Posted 5 марта 2019,, 10:41

Published 5 марта 2019,, 10:41

Modified 16 августа 2022,, 21:46

Updated 16 августа 2022,, 21:46

Америка грозит NOPEC'ом

5 марта 2019, 10:41
Рискнет ли Конгресс США обвинить ОПЕК в сговоре?
Сюжет
ОПЕК

Министр энергетики США Рик Перри на пресс-конференции в Вашингтоне сделал заявление о необходимости взвешенного подхода при рассмотрении законопроекта, который должен быть обсужден в Конгрессе США и цель которого — разрушение ОПЕК.

Конгресс намерен обвинить ОПЕК в картельном сговоре с целью держать стоимость нефти на завышенном уровне.

«Я думаю, нам нужно быть реально осторожными с принятием этого закона, последствия которого могут выйти далеко за рамки предполагаемых результатов», — заявил Перри. Таким образом, министр имел в виду то, что принятие закона может обернуться против его авторов и вызвать новый нежелательный рост цен на нефть.

Законопроект NOPEC предлагает начать проведение разбирательства в рамках американского антитрастового законодательства и осудить позицию стран — членов ОПЕК, фактически обвиняя их в картельном сговоре для сохранения цены нефти на высоких отметках.

Председатель юридического комитета Конгресса демократ Джерри Надлер в ходе слушаний в начале февраля 2019 г. заявил, что члены ОПЕК «намеренно вступают в сговор», чтобы ограничить добычу нефти с целью манипуляции ценами. Он подчеркнул, что NOPEC также поможет федеральному правительству США решить проблему «несправедливых» розничных цен на топливо, сообщал Bloomberg.

Идея, высказываемая в тексте NOPEC, обсуждается в Конгрессе уже примерно два десятилетия. Летом 2018 г. американским парламентариям была представлена новая версия закона, но осенью дискуссии по этому поводу затихли.

После того как ОПЕК+ обновил условия сделки по сокращению добычи в Вене в декабре 2018 г., Конгресс вновь активизировался.

В Вене, в свою очередь, приняли решение о снижении добычи нефти на 1,2 млн баррелей от уровня октября 2018 г.

Вероятность принятия законопроекта остается низкой, так как его реализация несет в себе высокие риски для Штатов и переживания министра энергетики США Рика Перри обоснованы, считает Анна Кокорева, заместитель директора информационно-аналитического центра «Альпари». В первую очередь, отмечает она, речь идет о политических рисках.

Обвинение в сговоре и инициация разбирательства в отношении членов ОПЕК будут означать конфронтацию с каждой из стран, входящих в картель.

Вашингтон повернет против себя практически весь Ближний Восток. Возникает вопрос: каким образом Штаты будут выстраивать отношения с Саудовской Аравией?

«Вероятность принятия NOPEC в 2018 г. мы оцениваем как достаточно слабую — порядка 10-15%», — соглашается с мнением Анны Кокоревой Антон Покатович, главный аналитик «БКС Премьер».

Фактические последствия принятия законопроекта могут лежать в двух плоскостях. Во-первых, тактическое сотрудничество стран картеля в отношении регулирования объемов поставок в существенной мере будет затруднено. Страны смогут увеличивать и сокращать добычу в индивидуальном порядке, но исчезнет наиболее важный фактор балансировки рынка, а именно скоординированность и прогнозируемость действий, считает Покатович.

Действие сделки ОПЕК+, а также дальнейшее укрупнение нефтяного альянса, в который бы входили страны картеля и Россия, станет почти невозможным.

Покатович приводит и другой аргумент против принятия законопроекта. По его мнению, под санкционными ограничениями, вероятно, окажутся операции стран картеля и внутри территории США, включая активы ближневосточных экспортеров.

«Санкции будут иметь и обратную сторону для американских нефтедобывающих компаний, участвующих в общих проектах с ОПЕК. Можно предположить, что участие нефтедобытчиков США в них будет приостановлено на неопределенный срок, что отразится потерями»,

— считает он.

Интересно, что участники ОПЕК+ изначально не скрывали факт сокращения добычи в целях регулирования цен на рынке, напоминает Кокорева. Поэтому, по ее мнению, «открытия» США в этой области выглядят как минимум странно.

Принятие NOPEC и действия в отношении членов ОПЕК могут привести к серьезной волатильности на рынке нефти — разумеется, неконтролируемой — в этом отношении Кокорева разделяет опасения Покатовича.

«Следует отметить, что производителям США излишняя волатильность не нужна, это мешает планированию и прогнозированию финансовых результатов компаний, издержек, заказов и прочее», — считает аналитик «Альпари».

Практическое воплощение законопроекта, если его примут, будет выглядеть примерно так. Американские власти начнут активно применять свой любимый инструмент давления — санкции — в отношении госкомпаний, связанных с ОПЕК и ОПЕК+. На втором этапе ограничительные меры могут быть введены против компаний, продолжающих работать с теми, в отношении которых санкции уже действуют.

Сильнее всего эти санкции ударят по небольшим странам — производителям нефти, поскольку они начнут терять долю рынка. В этом случае США вполне могут начать попытки занять ее.

Управление по энергетической информации (EIA) Минэнерго США уже прогнозирует, что в 2020 г. США станут нетто-экспортером нефти.

«Если закон будет принят, то это будет удар по всем нефтедобывающим странам, особенно по тем, чей бюджет сильно зависит от экспорта нефти и газа», — полагает Кокорева. Волатильность, падение цен на нефть — факторы, которые негативно скажутся на бюджетах данных стран и внесут свой вклад в дальнейшее замедление темпов роста глобальной экономики.

Покатович все же считает, что негативное влияние от санкций против компаний — производителей нефти, к которым могут быть применены санкции в случае принятия NOPEC, не сможет обойти стороной американскую нефтяную отрасль. Эти последствия могут выступать одним из наиболее масштабных препятствий на пути принятия законопроекта. С одной стороны, «разрушив» баланс рынка, который сейчас, по оценкам БКС, почти на 80% формируется усилиями ОПЕК+, США могут погрузить рынок в хаос в виде скачкообразных движений нефтяных цен.

Если предположить, что в условиях чудовищной волатильности котировки хотя бы на среднесрочную перспективу опустятся на уровни ниже $50, для американской нефтедобычи настанут тяжелые времена.

С другой стороны, даже если исключить рассмотрение волатильности, санкционные ограничения для ОПЕК также формируют серьезные угрозы для нефтяной отрасли США. Несмотря на продолжающееся снижение объемов импорта нефти в США, объемы импортных поставок из картеля остаются весьма существенными — порядка 32,5% на ноябрь 2018 г.

Такое положение дел делает весьма затруднительным прогнозирование путей разрешения импортных проблем США в случае оказания реального давления на картель, говорит Покатович. Ребром стоит вопрос интересов американских компаний, работающих в совместных проектах с картелем. Оказание полномасштабного давления на ОПЕК в рамках NOPEC, на его взгляд, может противоречить одной из национальных целей США по достижению доминирования на энергетической арене мира.

Но вполне может быть, что в Штатах считают, что и от распада ОПЕК, и от нарушения венских договоренностей экономике и нефтяной отрасли США станет только лучше. Ведь если картель распадется, то каждая страна будет добывать больше нефти, а наращивание добычи приведет к демпингу цен на нефтяном рынке.

Впрочем, как это уже и повелось на рынке, зачастую страшны не санкции, а их ожидание, так как цены на нефть имеют свойство падать не на фактах, а на слухах.

Елена Гостева

"