Posted 6 апреля 2017, 07:00

Published 6 апреля 2017, 07:00

Modified 20 августа 2022, 19:27

Updated 20 августа 2022, 19:27

Гидроразрыв газового рынка

6 апреля 2017, 07:00
Слегка укрепившийся нефтяной баррель опять разбудил призрак «сланцевой революции» по всему миру. Аргентина, Украина, Британия, Молдова и Китай приветствуют гидроразрыв, не отстает от них и Россия. Участники этого движения пока не имеют единства: они обладают разными запасами и добиваются разных целей.

Слегка укрепившийся нефтяной баррель опять разбудил призрак «сланцевой революции» по всему миру. Аргентина, Украина, Британия, Молдова и Китай приветствуют гидроразрыв, не отстает от них и Россия. Участники этого движения пока не имеют единства: они обладают разными запасами и добиваются разных целей. Тем не менее очевидно, что «сланцевая революция» уже изменила рынок газа и наращивает давление на поставщиков традиционного сырья.

Украина угрожает гидроразрывом

На днях административный суд Киева отменил запрет правительства страны на право добычи нидерландской компанией Yuzgas сланцевого газа на Юзовской площади в Харьковской и Донецкой областях.

«Административный иск компании Yuzgas удовлетворить в полном объеме. Признать противоправным и отменить пункт 7 решения по отдельным вопросам, который оформлен протоколом кабинета министров Украины от 2 ноября 2016 года», – говорится в постановлении суда, опубликованном в Едином государственном реестре судебных решений. Суд также признал незаконными действия министра энергетики и угольной промышленности Украины Игоря Насалика и обязал правительство рассмотреть запрос Yuzgas на разработку месторождения.

В июле 2016 года Yuzgas стал победителем конкурса, организованного компанией «Надра Юзовская». Речь идет о реализации проекта добычи сланцевого газа на Юзовском участке, где ранее планировал работать международный концерн Shell. Однако уже в ноябре 2016 года кабмин Украины поддержал инициативу Насалика и отказал Yuzgas в праве на добычу сланцевого газа. Юзовское месторождение находится в пределах Донецкой и Харьковской областей, его площадь составляет почти 7,9 тыс. км2. Прогнозируемые запасы составляют до 4 трлн м3 сланцевого газа.

Кроме того, в феврале 2017 года глава компании «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев сообщал, что в октябре 2016 года на Украине началась добыча сланцевого газа с помощью метода гидроразрыва пласта. Министр рассказал, что первая скважина была пробурена с участием партнеров из Евросоюза. При этом он не стал ничего конкретизировать и не назвал даже регион страны, где стартовала эта добыча. По словам Коболева, сланцевый газ даст возможность Киеву снизить степень газовой зависимости от России. Запуск проекта позволит довести собственную добычу на Украине до 27 млрд м3, увеличив ее объем на 7 млрд м3. Страна станет самодостаточной в плане обеспечения топливом, отметил глава «Нафтогаза».

Информационная поддержка руководству Украины в этом вопросе оказывается и со стороны США. В частности, по растиражированным в СМИ расчетам Минэнерго США, Украина занимает четвертое место в мире (128 трлн м3) по количеству запасов сланцевого газа. При этом совершенно непонятно, из каких соображений исходили концерны Chevron и Shell, которые в 2015 году объявили об окончательной остановке всех работ по разведке месторождений сланцевого газа на Украине.

Тогда председатель Комитета энергетической независимости Украины Иван Надеин говорил, что закрытие сланцевых проектов нанесло большой урон инвестиционной привлекательности страны.

«Во-первых, мы потеряли многомиллиардные инвестиции. Согласно подписанным ранее соглашениям, Chevron должен инвестировать $350 млн в разведку месторождений сланцевого газа во Львовской и Ивано-Франковской области, а общий объем вложений оценивался в $10 млрд. Все это осталось на бумаге. Как и добыча сланцевого газа, который мог помочь нам отказаться от импорта российского голубого топлива», – цитировала Надеина «Украинская правда».

Ранее Chevron, Exxon Mobil, Total и Marathon Oil вышли из проектов по добыче сланцевого газа и в Европе.

Сложно предположить, что крупнейшие транснациональные энергетические корпорации стали бы бросать перспективные проекты по добыче углеводородов. Да еще при условии передачи в лизинг высокотехнологичного оборудования, а также в нынешней политической ситуации, когда сланцевая добыча помогла бы ЕС уйти от «российского газового ига».

Сланцевый скандал в Молдавии

В начале января 2017 года правительство Молдовы подписало договор о концессии с американской компанией Frontera Resources International на разведку нефти и газа с последующей их добычей. Корпорации на 50 лет передали Гагаузию – 40% территории республики. В договоре отмечается, что первые пять лет компания посвятит исключительно поиску залежей нефти и газа и инвестирует $6,3 млн в геологоразведку. В случае успеха инвестиции составят до $100 млн.

Глава Гагаузской автономии Ирина Влах выразила обеспокоенность по поводу данного соглашения. Она подчеркнула, что в документе нет ясности, будут ли изыскания сопровождаться добычей сланцевого газа, которая, по ее словам, производится варварским методом и наносит ущерб экологии.

«После изучения договора надо будет провести публичные обсуждения и вынести решение о необходимости такой концессии для автономии», – отметила Влах.

Недавно президент страны Игорь Додон озвучил свою позицию по «газовому договору с американской компанией», подчеркнув, что данный вопрос «требует тщательного изучения», передает агентство «Sputnik Молдова».

Граждане республики также выразили свое отношение к этому договору: участники акции протеста 26 марта перекрыли дороги республиканского значения в Комрате, Вулканештах и Чадыр-Лунге. Одним из требований протестующих была отмена реализации на территории Гагаузской автономии договора с американской компанией о разведке и последующей добыче нефти и газа, отмечает Gagauzinfo.

Европа против ГРП

Эксперты разделяют обеспокоенность граждан Молдовы. По их словам, применение технологии гидроразрыва пласта в густонаселенной Европе может привести к негативным последствиям. ГРП заключается в том, что в пробуренную скважину под высоким давлением нагнетается вода или крупнозернистый песок. В состав раствора входит также большое количество различных реагентов, цель которых – закрепить образующиеся трещины. Скважины не могут быть полностью герметичны, и никто не гарантирует, что реагенты не просочатся в водонесущие горизонты. Если произойдет утечка, она может обернуться серьезной экологической катастрофой. Кроме того, ГРП вызывает микроземлетрясения. Именно поэтому в большинстве развитых европейских стран запрещено даже упоминание словосочетания «сланцевый газ».

Однако есть и исключения. Например, в 2016 году, несмотря на протесты местной общественности и «зеленых», британское правительство фактически одобрило заявку компании Cuadrilla на бурение четырех скважин гидроразрыва в Северном Ланкашире.

Ранее местное самоуправление нескольких графств отклонило заявки сланцевых компаний на гидроразрыв. Однако правительством был принят закон, который дает кабинету министров право отменять решения советов графств по ГРП, если они касаются стратегических энергопроектов. Лондон объясняет свое решение тем, что добыча сланцевого газа необходима Великобритании, поскольку природный газ в Северном море заканчивается и очень скоро британцы столкнутся с дефицитом голубого топлива.

Афера или добыча?

Вместе с тем российские эксперты считают, что сланцевая революция Западной Европе не угрожает. Даже Британия со своей тягой к энергонезависимости, скорее всего, устоит. И дело тут, конечно же, не в позиции прогрессивной общественности или работе экологов, просто в Старом Свете нет серьезных запасов этого энергоресурса. Однако экспериментальное бурение вестись может, так как американским сланцевым компаниям необходимо получать новые кредиты, чтобы расплачиваться по старым долгам.

Странам Восточной Европы, где западным компаниям разрешается брать в долгосрочную аренду большие территории, по причине отсутствия сланцевых запасов широкое применение ГРП также не угрожает. Гражданам этих стран, скорее, стоит опасаться неизвестности, так как непонятно, как будут использоваться арендованные земли.

Экология взорвет Европу

Генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев рассказал «НиК», что наличие в Европе сланцевого газа давно доказано, однако большинство развитых стран ЕС, например Германия и Франция, без учета экономических показателей запретили на своей территории применение этого метода добычи.

«В Европе мало источников чистой питьевой воды. Большинство стран пользуется артезианскими скважинами, которые могут быть очень сильно загрязнены при сланцевой добыче и проведении гидроразрывов пластов. Абсолютно герметичных скважин не бывает. В США показывали знаменитый экологический ролик, когда фермер приходит к себе домой, открывает кран, подносит зажигалку к льющейся воде, а она загорается. Кроме возможного отравления воды, в районе сланцевой добычи неизбежно будут происходить землетрясения силой от 2 до 4 баллов. Добыча газа из сланцевых месторождений – это очень большая экологическая опасность. Данное обстоятельство способно вызвать социальную бурю в Европе. И ранее уже вызывало», – пояснил эксперт.

Сланец обошел ЕС

По его словам, еще один важный фактор, который мешает «сланцевой революции» в ЕС, – это небольшие запасы.

«Сланцевые месторождения в Европе очень маленькие. Как известно, чем больше месторождение, тем ниже себестоимость добычи. Например, на месторождении на границе западной Украины и Польши себестоимость добычи составляет $500 за тыс. м3. Это в 2,5 раза дороже, чем стоит российский газ. Европейцы, конечно, могут сильно не любить Россию, но им не свойственно столь глубокое пренебрежение к своему карману. Поэтому они отказались от идеи добывать газ в Польше. Наверняка откажутся от сланцевого газа из Гагаузии и других мест», – отметил Танкаев. Он пояснил, что в Европе нет территорий, где добыча углеводородов из сланцевых формаций была бы выгодна.

Эксперт заметил, что добыча сланцевых углеводородов – это игра, рассчитанная на очень большие месторождения, такие как в США и Китае, но в первую очередь – в России.

«В России самые большие запасы сланцевой нефти и сланцевого газа. Две огромные формации, одна находится в Волго-Уральской нефтегазоносной провинции – это доманиковая свита, другая расположена в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции – баженовская свита. Они содержат самые большие запасы сланцевых углеводородов на Земле, и это признает все научное сообщество мира. С 1 января 2017 года начал реализовываться проект освоения доманиковой свиты компаниями «Роснефть» и норвежской Statoil. Первые скважины бурятся в Самарской области. И с экономической точки зрения они очень перспективны», – рассказал Рустам Танкаев. При этом он пояснил, что в России совершенно другие условия: большая территория, меньше плотность населения и большие запасы питьевой воды, поэтому сланцевая добыча в РФ не несет таких экологических угроз.

Зачем американским компаниям молдавский сланец?

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов также указал, что на Украине и в Польше уже искали сланцевый газ, однако коммерческих запасов там обнаружено не было.

«Если компания хочет поискать сланцевый газ на Украине, то она вполне может это сделать. Однако предыдущие попытки найти там коммерческие запасы этого энергоресурса были неудачными», – заявил эксперт в интервью «НиК». Он пояснил, что очень часто за информацией о внезапно обнаруженных огромных месторождениях сырья скрывается классическая схема мошенничества – привлечение денег под какой-то мифический проект.

«Вначале компания заявляет о найденных гигантских запасах. Причем желательно, чтобы они находились в труднодоступных местах, где их наличие трудно проверить. Затем под разработку месторождения начинают привлекать средства», – рассказал Сергей Правосудов. По его словам, некоторые американские сланцевые компании даже при наличии огромных долгов и в условиях невысоких цен на сырье продолжают находить инвестиции, хотя уже порядка сотни этих добывающих предприятий разорились.

Аргентина «бредит» ГРП

Надо сказать, что в других частях света сланцевая добыча и «привлечение средств» также будоражат умы энергетиков и политиков. Например, по даннымReuters, аргентинская Tecpetrol, входящая в Techint Group, планирует инвестировать в сланцевые месторождения Vaca Muerta $2,3 млрд до 2019 года. В ближайшие три года она планирует пробурить в районе Vaca Muerta 150 скважин, потратив на это $1,6 млрд. Еще $700 млн компания инвестирует в утилизацию отходов, обработку газа и транспортировку.

Tecpetrol стремится к добыче в объеме 14 млн м3 сланцевого газа к 2019 году – половине всего объема импортируемого Аргентиной газа. Месторождение Vaca Muerta, расположенное в провинции Неукен, было открыто в 2011 году, обладает одними из крупнейших в мире запасов сланцевых углеводородов. По данным Минэнерго США, которые сложно проверить, речь идет о 308 трлн кубических футов газа и 16,2 млрд баррелей нефти.

Китай далек от популизма

Стоит отметить, что наиболее реалистичная информация по развитию сланцевых месторождений приходит из Китая. Ей можно доверять хотя бы потому, что страна отчаянно нуждается в реальном сырье, а не во всевозможных мнимых проектах. Но и экологические риски в Поднебесной очень велики.

На днях стало известно, что корпорация Sinopec Group объявила, что объем поставок сланцевого бассейна Фулин превышает 10 млрд м3 и КНР практически вышла на полноценную коммерческую разработку сланцевого газа. Ежедневные продажи с месторождения составляют 16 млн м3, что удовлетворяет ежедневный спрос на газ 32 млн жителей. Сланцевый газ уже стал важным ресурсом газификации экономического пояса реки Янцзы, вдоль которой располагается шесть провинций и два города центрального подчинения. В этом регионе проживает в общей сложности 200 млн человек, сообщает новостной портал «Фэнхуан синьвэнь».

Помимо Фулиня, китайские аналитики считают весьма перспективными для разработки месторождения Ордос в автономном районе Внутренняя Монголия и Чаннин в провинции Сычуань. Отмечается, что для развития отрасли у КНР есть большие возможности, ведь страна богата запасами сланцевого газа. По некоторым оценкам, его извлекаемые запасы составляют 31,57 трлн м3, а это 15% от общемировых запасов. Разработка сланцевого газа позволит диверсифицировать энергетику Китая. Однако эксперты напоминают, что технология ГРП потребует огромного количества воды, а плотность населения в КНР гораздо выше, чем в ЕС.

КНР поддерживает «сланцевую революцию»

Пока сложно делать предположения о развитии данного типа добычи газа в Китае, но вот работа по поддержке сланцевиков США им уже ведется. В частности, стало известно, что китайская нефтегазовая компания China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) стала владельцем 33,3% доли в проекте по добыче сланцевого газа в США, заключив сделку с американской Chesapeake Energy. Китай заинтересовала территория размером около 323 тыс. гектаров в штатах Колорадо и Вайоминг. За последние месяцы для CNOOC это уже второе соглашение по инвестициям в месторождения на территории США – ранее была оформлена аналогичная сделка по добыче в Техасе.

Вероятно, для Поднебесной эти вложения являются эффективным способом влияния на мировой сырьевой рынок. Кроме того, американские сланцевики требуют постоянных инвестиций, что как нельзя кстати для КНР, которой необходимо вкладывать собственные деньги в реальную добычу углеводородов.

Екатерина Дейнего

Подпишитесь