Posted 3 ноября 2020, 14:52
Published 3 ноября 2020, 14:52
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
Очередное падение мировых цен на нефть, связанное с неопределенностью по поводу президентских выборов в США и расширением ограничительных мер в Европе, где новая волна коронавируса сейчас в самом разгаре, сыграет на руку азиатским рынкам, полагают отраслевые игроки и эксперты. Спрос на нефть в Азии уже восстановился, а снижение цен позволяет рассчитывать на выгодные крупные закупки, как это уже было весной.
Вторая волна коронавируса приведет к падению спроса на нефть примерно на 1 млн б/с в США и на 1,5 млн б/с в Европе.
Об этом заявил 2 ноября на мероприятии Financial Times в Сингапуре главный исполнительный директор одного из крупнейших мировых нефтетрейдеров Trafigura Джереми Вейр. Компания ожидает, что совокупный мировой спрос на нефть упадет примерно до 92 млн б/с или ниже в краткосрочной перспективе. Еще один крупнейший глобальный трейдер Vitol прогнозирует, что зимой спрос будет находиться на уровне 96 млн б/с. Последние европейские ограничения определенно повлияют на спрос, хотя масштаб сокращения составит лишь 0,5 млн б/с в Северо-Западной Европе, считает генеральный директор Vitol Рассел Харди.
«Меры по изоляции, объявленные Великобританией и Италией, только усугубляют ухудшающуюся ситуацию в Европе. Многие трейдеры сейчас смотрят на США, где заболеваемость тоже растет, и задаются вопросом, не предоставляет ли Европа модель развития событий в Америке в ближайшие недели», — отмечает в комментарии Reuters Майкл Маккарти, главный рыночный стратег CMC Markets в Сиднее.
Европейская и американская эталонные котировки нефти Brent и WTI упали до нижней границы своих диапазонов из-за роста числа случаев заражения вирусом в Европе и США, а также более значительного, чем ожидалось, увеличения запасов нефти в США, констатировал в конце прошлой недели Джон Харди, глава отдела валютной стратегии Saxo Bank.
Кроме того, по его словам, падению цен способствовал продолжающийся рост добычи в Ливии.
Наконец, неопределенности добавляет ситуация вокруг президентских выборов США, причем возможная победа Джо Байдена создает у игроков рынка и аналитиков опасения не только в связи с его заявлениями относительно как минимум частичных ограничений на использование технологии гидроразрыва пласта, принципиальной для американской сланцевой добычи.
Еще одна тема, активно обсуждаемая в связи с приходом Байдена в Белый дом — ослабление или снятие американских санкций против Ирана. Это потенциально откроет путь на рынок для примерно 2 млн б/с иранской нефти.
«Аналитики утверждают, что, хотя это не произойдет в одночасье, рынок все еще будет слишком слабым и хрупким, чтобы справиться с поставками такого объема в ситуации, когда мировое потребление нефти не вернется к уровню, предшествовавшему пандемии, по крайней мере до конца 2021 года, — отмечает обозреватель портала OilPrice.сom Цветана Параскова.
— Потенциальный возврат части или даже всего иранского экспорта в течение года может создать еще одну серьезную головную боль для альянса ОПЕК+.
Иран, освобожденный от условий сделки, способен значительно осложнить ситуацию для своего заклятого регионального конкурента — Саудовской Аравии, возглавляющей усилия ОПЕК + по управлению поставками, что может оказать понижательное давление на цены».
В то же время руководители крупнейших трейдерских компаний отмечают, что спрос на нефть на большинстве азиатских рынков, прежде всего в Китае и Индии, уже восстановился, за исключением авиакеросина. В частности, в Индии потребление газойля в октябре увеличилось на 6,6% год к году, продемонстрировав такую динамику впервые с момента введения ограничений в конце марта. По словам Рассела Харди, можно по-прежнему ожидать, что спрос на нефть в Азии будет расти примерно на 1 млн б/с в течение следующих нескольких лет.
По данным на 2 ноября, в Азии в плавучих хранилищах находится около 6,6 млн баррелей дизельного топлива/газойля, сообщила Reuters Серена Хуанг, старший аналитик рынка нефтяной аналитической компании Vortexa. По ее словам, некоторые нефтетрейдеры ищут недавно построенные супертанкеры для хранения дизельного топлива на ближайшие несколько месяцев, поскольку готовятся к снижению спроса в Европе в связи с возобновлением ограничений. Ожидается, что эти меры нанесут ущерб спросу на дизельное топливо.
Резкое падение цен на нефть может немного облегчить высокий спрос Китая, отмечает агентство Bloomberg.
Совсем недавно крупнейший мировой покупатель нефти увеличил квоту на использование зарубежной нефти негосударственными организациями в следующем году более чем на 20%, сообщило Министерство торговли США ранее. Увеличение импортной квоты составляет примерно 823 тысячи б/с, что сопоставимо с дневным объемом добычи такой страны, как Алжир.
Общий объем квоты на импорт нефти для негосударственных китайских компаний составляет 243 млн тонн, это эквивалентно 4,9 млн б/с. В число компаний, которые будут использовать эту нефть, входят частные переработчики КНР, так называемые «самовары», которые в последние годы становились все более значимыми потребителями на мировом рынке. На НПЗ этих компаний уже несколько месяцев отмечаются более высокие коэффициенты загрузки, чем год назад, в то время заводы в США и Европе пока не вышли на прошлогодние показатели.
За предстоящим ростом импорта нефти в Китай стоит амбициозное расширение производственных мощностей страны. Совершенно новый крупный НПЗ Zhejiang Petrochemical 1 ноября запустил установку по перегонке нефти производительностью 200 тысяч б/c, а еще один независимый НПЗ Shenghong Petrochemical Group ведет строительство крупнейшей в Китае перерабатывающей установки, запуск которой намечен на конец следующего года. С начала октября трейдеры заняты скупкой партий нефти для отправки в Китай в надежде извлечь выгоду из ожидаемого всплеска спроса в конце года, когда независимые НПЗ получат разрешения на импорт на 2021 год.
Но восстановление азиатских рынков не позволит полностью компенсировать падение спроса на нефть в других регионах.
В 2020 году из-за коронавируса мировой спрос на нефть, вероятно, снизится до 89,3 млн б/с с прошлогодних 99,6 млн б/с, хотя в 2021 году произойдет частичное восстановление спроса до 94,8 млн б/с, а в 2023 году он вернется примерно к 100 млн б/с, отмечают аналитики норвежского аналитического агентства Rystad Energy. Глобальный спрос, вероятно, достигнет пика в 2028 году и составит 102 млн б/с, что ниже прогнозируемого до пандемии пика в 2030 году на уровне 106 млн б/с. «Медленное восстановление навсегда повлияет на мировой спрос на нефть», — полагают в Rystad. Пандемия также оставит после себя наследие в виде изменений в поведении людей, что повлияет на потребление нефти в долгосрочной перспективе. К 2050 году мировой спрос на нефть снизится примерно до 62 млн б/с.
Сергей Танакян