Posted 6 апреля 2018, 19:53
Published 6 апреля 2018, 19:53
Modified 15 сентября 2022, 20:20
Updated 15 сентября 2022, 20:20
Прошедшая неделя принесла много важных новостей как для мирового, так и для российского нефтегазового сектора. Стало известно, что Россия и ОПЕК ведут переговоры по созданию бессрочных механизмов регулирования нефтяного рынка. Европа постепенно дает разрешение на прокладку газопровода «Северный поток – 2». Предварительный положительный вердикт по этому проекту выдала Финляндия. Однако не могло обойтись и без «ложки дегтя»: США ввели очередные санкции в отношении ряда энергетических компаний России и их руководителей.
Нефтяной рынок в поисках стабильности
Последние заявления со стороны Саудовской Аравии и РФ продемонстрировали несостоятельность попыток расстроить сотрудничество Москвы и Эр-Рияда по стабилизации нефтяного рынка. По словам наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салман Аль Сауда, Россия и ОПЕК рассматривают продление сделки по ограничению поставок нефти.
«Мы работаем над тем, чтобы перейти от годового соглашения к соглашению на 10-20 лет. Такая договоренность есть, мы пока прорабатываем этот вопрос», – рассказал он Reuters.
Министр энергетики РФ Александр Новак уточнил, что речь идет о выработке механизмов долгосрочного влияния на рынок.
«Мы с моим коллегой господином Аль-Фалихом (министр энергетики Саудовской Аравии – прим. «НиК») предварительно уже обсуждали, что нам нужно подумать над механизмом взаимодействия по окончании действия соглашения ОПЕК+ на более долгосрочной основе, с тем чтобы механизм, который сейчас был применен в рамках балансировки рынка, показал свою эффективность как в многостороннем формате, так и в двустороннем формате… Сейчас думаем над форматом взаимоотношений, которые могут быть в более долгосрочной перспективе», – цитирует Новака агентство «Финмаркет». Министр отметил, что ограничение добычи нефти – это не панацея, а вынужденная мера, которая реализуется, учитывая кризис, сложившийся на рынке начиная с 2014 года.
Позже он добавил, что соглашения по ОПЕК+ могли бы стать бессрочными.
«У нас есть Форум стран – экспортеров газа, который работает с 2009 года. Там же не написано, что ФСЭГ на 10 лет создан для обсуждения ситуации на газовых рынках. Это сотрудничество вообще может быть бессрочно», – передает слова министра РИА Новости. По словам главы Минэнерго, де-факто страны ОПЕК+ уже представляют собой некую организацию, встречи которой регулярно проходят для обсуждения сделки.
Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов, комментируя переговоры России с ОПЕК, заявил, что не стоит рассматривать идею о долгосрочном договоре РФ с картелем в упрощенной форме.
«Реализация соглашения ОПЕК+ показала, что коллективные усилия стран – экспортеров нефти могут дать позитивный результат для стабилизации нефтяного рынка»,
– указал эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что в соглашении ОПЕК+, в отличие от традиционно действующего механизма квот на добычу нефти странами – участниками картеля, используются исключительно добровольные обязательства.
«Эффект от соглашения достигнут, на мировом рынке нефти относительно комфортная конъюнктура. Но очевидно, что рынок будет меняться и, возможно, адаптироваться к соглашению ОПЕК+. Это может потребовать новых механизмов контроля, которые призваны ликвидировать условия для возникновения шока на этом рынке», – считает Громов.
Эксперт уточнил, что взаимодействие может предусматривать разные решения.
«Наиболее простые – добровольное сдерживание добычи и регулирование экспорта. Возможен совместный мониторинг ситуации на мировом нефтяном рынке, а также инвестиционное взаимодействие. Поэтому я рассматриваю предложение Саудовской Аравии гораздо шире, как некий механизм, элементы которого только будут прорабатываться, как стратегическое партнерство», – резюмировал главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов.
Шельф на аукцион
Правительство одобрило законопроект, предполагающий аукционы между «Газпромом» и «Роснефтью» по спорным участкам шельфа Арктики. Об этом сообщило Минприроды, которое разработало поправки. Законопроект будет внесен в Госдуму в ближайшее время. Это знаковое событие для отрасли, поскольку предполагает некую инвестиционную активность по освоению новых трудноизвлекаемых нефтяных залежей.
По словам главы Минприроды Сергея Донского, эти изменения, с одной стороны, сохраняют действующий порядок, по которому участки на шельфе предоставляются только государственным компаниям с пятилетним опытом работы на шельфе России, а с другой – позволяют решить спорные моменты, когда на один участок претендует одновременно и «Роснефть», и «Газпром».
«Правоприменительная практика показала несовершенство нынешней процедуры безаукционного лицензирования недр континентального шельфа РФ. Нередко возникают ситуации, когда на одни и те же участки недр претендуют две компании. В законодательстве не установлен порядок разрешения таких спорных ситуаций. Поэтому из закона «О континентальном шельфе РФ» предлагается исключить норму, предусматривающую безальтернативный безаукционный порядок лицензирования», – уточнил министр.
Отмечается, что необходимость урегулировать этот вопрос возникла после того, как «Роснефть» и «Газпром» в 2013 году поспорили из-за Северо-Врангелевского участка на шельфе Восточно-Сибирского и Чукотского морей.
Генеральный директор компании «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в интервью «НиК» подчеркнул, что документ еще только будет вынесен на обсуждение в Госдуму РФ, поэтому, скорее всего, он пройдет длительную стадию согласований и изменений.
«Не все 4,1 млн км2, которые составляют арктический шельф России, потенциально нефтегазоносны, а только половина из них. И эти территории практически все лицензированы, остались лишь 5% нелицензированных участков. Это наиболее неудобные участки, которые в настоящий момент, если их вынести на аукцион, вряд ли кого-то привлекут. Компании могут их рассматривать только как задел на далекое будущее»,
– заявил эксперт.
По словам Танкаева, наиболее удобный полигон для работы на арктическом шельфе – Печорское море, там работает «Газпром нефть» и немного «Роснефть». Эксперт отметил, что самым перспективным участком является южная часть Карского моря, где открыто месторождение «Победа».
«Хатангский залив, на который выдана лицензия «Роснефти», также очень важен, поскольку это замкнутая, с небольшими глубинами акватория, где не ожидается больших подвижек льдов. Это идеальный полигон для испытания платформ. Как известно, «Роснефть» на верфи «Звезда» начинает производство нефтяных платформ. Их будут испытывать в Хатангском заливе», – пояснил Танкаев.
Он рассказал, что у арктического побережья на суше есть очень интересные нефтегазоносные участки, которые далеко не все лицензированы и у которых большое будущее: «Пока какого-то соперничества за их освоение нет. Борьба была только за восточную часть Таймыра (Восточно-Таймырский участок), на которую претендовала «Роснефть» и ЛУКОЙЛ. Победил ЛУКОЙЛ, пробурил там одну из самых дорогих своих скважин, но не нашел того, что искал».
План по санкциям
6 апреля Минфин США опубликовал очередной санкционный список, в который среди прочих вошли председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, бизнесмен Виктор Вексельберг, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, а также юридические лица ряда энергокомпаний. По мнению экспертов, это предсказуемый шаг Вашингтона, поскольку практически все руководители крупных нефтегазовых компаний уже вошли в «кремлевский список», обнародованный в начале 2018 года.
Алексей Громов заметил, что
практически все вошедшие в список руководители компаний уже находятся под теми или иными ограничениями со стороны США.
«Однако новые санкции могут быть гораздо шире», – считает эксперт.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов, напротив, уверен, что включение руководителей нефтегазовых компаний в очередной санкционный список не будет иметь хоть сколько-нибудь серьезное значение.
«Единственным следствием этих санкций могут стать некоторые ограничения в свободе перемещения в странах Запада и только. С точки зрения бизнеса нефтедобывающих компаний это носит скорее нейтральный характер», – заявил эксперт в интервью «НиК».