Posted 5 марта 2018,, 07:15

Published 5 марта 2018,, 07:15

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Нефть и газ в феврале 2018 года

5 марта 2018, 07:15
Ежемесячный обзор нефтяного рынка и нефтегазовой отрасли
Сюжет
ОПЕК

Рынок нефти

В феврале январский рост рынка нефти оказался полностью нивелирован. Нефть Brent за месяц упала в цене на 7,4%, а техасская нефть WTI упала чуть меньше – на 6,9%. Таким образом, нефтяные цены откатились за февраль к уровням начала января; теперь придется во многом начинать все сначала. Нефть так и не опустилась ниже отметки в $60 за баррель. Но и о возвращении цены Brent на уровень в $70 за баррель в феврале пришлось подзабыть.

Что стало основным негативным драйвером нефтяного рынка в феврале?

Прежде всего, рост добычи сланцевой нефти в США, активизировавшийся при высоких ценах. Динамика коммерческих запасов нефти в США в феврале перешла от сокращения к росту, отражая избыточное предложение на рынке. В февральском обзоре рынка нефти Международного энергетического агентства (МЭА) говорилось, что к концу 2018 года США могут обогнать Россию и Саудовскую Аравию, если объем добычи нефти в Соединенных Штатах достигнет 11 млн баррелей в сутки, как прогнозирует Министерство энергетики США. В февральском докладе ОПЕК угроза стабильности нефтяных цен была принята во внимание: там отмечалось, что из-за текущего уровня переизбытка коммерческих запасов рынок нефти вернется к своему балансу только в конце 2018 года.

Соответственно, о досрочном прекращении сделки ОПЕК+ пока речи не идет.

Комитет по мониторингу выполнения соглашения ОПЕК+, который соберется на очередное заседание в Эр-Рияде в апреле, обсудит вопрос о коммерческих запасах нефти в мире и о том, как учитывать объем запасов нефти, находящийся за пределами стран, участвующих в соглашении (прежде всего, в США). Это необходимо для определения новой целевой цены, которая, по мнению участников соглашения, способна балансировать рынок. В 2017 году ОПЕК и Россия, а также другие участники ОПЕК+ сходились на том, что наиболее комфортной ценой нефти для сторон спроса и предложения является $60 за баррель. Теперь речь пойдет наверняка о новой, более высокой «справедливой» цене, так как сегодня цена Brent находится выше $60. Как заявил генеральный секретарь ОПЕК Мухаммед Баркиндо, в январе 2018 года участники ОПЕК+ выполнили план по сокращению добычи черного золота на 133%. В феврале это стало важным фактором поддержки для цены Brent, которая, несмотря на падение, не опускается ниже $60 за баррель.

Между тем министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи считает, что в 2018 году страны, участвующие в сделке ОПЕК+, могут договориться о более тесном долгосрочном сотрудничестве. Пока его формат не ясен и, по словам самого министра, подлежит обсуждению, однако не исключен вариант предложения России членства в ОПЕК. Если же ОПЕК (теоретически) удастся опутать своими щупальцами Россию, то, возможно, за ней в нефтяной картель сможет войти и Казахстан, обеспечивающий почти 2% мировой добычи нефти, а также Азербайджан, где добывается почти 1% мировой нефти.

Мы не считаем, что Россия согласится на такое предложение, так как оно невыгодно с точки зрения будущего экономического роста.

Слабая динамика промышленного производства и ВВП в России за 2017 год во многом обусловлена снижением добычи нефти из-за участия нашей страны в этом соглашении, а снижение добычи черного золота – это и сокращение заказов в смежных отраслях – машиностроении, металлургии, строительстве.

ОПЕК тем не менее ищет возможность для привлечения новых участников. Это актуально, так как, например, Казахстан заявил о стратегических планах увеличить добычу нефти к 2025 году на 24,5% по сравнению с 2017 годом, что подразумевает, что в Казахстане добыча нефти до 2025 года должна будет расти не менее чем на 2,7% ежегодно. Неудивительно, что ОПЕК задумывается о расширении числа участников, хотя бы в формате, аналогичном соглашению ОПЕК+, особенно на фоне заявлений Саудовской Аравии о том, что в марте у нее упадет и добыча, и экспорт нефти.

Тем не менее в февральском докладе ОПЕК повысил прогноз мирового спроса на нефть в 2018 году на 0,09 млн б/с, до 98,6 млн б/с, по сравнению с прогнозом, опубликованным в январском докладе. В картеле объясняют свой прогноз растущим спросом на нефть со стороны стран ОЭСР, прежде всего США и Западной Европы. А в ежегодном прогнозе ВР по мировой энергетике, который традиционно публикуется в феврале, говорилось, что мировому спросу на нефть в ближайшие 20 лет ничего не угрожает, но через 20 лет спрос на нефть может выйти на пик. Это будет связано с ростом спроса на экологически чистый транспорт, который через 20 лет начнет составлять серьезную конкуренцию бензиновым двигателям. В принципе, прогноз ВР выглядит обоснованным, проблема в том, что его будет трудно проверить через столь длинный отрезок времени.

Между тем Россия продолжает добросовестно выполнять план по сокращению добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+. Так, в январе-феврале 2018 года добыча нефти и газового конденсата в России сократилась на 1,4% в годовом исчислении, до 88,16 млн тонн. В феврале добыча нефти и конденсата в России упала на 11,9% к октябрю 2016 года (начало участия России в соглашении ОПЕК+), до 41,84 млн тонн. Генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо в начале февраля заявлял в интервью, что обещание «не наводнять мировой рынок нефтью» дал ему лично Владимир Путин и Россия выполняет обещание. Открытым пока остается вопрос о том, как это скажется на динамике промышленного производства и ВВП России за I квартал.

По нашей оценке, в марте 2018 года цена нефти Brent может находиться в коридоре $63-68 за баррель.

Цены могут отличаться повышенной волатильностью, однако сильных обвалов либо, наоборот, взрывного роста нефтяных котировок мы не ждем.

Рынок нефтяных акций

В феврале акции российских нефтяных компаний демонстрировали неоднозначную динамику. На фоне слабого снижения индекса Московской биржи (на 0,25%) обыкновенные акции «Татнефти» подорожали за месяц на 2,7%, «Газпром нефти» – на 1%, ЛУКОЙЛа – на 0,4%. Таким образом, бумаги трех компаний показали в феврале динамику лучше рынка. Аутсайдерами оказались акции «Роснефти», которая за февраль потеряла 4% капитализации, и обыкновенные акции «Сургутнефтегаза» (падение на 1,9%). Новости о санкциях, в том числе о том, что до конца марта Минфин США планирует выработать новые антироссийские санкции на основе обнародованного в январе «кремлевского доклада», в феврале, скорее всего, уже отыграны рынком. Падение цены нефти Brent более чем на 7% оказало, на наш взгляд, более серьезное воздействие на котировки акций.

Новость о повышении рейтинговым агентством S&P суверенного рейтинга России до инвестиционного уровня, пришедшая в конце февраля, оказала довольно слабую поддержку российскому фондовому рынку, в том числе акциям ряда нефтяных компаний.

А вот сделанное в феврале заявление министра энергетики Александра Новака в интервью агентству Platts о том, что главы крупнейших российских нефтяных компаний на совещании в Минэнерго подтвердили готовность сокращать добычу нефти в рамках соглашения ОПЕК+ и в 2018 году, оказала, на наш взгляд, негативное воздействие на рынок акций. Без этого заявления, на наш взгляд, даже акции «Татнефти» и «Газпром нефти» могли бы вырасти еще больше.

Падение акций «Роснефти» в феврале выглядит, на первый взгляд, довольно неожиданным после бурного январского роста. На самом же деле одна из главных причин падения акций крупнейшей российской НК заключается в том, что бумаги сильно переоценены на фоне внутренних рисков компании: возможного сокращения добычи нефти и откладывания новых проектов, санкций Евросоюза и США, высокой долговой нагрузки. Кроме того, вероятно, что инвесторов беспокоят намерения «Роснефти» продолжать работу в столь нестабильном регионе, как Иракский Курдистан. Инвесторы в январе отдавали предпочтения «Газпром нефти», обыкновенным акциям «Татнефти» и ЛУКОЙЛу как компаниям с невысокой долговой нагрузкой и хорошими денежными потоками, позволяющими платить высокие дивиденды.

В целом для февраля справедлива поговорка о том, что одним светит поймать за хвост удачу в виде роста капитализации на слабом рынке, а другим – нет. Аутсайдерам рынка остается уповать на возможный разворот падающего тренда в марте.

Газовая отрасль

В январе-феврале 2018 года добыча природного газа в России немного снизилась в годовом исчислении – на 0,1%, до 124,63 млрд м3. Это связано преимущественно с аномально теплой первой половиной января в России и Европе. А в феврале в России было добыто 59,23 млрд м3 газа, что на 1,3% превышает показатель февраля 2017 года – в феврале в Европе были аномальные холода, что вызвало резкий рост спроса на газ.

Холодная третья декада февраля позволила «Газпрому» поставить несколько рекордов по объемам экспорта газа в Европу.

Это только подтвердило прогноз заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Медведева о том, что Европа не сможет обойтись без российского газа, а по итогам 2017 года, заявил Медведев, «Газпром» вновь занял треть европейского газового рынка. По оценкам Медведева, к 2040 году концерн может занять 38-40% европейского рынка газа, особенно с учетом того, что после 2025 года в Европе начнет расти потребление газа, а существующие мощности газопроводов могут не справиться с растущим потреблением. Поставки СПГ из Катара и других стран также не смогут полностью вытеснить газ, идущий по трубопроводам. А лидером по его поставкам в Европу, бесспорно, является Россия.

Прогнозы «Газпрома», озвученные Александром Медведевым, совпадают с тревожными для Европы прогнозами глобальной энергетической корпорации Royal Dutch Shell, согласно которым после 2025 года мировая экономика, в том числе европейская, может испытать дефицит сжиженного природного газа.

На фоне этих прогнозов исполняющая обязанности канцлера ФРГ Ангела Меркель заявила, что не считает газопровод «Северный поток - 2» угрозой для энергетической безопасности Европы.

Примечательно, что это заявление она сделала в ходе встречи с премьер-министром Польши Матеушем Моравецким, который назвал «Северный поток - 2» угрозой европейской безопасности. Отметим, что в феврале отношения России и Евросоюза, в том числе Германии, в газовой сфере несколько улучшились благодаря тому, что 1 февраля компании Nord Stream II было выдано разрешение на прокладку газопровода «Северный поток-2» в территориальных водах Германии. А в конце февраля президент России Владимир Путин заявил: «Думаю, «Северный поток-2» будет реализован».

Президент выразил уверенность и в реализации проекта «Турецкий поток», строительство которого на территории Турции идет полным ходом.

Тем временем совет директоров «Газпрома», состоявшийся в конце февраля, допустил возможность выкупа части ценных бумаг газовой корпорации с рынка, причем речь шла не только об акциях, но и о глобальных депозитарных расписках. Однако конкретные сроки названы не были, что несколько снизило активность инвесторов в акции «Газпрома».

Акции «Газпрома» в феврале оказались хуже рынка, подешевев на 1,5%. Но акции НОВАТЭКа показали еще более слабую динамику, подешевев на 3%. На котировки акций НОВАТЭКа наиболее негативное влияние оказали слабые операционные результаты за IV квартал (снижение добычи газа). Это нашло отражение в финансовой отчетности корпорации по МСФО за 2017 год, опубликованной в конце февраля.

Наталья Мильчакова,

заместитель директора аналитического департамента «Альпари»

"