Posted 5 февраля 2019,, 11:13

Published 5 февраля 2019,, 11:13

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Венесуэльская история отразится на рынке позднее

5 февраля 2019, 11:13
Слабая реакция рынка нефти на события в Венесуэле связана с неопределенностью их исхода и с общим сезонным падением спроса

На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что России и странам ОПЕК+ нужно мониторить ситуацию в Венесуэле, чтобы оценить ее влияние на рынок нефти.

«Как вы видите, цены на нефть не реагируют на эту ситуацию», — отметил Новак.

Объясняя слабую реакцию рынка на события в Венесуэле, Антон Быков, главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий, отметил два момента. Первый заключается в неопределенности относительно исхода противостояния между действующим президентом Николасом Мадуро и самопровозглашенным временным президентом Хуаном Гуайдо, второй — в сезонной вялости финансовых рынков.

«Несмотря на то, что за Гуайдо выступают США, не очевидно, что он одержит победу. У Мадуро есть поддержка Китая и России, и, что самое главное в этой ситуации, за него выступают армия страны и менее обеспеченные венесуэльцы, а их большинство», — комментирует Быков.

Даже если один из президентов в ближайшие полтора месяца одержит победу, продолжает эксперт, отыгрывать ее пока некому.

Не секрет что современный нефтяной рынок — это прежде всего «бумажный» рынок, где торгуют беспоставочными контрактами, и именно на нем сейчас сезонное затишье.

«Но, как правило, с окончанием зимы объемы торгов начинают быстро увеличиваться, спекулянты начинают закладывать в котировки накопившиеся за зиму изменения. Именно поэтому венесуэльская история ждет своего часа»,

— полагает Быков.

По его мнению, на текущий момент на рынках рассуждают примерно в следующем ключе: Гуайдо — увеличение добычи, потому что США нужны более низкие цены на нефть; Мадуро — сохранение текущего уровня добычи, потому что России нужны более высокие цены. В реальности же ситуация в Венесуэле может развиваться по третьему и даже четвертому сценарию, а реакция нефтяного рынка удивит всех.

Например, рассуждает Быков, в случае победы Мадуро Китай, заинтересованный в ресурсах, может стимулировать рост добычи, что вопреки ожиданиям приведет к падению цен. А если противостояние перерастет в вооруженный конфликт, с одной стороны которого окажутся США, а с другой — Россия и Китай, котировки, вероятно, пойдут вверх, так как даже текущий уровень добычи окажется под угрозой.

«Предугадать, какой из политических сценариев будет реализован, очень сложно. Исходя из текущих условий, более вероятно, что Мадуро сохранит за собой кресло, но конкретную реакцию рынка нефти можно будет прогнозировать лишь ближе к середине марта», — убежден эксперт.

По мнению Дениса Лисицына, ведущего экономиста компании «ФинИст», ситуация, складывающаяся вокруг Венесуэлы, очень напоминает ситуацию, связанную с санкциями в отношении Ирана.

Минфин США обозначил 28 апреля 2019 г. как крайний срок для завершения действия контрактов на нефть из Венесуэлы. 28 января США объявили о введении санкций в отношении венесуэльской государственной нефтегазовой компании PDVSA, заблокировав ее активы и интересы в своей юрисдикции на $7 млрд, а также запретив сделки с ними. По данным Белого дома, еще $11 млрд составят потери в поставках нефти.

«В контексте геополитики санкции в отношении Венесуэлы оказывают поддержку росту цен. В предстоящие дни участники рынка продолжат анализировать их потенциальное влияние на баланс спроса и предложения»,

— замечает Михаил Мащенко, аналитик социальной сети для инвесторов eToro в России и СНГ.

К слову, пока венесуэльскую нефть охотно покупают другие страны, такие как Китай, Россия и страны Еврозоны. При этом 14 стран ЕС признали Хуана Гуайдо временно исполняющим обязанности президента (Италия, правда, заблокировала это решение). Вслед за ЕС госсекретарь США Майк Помпео тоже заявил о признании оппозиционера «временным президентом». Вашингтон полностью солидарен с решением стран Европы и призывает остальные государства присоединиться к нему.

«Интересно, что практически все НПЗ США, расположенные на Карибском побережье, перерабатывают именно венесуэльскую нефть, и где они возьмут альтернативу венесуэльской нефти, непонятно», — комментирует Лисицын.

Эксперт считает, что Венесуэла в данной ситуации может демпинговать, продавая нефть по ценам ниже рыночных, привлекая к себе новых экспортеров, и тем самым обрушить нефтяной рынок. Хотя это не очень выгодно для нее самой.

«Если США решатся на открытую военную интервенцию, как это было с Ираком, цены на нефть могут взлететь, что в свою очередь будет невыгодно США, поскольку исход операции непредсказуем»,

— говорит Лисицын.

Он отмечает, что средняя цена $60 за баррель устраивает многих. Поэтому пока цены на нефть будут находиться в коридоре $55-65, и это выгодно как производителям, так и потребителям нефти.

Гайдар Гасанов, эксперт «Международного финансового центра», отмечает, что давление США на Венесуэлу имеет политическую основу. Смена правительства в Венесуэле на проамериканское позволит США манипулировать глобальным нефтяным рынком. В первую очередь такая политика будет вестись против ОПЕК+. Венесуэла располагает значительными доказанными запасами нефти, которые превосходят запасы Саудовской Аравии. Но в силу кризиса Венесуэла добывает в среднем 1 млн б/с, что незначительно для нефтяного рынка.

«Венесуэльская тяжелая нефть может перерабатываться только в США, это ставит страну в жесткую зависимость от Америки. Если Венесуэла не сможет по каким-либо причинам перенаправить свою нефть в США на переработку и получать обратно топливо, в стране начнется масштабный топливный кризис. И если бы Китай и Россия не оказывали Венесуэле материальную поддержку, нынешнее правительство страны во главе с тем же Мадуро было бы ориентировано полностью на США», — комментирует Гасанов.

С другой стороны, продолжает эксперт, положение в Венесуэле на руку многим импортерам: они смогут приобретать нефть с хорошим дисконтом, невзирая на угрозу санкций со стороны США. Иранская нефть продается на мировом рынке с дисконтом 5-10%, и венесуэльская нефть сможет таким же образом обходить санкции. Если до этого основным потребителем венесуэльской нефти были НПЗ на Карибском побережье, при дисконте появятся агрессивные покупатели в Латинской Америке. Спрос может возрасти, вопрос в том, насколько Венесуэла сможет обеспечить этот спрос и на каких условиях.

«В этой связи глобальный нефтяной рынок пока находится в неопределенности, резкого роста и падения мы не наблюдаем.

Да, ситуация стабильна. И страны ОПЕК+ жестко следят за глобальным нефтяным рынком с одной целью — не допустить снижения цен на нефть ниже $55 за баррель.

Это хорошая новость для многих участников рынка, поскольку нефтяное ценовое дно уже определено. Остается лишь вопрос, когда цены продолжат рост», — говорит Гасанов.

В свою очередь Евгений Удилов, аналитик Института трейдинга и инвестиций «Феникс», уверен: говорить, что рынок полностью проигнорировал новости о санкциях США против Венесуэлы, нельзя. По итогам прошлой недели котировки нефти умеренно выросли, и это может быть связано в числе прочего и с венесуэльским фактором. Однако существенным это влияние в любом случае не назовешь.

«Рынок нефти очень спекулятивен, это означает, что доминирующее влияние на котировки зачастую оказывают настроения и ожидания, а не фундаментальные факторы. Нередко случается, что инвесторы игнорируют то или иное важное обстоятельство, в результате чего оно не сказывается на котировках, хотя по логике — должно. Например, в 2018 г. инвесторы долго игнорировали неопределенность дальнейшей судьбы ОПЕК+. О ней вспомнили только в конце календарного года, хотя о сроках истечения договоренностей было известно очень давно», — комментирует Удилов.

По мнению эксперта, как в итоге будут развиваться события в Венесуэле и чем это обернется для рынка, покажет время. На текущий момент вероятным выглядит сценарий сокращения экспорта нефти, что может оказать цене барреля поддержку.

Вместе с тем Удилов полагает, что существуют очень весомые противовесы. Например, замедление глобального экономического роста и рекордные объемы добычи в США.

Поэтому сценарий снижения цен не исключен независимо от того, как будут развиваться события вокруг Венесуэлы.

Между тем на сайте Минфина США 1 февраля появилось сообщение, что США могут ослабить санкции против PDVSA, если контроль над ней перейдет к Гуайдо.

«Если говорить о более глобальных последствиях для Венесуэлы, стоит отметить, что санкции США являются дополнительным толчком к смене власти в стране. Суть санкций заключается в запрете на перевод денежных средств правительству Мадуро, а если он уйдет в отставку, их может получить новый лидер», — заключил эксперт.

Мария Ромашкина

"