (в арабских странах распространено название Арабский залив) через Оманский залив и Аравийское море с Индийским океаном. Через эту транспортную артерию идут танкеры из Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака, а также СПГ из Катара. Около 80% нефти, проходящей через Ормузский пролив, предназначено для стран АТР. Контроль за судоходством осуществляет иранский флот совместно с султанатом Оман. При проходе через Ормузский пролив все морские суда пересекают иранские территориальные воды.

США уже отреагировали на это дежурное заявление Ирана.

«США совместно с партнерами обеспечивают безопасность и стабильность в регионе. Вместе мы готовы обеспечить свободу навигации и коммерческие перевозки в соответствии с международными нормами», – заявил представитель Центрального командования ВС США капитан Билл Урбан. Поэтому в случае реальных действий по перекрытию пролива региону обеспечен крупный военный конфликт с участием вооруженных сил Соединенных Штатов.

Вместе с тем у российских экспертов нет единого мнения о том, сколь серьезно намерение иранской стороны перекрыть главную мировую нефтегазовую артерию. Они подчеркивают, что в сложившихся условиях для Исламской Республики гораздо важнее сохранить экспортные поставки в страны Юго-Восточной Азии, чем хорошие отношения с европейскими потребителями нефти.

Эксперт Института общественных наук РАНХиГС Сергей Демиденко считает, что перекрытие Ормузского пролива – традиционная угроза Ирана в случае обострения международной обстановки, к которой он прибегает на протяжении нескольких десятилетий.

«Проблема Ормузского пролива, через который иногда проходит пятый американский флот, заключается в том, что его перекрыть в принципе невозможно. Потому что, как только иранский флот попытается его закрыть, он просуществует максимум час. Иран не сможет это сделать ни военным, ни политическим путем. Позицию Ирана никто в мире не поддержит»,

– заявил эксперт в интервью «НиК».

Он считает, что это пустые заявления Тегерана, которые он вбрасывает в мировое информационное поле по большей части для внутреннего потребления.

«Население должно видеть, насколько сильно государство и иранская военная мощь и что ответ Ирана на агрессивные действия США всегда будет адекватным», – пояснил Демиденко.

Президент фонда «Основание» Алексей Анпилогов, напротив, уверен, что угрозы Ирана вполне серьезны.

«Второй этап ирано-иракской войны с 1984 года носит название Танкерной войны. Она длилась 4 года, за это время были повреждены более 300 судов. Основным оружием этой войны был отнюдь не флот, а самолеты и мины. Перекрыть 10 км судоходной части пролива минными заграждениями несколько раз удавалось и Ирану, и Ираку. На фоне танкерной войны цены на нефть держались на достаточно хорошем уровне, падение рынка произошло только после ее прекращения. Безопасность в этом районе пришлось обеспечивать трем авианосным группам США. Поэтому сама по себе угроза перекрытия Ормузского пролива не такая уж и пустая», – отметил эксперт в интервью «НиК».

При этом он также считает, что в текущей ситуации Иран использует данное заявление скорее как дополнительный дестабилизирующий фактор.

«США сейчас хотят подстелить себе соломку. Они понимают, что их идея убрать с рынка 2,5 млн баррелей экспорта иранской нефти приведет к тому, что они просто добавятся к тому дефициту в районе 1 млн баррелей, который уже сейчас присутствует на рынке. На этом фоне угроза Ирана перекрыть пролив страшна не своим выполнением, а своим присутствием. Рынок прекрасно понимает, что страна, загнанная в угол, может не захотеть соблюдать мировые правила общежития»,

– пояснил Анпилогов.

При этом он пояснил, что сейчас, в отличие от ситуации 1970-1980-х годов, западные страны отнюдь не диктуют повестку нефтяного рынка.

«Даже представители Госдепа отмечают, что сейчас основная сложность для США – выстроить взаимодействие с такими странами, как Южная Корея, Япония, Китай и Индия, – основными покупателями иранской нефти. Эти страны совершенно не хотят за счет своих экономик финансировать геополитические проблемы США», – рассказал эксперт.

Он также заметил, что сейчас самое главное оружие Тегерана – это поиски альтернативных рынков для своей нефти, поскольку именно таким образом Исламская Республика сможет обесценить усилия США.

Екатерина Вадимова

"