Posted 5 ноября 2020, 14:37
Published 5 ноября 2020, 14:37
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Предварительные итоги президентских выборов в США, на первый взгляд, малоутешительны для американского нефтегазового сектора, который в ходе кампании стал одной из главных мишеней для демократов, находящихся в полушаге от победы. Более того, нефтяники, похоже, сделали далеко не все возможное для продления президентских полномочий Дональда Трампа, если посмотреть на результаты голосования в некоторых штатах, где нефтегазовое лобби традиционно сильно. Но основные баталии вокруг будущего отрасли и самого проблемного для демократов ее сегмента, сланцевой добычи, похоже, еще впереди, поскольку соратникам Джо Байдена для реализации «зеленого нового курса» еще нужно установить полный контроль над Конгрессом.
Из пяти крупнейших нефтедобывающих штатов США, на которые приходится порядка 70% всей добычи в стране (Техас, Северная Дакота, Нью-Мексико, Оклахома и Колорадо), Дональд Трамп смог одержать убедительную победу над Джо Байденом только в двух, далеко не самых значимых по количеству выборщиков президента — Северной Дакоте и Оклахоме. В главном нефтяном штате, Техасе, где шла борьба за 38 выборщиков, Трамп обошел поначалу вырвавшегося вперед Байдена с преимуществом менее 6%, а в Нью-Мексико и Оклахоме победа с приличным перевесом осталась за Байденом. Показательной оказалась и ситуация в Пенсильвании, где 160 лет назад вообще начиналась история американской нефтедобычи и значимость нефтяной отрасли по-прежнему очень велика. Этот штат с 20 выборщиками оказался в числе колеблющихся — в итоге в Пенсильвании вперед «на бровях» вырвался Трамп, но для общей победы этого, возможно, окажется недостаточно.
Крупный бизнес в Америке на этих выборах проявил себя в качестве временщика, констатирует профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев, напоминая, что главные группы поддержки Трампа — нефтегазовый сектор и военно-промышленный комплекс — в последние годы получали беспрецедентные ресурсы: оборонка в виде огромных заказов, а нефтяники в виде льгот и политической поддержки. Однако нефтяное лобби в ходе кампании на фоне громогласных заявлений Байдена, вероятно, исходило из того, что отрасль все равно принесут в жертву: «Сланцевики жили последним днем и пытались по максимуму использовать текущую ситуацию. Отсюда и крайне неэффективное участие нефтяного лобби в кампании Трампа, который не смог показать уверенные результаты в таком важнейшем штате, как Пенсильвания, где интересы нефтяников представлены очень серьезно. С учетом того, сколько сделал Трамп для сланцевой отрасли, в Пенсильвании Байден должен был потерпеть разгром, а по факту пришлось считать бюллетени до последнего голоса. Кстати, аналогичная история произошла и в тех штатах, где сильна американская оборонка: там Трамп тоже не смог убедительно выиграть.
И ВПК, и нефтегаз, похоже, просто попользовались теми льготами, которые предоставил им Трамп, а теперь, когда субсидии пойдут на то, чтобы кормить демократическую „улицу“, они смогут спокойно списать уже потраченные деньги».
Нефтегазовая повестка в ходе выборов действительно оказалась достаточно значимой — она вошла в первые пять-шесть обсуждавшихся кандидатами проблем, а в контексте общеэкономической проблематики значимость дискуссии о будущем американского ТЭК, оказалась еще выше, отмечает политолог Станислав Смагин, редактор портала Politema.ru. Плюс масла в огонь подливал Джо Байден, который в ходе последних дебатов пообещал полностью перейти к «зеленой» энергетике, причем в кратчайшие сроки, то есть методами шоковой терапии в отношении нефтегаза.
Однако, добавляет эксперт, в ряде нефтяных штатов на итоговом результате сказались совершенно иные факторы. Например, в Нью-Мексико проживает огромное количество латиноамериканцев — ядерного электората демократов (хотя в этот раз они охотнее обычного голосовали за республиканца). Кроме того, эффективность кампании Трампа нужно оценивать не только по «результату на табло», учитывая скандалы в ходе подсчета голосов, особенно в связи с голосованием по почте, которое серьезно скорректировало результаты в той же Пенсильвании.
«Объективно вопрос энергетики оказался ключевым для многих американцев для принятия решения о голосовании, — считает финансовый консультант Евгений Марченко. — Значительную часть голосов Трамп получил именно благодаря тому, что нефтяная энергетика понятна и привычна людям, а развитие „зелёных“ технологий вызывает опасения не только касательно развития бизнеса и экономики, но и в части количества рабочих мест. Финансирование предвыборной кампании Трампа было на высоте, однако очевидно, что имели место и пиар-проколы».
Заявления Байдена о готовности запретить использование технологии гидроразрыва пласта (ГРП/фрекинга) как минимум на федеральных землях и в целом озабоченность проблемами загрязнения окружающей среды стали сильным шагом предвыборной кампании демократов, считает Артем Тузов, исполнительный директор департамента рынка капиталов инвесткомпании «Универ Капитал». Об этом, по его мнению, свидетельствует тот факт, что буквально накануне выборов Трамп подписал указ о развитии ГРП, хотя в то же время сделал определенные шаги, чтобы угодить экоактивистам — например, продлил до середины 2032 года мораторий на бурение нефтяных и газовых скважин в районе побережья Флориды, а также подписал меморандум о расширении моратория на бурение на шельфе Северной Каролины.
«Ни у кого нет сомнений в том, что, если Байден станет полноценным хозяином Белого дома, он тут же нанесет сильнейший удар по нефтегазовой отрасли, запретив фрекинг.
Это один из главных постулатов его предвыборной кампании, а у кандидатов в президенты США есть традиция сразу после вступления в должность принимать соответствующие указы. Но поскольку такие действия лишат США не просто сотен тысяч рабочих мест в секторе, но и ударят по позициям Штатов в борьбе за рынки нефти и газа, вполне можно ожидать очень серьезной борьбы с принятием таких документов», — считает Тузов. Тем не менее, полагает эксперт, для мирового рынка нефти такое развитие событий станет положительным фактором — в частности, страны ОПЕК+ будут только рады, если США уйдут с рынка и вопрос сокращения добычи участниками альянса перестанет быть таким острым.
Дмитрий Евстафьев, напротив, полагает, что если исходить из существующей американской политической традиции, то Байден должен сейчас сбавить обороты — хотя для начала он еще должен быть объявлен победителем. Но проблема в том, добавляет Евстафьев, что мы вступаем в период, когда политическая традиция действовать не будет, к тому же более правильно говорить о «коллективном Байдене», поскольку индивидуально Байден решения явно не принимает:
«Помимо финансовой олигархии, он принципиально зависит от политических активистов и левацкой улицы, и это способствует тому, что он станет решительно продавливать экологическую повестку — останавливаться ему будет очень трудно, если вообще возможно. Не будем забывать и о том, что курс на обложение американской нефтяной отрасли данью был заявлен еще на самых ранних этапах подготовки предвыборной кампании Хиллари Клинтон в 2016 году. С тех пор этот курс остается устойчивой позицией американских демократов, и нет никаких оснований полагать, что Байден его будет как-то смягчать».
Наконец, отмечает Дмитрий Евстафьев, «коллективному Байдену» нужно будет нанести удар по финансовым ресурсам новых американских правых, которые поддерживали Трампа. В результате можно ожидать очень серьезную попытку передела собственности в американском нефтегазе с использованием банкротств и механизмов слияний и поглощений: «В последние месяцы американских сланцевиков удерживали от массовых банкротств только льготы и другие вспоможения от Трампа, но теперь главными в Америке становятся финансисты, которым эти сланцевики должны по гроб жизни.
Аппетиты финансистов в отношении сланцевиков удерживались только опасениями прямого конфликта с администрацией Трампа, и сейчас этот фактор исчезает».
Инвесторы уже готовятся к серьезным сдвигам после выборов — количество заявок о банкротстве компаний для защиты от кредиторов достигло трехмесячного максимума, отмечает Bloomberg: в этом году уже произошло 43 банкротства энергетических компаний — больше, чем за любой полный отчетный год. На прошлой неделе на банкротство подал буровой подрядчик Pacific Drilling SA, а в целом на нефтегазовые компании приходится около 20% из $266 млрд проблемных обязательств и непогашенных займов (в разгар кризиса в марте этот показатель составлял примерно 17%). Как сообщила агентству Карлин Тейлор, глобальный соруководитель по корпоративным финансам и реструктуризации FTI Consulting Inc., количество заявок на банкротство в энергетическом секторе может ускориться, если победит Джо Байден.
На фоне баталий между Трампом и Байденом одновременно проходившие 3 ноября выборы в Сенат США несколько ушли в тень, однако именно их исход может предопределить окончательную судьбу «зеленого нового курса демократов». Чтобы преодолеть продержавшееся целых шесть лет большинство республиканцев в Сенате, демократам необходимо было получить всего четыре дополнительных места, а если президентом станет Байден, то хватит и трех, поскольку его вице-президент сможет воспользоваться своим правом решающего голоса. На данный момент, сообщает NY Times, по-прежнему не решена судьба четырех мандатов, а остальные разложились между республиканцами и демократами поровну (по 48 мест).
Даже если Джо Байден получит Белый дом, его амбициозная климатическая программа может быть сорвана Сенатом, который, скорее всего, останется под контролем республиканцев, предположила в интервью агентству Bloomberg консультант из Вашингтона Глория Диттус. К тому же Байдену еще придется искать общий язык с однопартийцами, представляющими штаты с сильными позициями «традиционной» энергетики, такими как Джо Мэнчин, сенатор-демократ от богатой углем Западной Виргинии. Байден не сможет протолкнуть дорогостоящую программу нулевых выбросов углерода через республиканский сенат — Барак Обама не смог это сделать, даже контролируя весь Конгресс, и Палату представителей, и Сенат, напомнил Bloomberg Дэн Эберхарт, один из спонсоров республиканцев, глава нефтесервисной компании Canary Drilling Services LLC.
«Учитывая то, что у Байдена, вероятно, не будет подходящего состава Сената, не приходится ожидать, что он будет действовать путем проведения амбициозного закона о климате», — сообщил агентству Эрик Уошберн, консультант по экологической политике и бывший советник демократов в Сенате. По его мнению, чтобы продвигать свою повестку в области «зеленой» энергии и климата, Байдену придется действовать административными мерами, оказывая большое давление на Агентство по охране окружающей среды США. Этот момент осознают и экоактивисты. Один из них, Сэм Рикеттс, соучредитель группы защиты климата Evergreen Action, уже заявил, что Сенат с республиканским большинством может стать препятствием на пути к «смелой повестке демократов в области климата», и хотя Белый дом под руководством Байдена может сделать многое, реализация этой программы в полной мере также потребует законодательных решений.
Не исключено, что ожидаемое решение о новых санкциях в отношении российского нефтегазового сектора в случае смены хозяина Белого дома также не будет моментальным.
«Для России победа Байдена оставляет запас времени для маневра — остается лишь правильно его использовать, — отмечает Дмитрий Евстафьев. — В отличие от Трампа в 2016 году Байден не может сразу наращивать санкции: для начала ему надо просто утвердиться в качестве президента.
Более того, давление США по „Северному потоку-2“ даже может несколько снизиться, поскольку Байден не заинтересован в дальнейшем углублении конфликта с Европой и не будет обострять его сам.
Тем не менее, в коалиции с Ангелой Меркель они могут выставить России целый ряд условий, например, по изменению распределения прибыли и собственности в проекте. Думаю, что СП-2 так или иначе будет достроен — другое дело, что счастья России это не принесет».
Стоит спокойнее относиться к предвыборным заявлениям кандидатов, особенно по проблемным экономическим вопросам, резюмирует ведущий аналитик инвесткомпании QBF Олег Богданов: «Конечно, у демократов и республиканцев есть свои „любимые“ секторы: демократы предпочитают новые технологии и фармацевтику, а республиканцы промышленные и нефтяные компании. Однако это не повод говорить, что демократы будут останавливать или даже запрещать добычу нефти — просто стоит посмотреть на динамику ее добычи в США за последние двадцать лет. При республиканце Буше добыча нефти в США упала с 6 до 5 млн баррелей в сутки, а при демократе Обаме начался нефтяной бум — добыча выросла в два раза».
Несмотря на весь задор Байдена и демократов, в один или даже несколько дней такие вопросы не решаются, соглашается Станислав Смагин. По его мнению, тот хрупкий перевес, с которым победит Байден (если вообще победит) будет, скорее, мешать радикальным решениям, да и пресловутое нефтяное лобби в Америке никуда не денется. Тем не менее, можно ожидать, что на общенациональном уровне движение к «зеленой» энергетике заметно ускорится.
Николай Проценко