Posted 3 ноября 2016,, 11:03

Published 3 ноября 2016,, 11:03

Modified 20 августа 2022,, 19:27

Updated 20 августа 2022,, 19:27

Потенциальный драйвер экономики

3 ноября 2016, 11:03
На фоне экономического спада и низких цен на сырье, российские нефтехимические компании умудряются наращивать производство и реализовывать в стране ряд крупных инвестиционных проектов. В большинстве случаев инвестиции направляются на технологическое обновление и создание новых производственных мощностей, что в свою очередь продиктовано стратегией импортозамещения, а также обусловлено растущим спросом на нефтехимическую продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке.

На фоне экономического спада и низких цен на сырье, российские нефтехимические компании умудряются наращивать производство и реализовывать в стране ряд крупных инвестиционных проектов. В большинстве случаев инвестиции направляются на технологическое обновление и создание новых производственных мощностей, что в свою очередь продиктовано стратегией импортозамещения, а также обусловлено растущим спросом на нефтехимическую продукцию, как на внутреннем, так и на мировом рынке.


Хорошо, но мало

Эксперты оценивают ситуацию на рынке нефтехимии в 2015-2016 годах как весьма благоприятную по сравнению с теми временами, когда цены на энергетические продукты и сырье были существенно выше. Так, по итогам 2015 года по сравнению с 2014 г.ом прирост объемов выпуска химической продукции в РФ составил 6,3% (данные Росстата), что явилось высочайшим достижением отрасли за последние пять лет. В частности, рост производства полипропилена составил 23,3% (1,28 млн тонн), а производство поливинилхлорида (ПВХ) увеличилось на 20% (783,3 тыс. тонн).

Рост производства был достигнут за счет расширения действующих и строительства новых мощностей, запуск которых осуществлялся в период 2013-2014 г.ов – «Полиом» (Омская область), «Тобольск-Полимер» (Тюменская область), «Русвинил» (Нижегородская область) – совокупной производственной мощностью 1,8 млн тонн полимеров в год.

Немаловажным обстоятельством для роста нефтехимического рынка стала девальвация рубля, при которой экспорт начал набирать обороты в силу снижения цен на отечественную продукцию. В частности, рост экспорта полипропилена в 2015 году составил 56,5%. Одновременно с этим ослабевший рубль «подвинул» сильно подорожавший импорт, что также сыграло роль в повышении спроса на российскую продукцию, но уже на внутреннем рынке. Однако непосредственно в 2016 году эффект рухнувшего рубля уже снизил свое влияние.

По мнению, Геннадия Шмаля, президента Союза нефтегазопромышленников России, нефтехимический комплекс пока не играет существенной роли в экономическом развитии России. Его доля составляет лишь 1,6% от ВВП. Однако на фоне имеющихся запасов сырья, в перспективе, нефтегазохимия может стать главным драйвером экономики страны.

В качестве иллюстрации российских возможностей эксперт привел в пример Китай, где за 30 лет был создан химический комплекс, который производит продукцию на более чем 1,4 трлн долл. в год, что составляет 20% от ВВП страны, учитывая тот факт, что ВВП Китая в пять раз превышает ВВП России.

«В России за тот же период времени решались лишь отдельные небольшие отраслевые проблемы, и в настоящее время производство в химическом секторе составляет примерно 80 млрд руб., что в 20 раз меньше, чем в Китае. Поэтому, если мы хотим действительно повысить уровень нашего экономического развития, то необходимо на государственном уровне срочно пересмотреть всю структуру российской промышленности и сделать упор на развитие нефтегазохимии», – отметил Геннадий Шмаль.

Нужны вливания и новый подход

В целом, нефтехимическая промышленность России объединяет 15 направлений, в рамках которых работают свыше 700 производственных единиц различной мощности, завтрашний день которых зависит от решения ряда проблем. Одна из главных – устаревшее оборудование на многих предприятиях, не дающее отрасли развиваться в полную силу и затрудняющее рост конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке.

К слову, зарубежная нефтехимия – это огромные высокотехнологичные компании, которые в процессе интеграции заняли существенную долю на мировом рынке. Их выручка на каждого работающего в отрасли составляет $300-500 тыс. против $30-40 тыс. в Российской Федерации. В этих условиях ценовая конкуренция российских предприятий с западными производителями оказывается крайне сложной.

Чтобы реально конкурировать с Западом, российским предприятиям необходимо менять облик. Объективно неизбежен переход на современные технологии, которые обеспечивают необходимый качественный уровень, высокую производительность и способствуют сокращению издержек. Фундаментальным вопросом также является квалификация персонала.

Еще одна проблема отрасли – обеспечение российских нефтехимических предприятий углеводородным сырьем. Особенно болезненно выглядит этот вопрос на фоне того, что Россия более чем обеспечена сырьем для получения мирового признания нефтехимической промышленностью страны. Однако удаленность большинства предприятий от источников сырья и необходимость его транспортировки на значительные расстояния заметно увеличивают транспортные расходы, что, в свою очередь, сдерживает приток инвестиций в отрасль.

По мнению Геннадия Шмаля, получается парадоксальная картина. Россия, обладая колоссальными запасами сырья, вынуждена закупать продукты химической промышленности за рубежом, в тех странах, где сырьевых запасов нет, но при этом производство продукции налажено.

«Сегодня в России есть три нефтехимических кластера: Татарстан, Башкортостан и Самарская область. Однако им объективно не хватает сырья, которое находится на Ямале или в Ханты-Мансийском округе. Поэтому одна из задач, которую нужно решить, это экономически эффективная логистика. Сырьем необходимо обеспечивать хотя бы те кластеры, которые сегодня есть в центре России», – говорит Геннадий Шмаль.

Не менее важным моментом является вопрос эффективности использования добываемого газового и нефтяного сырья. По различным оценкам в России ежегодно сжигается от 25 до 30 млрд куб. м попутного нефтяного газа (ПНГ) – более 60% суммарных объемов его добычи. В рамках решения этой задачи, которая имеет также экологическую составляющую, президент Российской Федерации указал отечественным компаниям вектор направления – увеличить степень переработки сырья, в том числе нефтяного, с целью смены имиджа России как источника сырья для мировой промышленности.

Нельзя также не упомянуть пробуксовку в обеспечении внутренних потребностей. По данным экспертов, в России производится на одного человека около 5 кг продукции нефтехимии, тогда как потребление составляет около 30 кг, что 1,5-3 раза ниже по сравнению со среднемировым уровнем. Таким образом, в принципе, отрасль можно считать еще неразвитой. Примерно такое же мнение у государства: согласно Плану развития газо- и нефтехимии на период до 2030 года (утвержден в 2013 г.), объем производства нефтегазохимического сырья в стране должен увеличиться в 2,3 раза, до 65 млн тонн в год.

Следует отметить, что Минэнерго намерено актуализировать этот план, приняв во внимание экономические реалии и поделив включенные в него проекты на две группы – реалистичные и оптимистичные. В частности к оптимистичным можно отнести проект Новоуренгойского газохимического комплекса (ГХК), который реализует «Газпром», и Ангарский завод полимеров, принадлежащий «Роснефти». За счет ввода этих предприятий в течение 2017-2019 годов в России будет ликвидирован дефицит полиэтилена, который на сегодня составляет 400 тыс. тонн.

В целом, эксперты считают, что в перспективе отечественная нефтехимическая отрасль имеет блестящие перспективы. Несмотря на то, что по объемам производимой нефтехимической продукции Россия занимает лишь двадцатую позицию относительно других мировых стран, ее шансы на рост позиций постепенно растут, что обусловлено большим количеством месторождений.

«В Восточной Сибири нет чисто нефтяных или газовых месторождений, там все месторождении нефтегазовые. Поэтому их освоение и разработку необходимо вести комплексно, а упор должен быть на кластерный подход. Например, в Татарстане еще 10 лет назад было в основном производство мономеров. Позднее там освоили производство разных полимерных материалов, а сегодня в республике уже выпускаются готовые изделия. Именно на таком принципе и должна строиться нефтехимическая промышленность России», – заключил Геннадий Шмаль.

"