Posted 6 января 2022,, 07:11

Published 6 января 2022,, 07:11

Modified 17 сентября 2022,, 06:56

Updated 17 сентября 2022,, 06:56

Для Казахстана нашли политическую зажигалку

6 января 2022, 07:11
Последние события в этой стране свидетельствуют о том, что газ способен и на социально-политические взрывы.

5 января после начавшихся в стране народных волнений, вызванных повышением цен на автомобильный сжиженный газ, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял отставку правительства, которое возглавлял Аскар Мамин. В настоящее время врио главы исполнительной власти назначен первый вице-премьер Алихан Смаилов. Согласно указу, члены правительства продолжат исполнять свои обязанностей до утверждения нового состава кабинета министров. Кроме того, по итогам заседания правительства президент Казахстана поручил ввести на полгода госрегулирование цен на сжиженный газ и бензин, а также государственное ценовое регулирование по социально значимым продовольственным товарам. Правительству поручено рассмотреть необходимость введения моратория на повышение коммунальных тарифов для населения на полгода и вопрос субсидирования арендной платы по вторичному жилью для социально уязвимых слоев населения. Токаев также освободил от должности госсекретаря страны Крымбека Кушербаева. Он назначил на этот пост своего помощника Ерлана Карина.

Рост цен для КазГПЗ

Напомним, что 1 января цены на СУГ в Казахстане повысились в два раза — с 60 до 120 тенге за литр (с 10,2 до 20,5 руб. за литр). Этот рост стоимости, по данным Минэнерго страны, был вызван тем, что «с 1 января 2022 года осуществлен 100-процентный переход торгов сжиженным нефтяным газом через товарные биржи», — сообщало издание Tengrinews.kz со ссылкой на пресс-службу министерства.

При этом министр энергетики Магзум Мирзагалиев пояснил СМИ, что для поддержания местных потребителей цена на газ регулировалась и устанавливалась на уровне 38 тыс. тенге за тонну (ниже $100 за тонну) или в 5-6 раз ниже экспортных цен (порядка $500 за тонну). При этом себестоимость производства сжиженного газа на КазГПЗ составляет порядка 100 тыс. тенге за тонну. Цены на сжиженный нефтяной газ в Казахстане являются самыми низкими в регионе. Соответственно, низкие цены не стимулируют рост его производства. «В 2020 году объем внутреннего потребления составил 1,4 млн тонн сжиженного нефтяного газа. В 2021 году потребление сжиженного газа на внутреннем рынке выросло до 1,6 млн тонн. При этом производство газа не растет, а частые ремонты изношенных заводов периодически приводят к снижению общей выработки сжиженного газа. В текущих условиях отсутствует какая-либо инвестиционная привлекательность для расширения производства данного сырья, что на фоне постоянного роста потребления привело к постоянному дефициту сжиженного газа на внутреннем рынке», — цитирует главу Минэнерго РК издание NUR.KZ. По его словам, дефицит особенно обострился в 2021 году, поскольку количество автотранспорта, переведенного на сжиженный газ, с 2019 года к 2021 году выросло практически в два раза — с 139990 единиц до 313373 единиц.

После беспорядков правоохранительные органы Казахстана задержали директора газоперерабатывающего завода в городе Жанаозене в Мангистауской области республики, который поднял цену на сжиженный газ. Кроме того, по данным ТАСС, арестован и руководитель площадки по электронной торговле данным видом топлива.

Стоит отметить, что исторически в Казахстане всегда эксплуатировалось большое количество транспортных средств на газе.

Как ранее отмечали отраслевые эксперты, такую популярность этого вида ГСМ можно объяснить тем, что в конце 80-х годов прошлого века в СССР успешно реализовывалась программа внедрения газомоторного топлива в союзных республиках, где строились производственные мощности и АЗС. Однако после обретения независимости установки, производящие этот газ, модернизировались далеко не везде. Между тем, количество транспортных средств на СУГ постоянно возрастало, в том числе и потому что большие расстояния между населенными пунктами выгоднее всего преодолевать, эксплуатируя машины на газе.

Кроме того, не стоит забывать, что до 1 января 2022 года казахский СУГ стоил в 2-3 раза ниже, чем, например, в России, Белоруссии и Украине. И в самом Казахстане, и в приграничных с ней районах соседних стран действовал очень выгодный бизнес: покупать в Казахстане газ в баллонах и перепродавать, получая до 200-300% прибыли.

Социально-политический газовый взрыв

Ситуация с протестным движением в эти праздничные январские дни развивалась стремительно. 2 января граждане Мангистауской области Казахстана вышли на стихийные акции протеста и перекрыли дороги в Актау и Жанаозене. Как сообщало издание Tengrinews, собственники АЗС в Мангистауской области после двухдневных митингов снизили цену на сжиженный газ с 120 до 85–90 тенге за литр. Однако это снижение не успокоило митингующих, более того, стихийные протесты стали только нарастать. 4 января на площади Республики в Алма-Ате произошли столкновения протестующих с силовиками. 5 января протестующие в Алма-Ате ворвались в здание мэрии, неподалеку от нее были слышны выстрелы. Беспорядки начались и в других городах страны.

Митинги сопровождались перекрытием дорог, ведомство также сообщает о случаях нападения на сотрудников правоохранительных органов. В Алма-Ате, Шымкенте и Таразе протестующие атаковали акиматы (районные администрации): в зданиях выбили стекла и двери. Помимо этого демонстранты бросались камнями, палками и бутылками с зажигательной смесью. Пострадали 95 полицейских, были задержаны более 200 человек. Важно также и то, что в городе Актобе полицейские отказались задерживать протестующих, сообщил портал Orda.kz. Сотрудники правоохранительных органов заявили, что «они с народом и не будут поднимать на него руку».

В ночь на 5 января президент страны Касым-Жомарт Токаев ввел в Алма-Ате и Мангистауской области режим чрезвычайного положения на период до 19 января. Тем не менее утром начались столкновения митингующих с полицией в центральной части Алма-Аты. По данным «Интерфакс-Казахстан», протестующие пытались пройти через дворы на улицу Байтурсынова. Полиция начала применять против них спецсредства. В лечебные учреждения Алма-Аты за медицинской помощью обратились 190 человек, пострадавших в массовых протестах, сообщило управление общественного здоровья города. Из них 150 человек было доставлено на скорой помощи, 40 обратились самостоятельно, говорится в сообщении управления. «Среди всех пострадавших — 137 полицейских и 53 гражданских лица», — уточнили в управлении. В ходе последующих столкновений появились и погибшие. Позже президент Казахстана в обращении к нации, которое транслировал телеканал «Хабар 24», заявил, что массовые нападения на сотрудников правопорядка во время протестов привели к тому, что среди силовиков есть погибшие и раненые. Он рассказал, что «толпы воинствующих элементов» избивают военнослужащих, водят их голыми по улицам, насилуют женщин и грабят магазины. Токаев подчеркнул, что беспорядки устраивают финансово мотивированные заговорщики, которые тщательно продумывают план действий.

Действительно, на политический «разогрев» ситуации указывают многие факторы.

В частности, интернет издания Казахстана сообщают, что в Telegram-каналах распространяют старое видео из Киева, происходящие на записях события выдают за ситуацию в Казахстане. На распространяемых кадрах видно, как протестующие забросали бутылками с зажигательной смесью бронетранспортеры. Отмечается, что это фейк, и данные события происходили не в Казахстане. «На самом деле эти кадры были сняты в феврале 2014 года во время протестной акции на Майдане в Киеве. Тогда этот видеоролик был опубликован на YouTube и на нескольких новостных порталах. К Казахстану эти кадры отношения не имеют», — говорится в сообщении.

В других Telegram-каналах сообщается и о том, что из Казахстана бегут «кошельки» Назарбаева.

Отмечается, что на частном самолете покинул страну Патох Шодиев, совладелец горнодобывающей компании Eurasian Resources Group. Днём ранее из Казахстана спешно улетел глава металлургического холдинга Sat & Company Кенес Ракишев и уже находится в Лондоне. На этом же канале говорится, что «за резким повышением цен на газ напрямую стоят интересы семьи первого президента страны Нурсултана Назарбаева». Кроме того, авторы канала подчеркивают, что косвенно виновными в ситуации являются муж средней дочери Назарбаева Тимур Кулибаев, член совета директоров «Газпрома» и предполагаемый муж старшей дочери Назарбаева Дариги Кайрат Шарипбаев. «Рост цен на газ, скорее всего, произошел из-за того, что компании, которые контролируют Шарипбаев и Кулибаев, продают добываемый в Казахстане газ на Оренбургский газоперерабатывающий завод „Газпрома“ в России. Эти суммы, по разным оценкам, варьируются в районе $750-850 млн. Платятся ли налоги с продажи этого газа в бюджет Казахстана — вопрос», — отмечает канал.

Данные факты красноречиво свидетельствует о том, что кому-то очень хочется «раскачать политическую лодку» в Казахстане и кинуть «камень» в Россию (русские составляют вторую по численности национальную группу в Казахстане, — 18,42% или 3478287 человек). Согласно мнению многих политологов, истинные причины нынешних протестов заключаются в британской казахской диаспоре, богатые «лондонские казахи» имеют серьезные претензии друг к другу, поскольку одни из них близки к бывшему президенту страны Нурсултану Назарбаеву, другие же относят себя к его оппозиции.

Не лишним будет добавить, что в последние годы разработкой основных нефтегазовых запасов Казахстана занимались крупные трансконтинентальные компании, такие как Chevron, ExxonMobil, BG, Total. Россия была представлена только ЛУКОЙЛом, доля которого невелика. Между прочим, нынешние протесты, которые начались 2 января, пошли именно из нефтегазовой Мангистауской области.

При этом экономическая ситуация в самом Казахстане в последние годы была стабильная, и никаких кризисных явлений там не наблюдалось. ВВП на душу населения — $9,1 тыс. в 2020 году, в России было немного больше — $10,1 тыс. Индекс человеческого развития — 51 место в мире (Россия — 52-е). Вряд ли за прошедшие два года ситуация кардинально изменилась в худшую сторону. В 2021 году бюджет страны мог вырасти за счет роста цен на энергосырье и редкоземельные металлы. Ведь Казахстан не обижен природными ресурсами. В частности, по данным геологической службы США, страна занимает первое место в мире по добыче урана (40,8%), 12-е место по нефти, 8-е по углю, 2-е — по асбесту, 3-е — по хрому, 10-е — по золоту, 4-е — по титану.

Энергокризис как повод

Отраслевые эксперты в целом согласны с тем, что рост цен на газ, а также другие виды топлива стал прекрасным поводом для дестабилизации политической ситуации в стране. При этом они надеются, что казахские власти справятся с ситуацией.

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что такие активные митинги из-за повышения цен на газ свидетельствуют прежде всего о политическом конфликте внутри казахских элит, без него даже такой сильный рост цен на СУГ не привел бы к подобным народным волнениям: «Нынешний кризис в энергетике стал спусковым крючком для начала активных выступлений. Поскольку еще до повышения цен на СУГ были недовольства и по стоимости других моторных топлив. Кроме того, у населения были проблемы с углем, который продавался по доступным ценам в ограниченных объемах. Из-за миграции в Казахстан китайских майнеров в стране наблюдались перебои с электроэнергией. Сейчас электросетевые компании хотят воспользоваться ростом спроса и поднять цены на электроэнергию, но от высоких тарифов пострадают прежде всего обычные граждане, которые не имеют никакого отношения к майнингу», — рассказал эксперт.

Он отметил, что теперь одни политики хотят воспользоваться ситуацией, чтобы сместить своих аппаратных конкурентов. Делается это за счет эксплуатации чувства несправедливости у населения, которому говорят, что страна экспортирует уголь и природный газ, при этом власти повышают тарифы на данные энергоносители для собственных граждан: «В настоящее время Казахстан все больше газа экспортирует в КНР, более 10 млрд кубов, экспортирует этот энергоноситель и в Россию. При этом попытка поднять тарифы в логике экспортного нетбэка приводит к огромному недовольству населения. Но если бы не было политических факторов, то таких серьезных выступлений мы бы не увидели», — пояснил Юшков.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин напомнил, что за 2021 год цены на пропан-бутан существенно выросли и в России: «Судя по всему, проблема в перегретости локальных газовых рынков. У компаний есть желание подтянуть ценник под мировой рынок для успешного экспорта сырья. Плюс топливный рынок Казахстана далек от конкуренции.

Волнения — это следствие перегретой социальной ситуации, правительству Казахстана надо было реагировать быстрее»,

— заявил эксперт.

При этом он считает, что в экономике ситуация быстро стабилизируется, так как власти страны вернулись к госрегулированию во многих сферах, в том числе и на продовольственном рынке: «Но маховик социального недовольства сложно будет остановить. Разные области страны имеют разный национальный состав, есть внутренние исторические конфликты, которые на этом фоне могут обостряться. Но я думаю, что казахи справятся, и ситуация стабилизируется», — резюмировал Пикин.

Член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров, экономист Александр Разуваев уверен, что массовые выступления в Казахстане — это прежде всего геополитическая игра Запада с Россией: «Раскачивали Украину — известно, что получилось, раскачивали Белоруссию, теперь взялись за Казахстан. В этой ситуации власти страны, которые достаточно успешно выстраивали экономику, ведут себя пассивно. Я не исключаю, что Россия будет вынуждена вмешаться. Это большая геополитическая игра перед теми переговорами, которые должны состояться между Россией и США 12 января. Это очень в стиле Запада», — заявил эксперт. Он подчеркнул, что в настоящее время координация протестов в Казахстане идет не из Лондона, а из Киева.

Разуваев также рассказал, что экономическая ситуация в стране перед протестами была стабильная, заплаты чуть ниже, чем в России, близкие структуры экономики: «В ЕС цены на коммунальные услуги выросли на 300%, но никаких массовых демонстраций и митингов там нет», — указал аналитик.

По его мнению, выиграет от свары в Казахстане Узбекистан: «Там политическая стабильность, население больше, жесткая власть, поэтому деньги пойдут туда. Именно Узбекистан получит теперь значительную часть ранее идущих в Казахстан инвестиций. Я уверен, что для экономической и технологической модернизации страны нужна жесткая тоталитарная власть и либеральная экономика. Об этом красноречиво свидетельствует опыт Китая. Такую революцию, которая сейчас разворачивается в Казахстане, надо душить в зародыше», — резюмировал Разуваев.

"