Posted 5 декабря 2019, 12:48

Published 5 декабря 2019, 12:48

Modified 16 августа 2022, 21:48

Updated 16 августа 2022, 21:48

Арктика — новые возможности

5 декабря 2019, 12:48
России необходимо активное освоение арктических нефтегазовых запасов: это даст импульс всей экономике и повысит уровень жизни на Крайнем Севере

Роль Арктики для России невозможно переоценить. 43% площади Арктического региона планеты приходится на долю российского сектора, это около 9 млн кв. км. В настоящее время именно Арктика может принести миру наиболее крупные и перспективные нефтегазовые месторождения. Согласно консолидированной экспертной оценке, прогнозируемые запасы глубоководной части Северного Ледовитого океана составляют порядка 15-20 млрд тонн условного топлива, всего же в российской Арктике сосредоточено около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов.

Именно в Северном Ледовитом океане находится 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа России, в том числе 70% — на шельфе Баренцева и Карского морей. Там открыто несколько десятков нефтегазовых месторождений.

Уже в настоящее время в арктической зоне сконцентрирована добыча 91% природного газа России и 80% разведанных запасов промышленных категорий этого сырья.

Кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд т, из них 599 млрд т — энергетические и более 81 млрд т — коксующиеся. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медноникелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов.

Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России превышает $30 трлн, причем две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей.

В последнее время Арктика приобрела еще одно важное значение для мировой экономики — транспортное. Северный морской путь (СМП) вдоль побережья арктических морей России почти в 2 раза короче других маршрутов из Европы на Дальний Восток. В частности, от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП — 14280 км, через Суэцкий канал — 23200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды — 29400 км. Поэтому уже сейчас нельзя недооценивать геополитическое значение этой транспортной артерии, как и в целом всей Арктики.

Напомним, что президент России Владимир Путин поставил перед правительством задачу по увеличению грузопотока по Северному морскому пути более чем в три раза уже к 2024 году. В настоящее время Россия уже довела этот грузопоток до 20 млн т в год, но через пять лет он должен составлять порядка 80 млн т.

Для России Северный морской путь является национальной морской транспортной магистралью, она открыта и оборудована исключительно усилиями нашего государства.

Первый проект морского пути составлен еще в 1525 году. Важную роль в освоении СМП сыграло основание в начале XVII в. торговой фактории и порта Мангазея в Обской губе.

С появлением паровых судов начался новый этап освоения Арктики. В 1915 г. строится порт Мурманска. В царской России не смоли воплотить в жизнь идею превращения СМП в постоянно действующую магистраль по причине отсутствия ледокольного обеспечения. Однако через несколько лет ее активной реализацией занялись в СССР. Уже в 1932 году было образовано главное управление Севморпути. К началу Великой Отечественной войны СМП был подготовлен к регулярным морским транспортным перевозкам и проходу по нему боевых кораблей.

Советское освоение Арктики позволило стране провести серьезные исследовательские работы на данной территории, занимались в СССР и развитием инфраструктуры СМП. В итоге, в 1992 году, когда отмечалось 60-летие Севморпути, объем перевозимых грузов по нему составлял более 6 млн т в год, что в 5 раз превышало общий объем ежегодного грузопотока в зарубежной Арктике. Однако в советский период работы в Арктике велись без оглядки на хрупкую природу русского Севера. Особенно серьезно экологические проблемы стали видны с приходом периода «безвременья» в середине 90-х годов, когда большая часть арктической инфраструктуры оказалась брошенной. Напомним, что сбор и утилизация мусора на Крайнем Севере проводятся с 2012 года.

В 2018 году президент России, инспектируя ликвидацию экологического ущерба арктической зоны на архипелаге Земля Франца-Иосифа, предложил провести генеральную уборку в Арктике, очистить ее от мусора. Сейчас эта работа активно ведется. Для всех недропользователей в этом регионе действуют жесточайшие экологические нормы. Более того, российские нефтегазовые компании сами активно помогают экологическому изучению Арктики.

Недавно было объявлено о старте трехлетнего научно-исследовательского проекта «Чистая Арктика», который проводят «Роснефть» и парк «Русская Арктика».

Госкомпания ежегодно организует научно-исследовательские арктические экспедиции, в ходе которых изучается хрупкая экосистема арктических морей.

Тем не менее глобальное изменение климата и истощение традиционных месторождений углеводородного сырья делает освоение Арктики неизбежным. Владимир Путин во время визита на Землю Франца-Иосифа говорил о том, что должны быть предусмотрены новые подходы к развитию частно-государственного партнерства в реализации масштабных инфраструктурных проектов, включая освоение шельфа и повышение конкурентоспособности Северного морского пути: «Интерес к работе с нами очень большой и его нужно, безусловно, подкрепить реальными совместными проектами. Мы открыты для широкого партнерства с другими государствами для реализации крупномасштабных взаимовыгодных проектов — от освоения природных ресурсов и развития глобальных транспортных коридоров до науки и экологии. В этом регионе сосредоточены основные запасы ряда важнейших полезных ископаемых, которые являются определяющими для развития экономики РФ», — заявил президент.

Стоит отметить, что уже сегодня в арктической зоне РФ создается 12–15% ВВП страны и обеспечивается около четверти экспорта.

По всей видимости, дальше эти цифры будут только расти, поскольку нефтегазовая отрасль России стоит перед рядом вызовов: поддержание необходимого уровня добычи в условиях сокращения традиционных запасов и усложнения их разработки, переход к освоению запасов, попадающих под категорию трудноизвлекаемых, необходимость развития новых технологий — и все это в условиях действующей системы налогообложения.

Выход их сложившейся ситуации очевиден: для поддержания или наращивания нынешнего уровня добычи нефти России необходимо активное освоение арктических нефтегазовых запасов. Однако запустить эти проекты российские компании смогут только при новой системе налогообложения, то есть при новом арктическом законе, позволяющем бизнесу совершить арктический прорыв.

К таким прорывным проектам, без сомнения, относится «Восток Ойл», объединяющий месторождения «Роснефти» — Лодочное, Тагульское и Ванкорское — с Пайяхским месторождением «Нефтегазхолдинга». В октябре 2019 года глава «Роснефти» Игорь Сечин сообщал, что «Восток Ойл» создаст новую нефтегазоносную провинцию в российской Арктике, а также поможет загрузить Северный морской путь. После реализации первой очереди данного проекта добыча нефти может составить 50 млн т в год, после второй — 100 млн т. Он принесет более 5 трлн рублей инвестиций в добычу.

Освоение этих месторождений предусматривает и мультипликативный эффект для развития Арктики.

В рамках проекта «Восток Ойл» необходимо строительство в условиях Крайнего Севера полноценной инфраструктуры, которая на данном этапе на Таймыре отсутствует. Компании построят 5,5 тыс. км трубопроводов, морские терминалы с перевалкой до 100 млн т нефти в год, аэропорты, линии электропередачи и другую инфраструктуру. Только в рамках развития Пайяхи предстоит построить около 1 тыс. км. автодорог, создать системы связи и телекоммуникаций, возвести объекты электроэнергетики.

Не стоит забывать, что ожидаемый синергетический эффект от реализации проекта затронет смежные отрасли отечественной промышленности во многих регионах Российской Федерации. Будут загружены предприятия судостроительной промышленности, металлурги, производители специальной и автомобильной техники и, естественно, производители нефтегазового оборудования, проектные институты.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что арктические нефтегазовые проекты — это отправная точка для возрождения всей российской промышленности. Уже сейчас в стране запущен промышленный кластер «Звезда», который будет создавать линейку различных судов ледового класса для работы в Северном Ледовитом океане, а также выпускать нефтегазовое оборудование для работы на шельфе, в частности, буровые платформы. Нефтегазовая отрасль в этом процессе является главным двигателем прогресса, но не единственным участником.

Помимо всего прочего, арктические проекты играют немаловажную роль для социального развития территорий Крайнего Севера. Они обеспечат приток рабочей силы в северные регионы и на Дальний Восток страны, а также создадут инфраструктуру для комфортного проживания людей.

Поэтому все рассуждения о том, что освоение этих территории слишком затратно и не несет пока прямой экономической выгоды, на самом деле несостоятельны и направлены на то, чтобы остановить развитие российской Арктики.

В настоящее время российское правительство ведет активную работу по созданию законодательной базы для развития арктических территорий, Северного морского пути и добычи полезных ископаемых в Арктике. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики завершило подготовку проекта «Стратегии развития Арктической зоны России до 2035 года». Документ разрабатывался с широким участием представителей научного сообщества, властей регионов, гражданского общества, экспертов. Этот документ крайне важен, поскольку, согласно расчетам Аналитического центра при правительстве РФ, именно к 2035 году СМП должен перейти к круглогодичному режиму работы. А в настоящее время завершается проработка законопроекта о доступе частных инвесторов на шельф, который вводит специальные меры поддержки инвестиционной деятельности в Арктике.

Руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев считает, что нельзя заниматься освоением Арктики без налоговых стимулов. «Это вопрос политический, потому что Арктика — это еще и загрузка Северного морского пути.

Правительство собирается к 2030 г. транспортировать по СМП 100 млн т грузов, но для этого надо обязательно осваивать нефтегазовые месторождения»,

— указал эксперт. Он уверен, что льготы для арктических проектов обязательно будут введены, вопрос лишь в форме и объемах этих льгот.

Директор Российского газового общества, член экспертного совета при Минэнерго РФ Роман Самсонов также отметил в интервью «НиК», что нефтегазовая отрасль является основой российской экономики: «Сбалансированная работа нефтегазовой отрасли — залог стабильного развития страны.

Все ожидания в области решения социально-экономических вопросов связаны с нефтегазом. Поэтому важно, какие вложения осуществляются в текущую и перспективную деятельность.

Отсутствие инвестиций и льгот для поддержания стабильной работы нефтегазовой отрасли отразится на всей экономике страны», — пояснил эксперт в интервью «НиК».

Он напомнил, что сегодня на планирование и развитие российского нефтегаза очень сильно влияет фискальная политика: «Она не очень гибко реагирует на условия современного рынка. Если оценка идет по результатам прибыли, то должны учитываться и реальные расходы, и реальные вложения. Сейчас происходит следующие — вложения, которые должны осуществляться, изымаются из оборота. Не учитывается, что начало освоения месторождений требует развитие или даже создание инфраструктуры. Структура месторождений и запасов лучше не становится, приходится идти в другие климатические зоны, все это отражается на расходах компаний», — заметил Самсонов.

Екатерина Вадимова

Подпишитесь