Posted 3 июня 2019,, 13:33

Published 3 июня 2019,, 13:33

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

«Транснефть»: за всё снова заплатят акционеры?

3 июня 2019, 13:33
«Транснефть» — одна из немногих компаний, которая последовательно игнорировала распоряжения правительства РФ о выплате 50% чистой прибыли по МСФО в качестве дивидендов

2019 год стал урожайным на дивиденды для государства. Подавляющее большинство госкомпаний уже давно перешли на выплату дивидендов в размере 50% прибыли по МСФО, которые требует выплачивать правительство, или стремительно приближаются к этой планке. Лидерами роста стали Сбербанк и «Газпром». По результатам 2018 года на выплату дивидендов Сбербанк направит 361,4 млрд руб., или 43,5% чистой прибыли по МСФО, что станет рекордом за всю историю банка (за 2017 год Сбербанк направил 36,2% чистой прибыли). Рост дивидендов банка является ожидаемым — в соответствии с утвержденной в 2017 году дивидендной политикой Сбербанк увеличит коэффициент дивидендных выплат до 50% к 2020 году.

«Газпром» также обрадовал своих акционеров — дивиденды компании за 2018 год вырастут более чем вдвое. Рекомендацию выплатить 393 млрд руб. в качестве дивидендов дал совет директоров компании, решение примет общее собрание акционеров. Если оно будет положительным, то это станет новым рекордом по выплатам акционеров среди компаний РФ.

С момента объявления дивидендов за 2018 год акции Газпрома выросли на треть, что позволило Газпрому стать первой по капитализации компанией, обогнав Сбербанк.

«Газпром» также объявил, что планирует довести дивиденды до 50% чистой прибыли по МСФО в течение трех лет.

О том, что госкомпаниям надлежит направлять на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли по МСФО, в правительстве говорят уже не первый год.

«Транснефть» — одна из немногих компаний, которая последовательно игнорировала распоряжения правительства. С 2012 по 2016 год коэффициент дивидендных выплат находился в диапазоне от 3 до 13%. Низкий размер дивидендных выплат, вероятно, был связан с ситуациями, когда «Транснефть» несла серьезные финансовые потери, вызванные ошибками ее руководства. 2017 год оказался удачным для компании, и по результатам года «Транснефть» впервые направила на дивиденды 43% чистой прибыли по МСФО. Казалось, что компания наконец повернулась лицом к акционерам и планка 50% прибыли на дивиденды будет взята по результатам 2018 года.

Однако, хотя дивиденды за 2018 год еще не объявлены, уже очевидно, что «Транснефть» не планирует поднимать их размер: компания снова оказалась замешана в скандале и на его фоне опять лоббирует для себя исключение из общего правила по дивидендам.

Экскурс в историю: рукотворные убытки «Транснефти»

Напомним, что в 2014–2015 годах «Транснефть» понесла огромные финансовые потери в результате неудачных спекуляций на финансовом рынке. В 2013–2014 годах компания заключила опционные договоры со Сбербанком, в соответствии с которыми обязалась компенсировать убытки банка в случае укрепления доллара США против рубля. Руководство компании утверждало, что таким образом пыталось захеджировать риски обесценения доллара США. Это оправдание не выдерживает никакой критики, так как «Транснефть» получает выручку и прибыль в рублях, но на тот момент имела значительный долг в иностранной валюте. Соответственно, риски компании заключались в обесценении рубля, а не доллара. Более того, «Транснефть» не страховалась от своих валютных рисков, а, напротив, увеличивала их. «Транснефть» взяла на себя риск неограниченного убытка, который реализовался при укреплении курса доллара США. Совокупно компания потеряла на опционных договорах 80,4 млрд руб. Дополнительно «Транснефть» понесла убыток от курсовых разниц по чистому валютному долгу в размере 93 млрд руб. (эти риски не были захеджированы). Таким образом, совокупные потери «Транснефти» составили 173 млрд руб., что превышает дивиденды компании за всю ее историю.

Такие убытки невозможно объяснить с точки зрения финансовой логики — это однозначная ошибка менеджмента.

В дальнейшем это было подтверждено в суде, где нефтяная компания пыталась переложить свои убытки на Сбербанк, однако суд признал, что они являются виной самой «Транснефти».

В 2015–2016 годах «Транснефть» снова понесла убытки, не связанные с операционной деятельностью: госкомпания держала крупный объем денег во Внешпромбанке и банке «Интеркоммерц». ЦБ отозвал у них лицензии 21 января и 8 февраля 2016 года. Совокупные потери «Транснефти» в проблемных банках составили 26 млрд руб. (включая «дочку» «Транснефти» — НМТП). До сих пор остается открытым вопрос, почему крупная государственная компания размещала свободные средства не в надежных госбанках, а в непрозрачных структурах с сомнительной репутацией.

Удивительным образом никто из руководства «Транснефти» не понес никакой ответственности за эти громадные рукотворные убытки.

Каждый раз за ошибки менеджеров расплачивались акционеры. На негативных новостях капитализация «Транснефти» падала на ­­­миллиарды рублей, при этом сама компания, ссылаясь на убытки, выплачивала мизерные дивиденды.

Новый скандал — новые убытки для акционеров

В 2019 году «Транснефть» вновь оказалась в центре грандиозного скандала. На этот раз речь идет уже не только о финансовых убытках, но и о колоссальном ущербе деловой репутации России как надежного поставщика нефти западным партнерам. В середине апреля белорусские власти сообщили, что нефть в российском трубопроводе «Дружба» (проходит через Беларусь и Украину в Европу) загрязнена дихлорэтаном, который иногда используется при добыче сырья. Западные нефтегиганты Total и Eni заморозили платежи за загрязненную российскую нефть. Транспортировка нефти по трубопроводу «Дружба» была приостановлена. По расчетам газеты «Коммерсантъ», убытки «Транснефти» могут составить около $315 млн (20,5 млрд руб., что составляет около 9% прибыли за 2018 год).

Участники отрасли называют инцидент крупнейшим перебоем поставок российской нефти за всю историю, ведь прокачка нефти по «Дружбе» не прекращалась даже во время событий Пражской весны в 1968 году и в 1991 году, в период развала СССР.

Больше всего удивляет позиция самой «Транснефти», которая полностью отвергает свою вину в случившемся. Напомним, что за последние 10 лет компания инвестировала в свою инфраструктуру 2,6 трлн руб., что более чем вдвое превышает ее текущую рыночную стоимость. «Транснефть» поясняла, что такие астрономические вложения необходимы для поддержания надежных бесперебойных поставок. Как выяснилось, эти гигантские траты нисколько не помогли госкомпании избежать масштабного перебоя поставок, поскольку не был должным образом налажен контроль за качеством поступающего в систему сырья.

На этих новостях котировки «Транснефти» упали на 10%. Дивиденды за 2018 год еще не объявлены, но, по информации наших источников, руководство компании вновь хочет отыграться за счет государства и других акционеров, активно лоббируя снижение дивидендных выплат.

Как видно из публичной дискуссии, система принятия решений по дивидендам «Транснефти» в правительстве весьма непрозрачна. 16 мая Дмитрий Козак, заместитель председателя правительства, заявил, что в расчет дивидендов «Транснефти» должны быть включены затраты на компенсацию ущерба от «грязной» нефти в «Дружбе». В ответ на заявление Козака министр экономического развития Максим Орешкин сказал, что пока рано говорить о пересмотре дивидендов «Транснефти», добавив, что это компания с сильным экономическим состоянием. Министр энергетики и председатель совета директоров «Транснефти» Александр Новак избегает занятия какой-либо публичной позиции по данному вопросу.

Только Министерство финансов последовательно и четко отстаивает позицию государства как собственника «Транснефти»: компания должна платить дивиденды в размере 50% прибыли по МСФО.

29 мая к полемике подключился министр финансов Антон Силуанов. «Вы хотите сказать, чтобы государство заплатило за косяки компании, которая занимается поставкой нефти? Мне кажется, это не совсем правильно. Любые вопросы могут обсуждаться, но если вы спросите мое мнение, то неправильно, что, по сути, будет бюджетная компенсация за недоработки компании, которая не выполнила свои контрактные обязательства по поставке качественной нефти», — сказал он, отвечая на вопрос, может ли быть снижен для «Транснефти» размер дивидендных выплат из-за необходимости выплаты компенсаций.

Потенциал «Транснефти»

На сегодняшний день на рынке осталась последняя крупная госкомпания, которая имеет существенный потенциал роста дивидендов и капитализации, — и это «Транснефть».

Бизнес «Транснефти» имеет очень крепкие фундаментальные основы. Компания является высокомаржинальным бизнесом, обладает устойчивым финансовым положением, низкой долговой нагрузкой и растущим денежным потоком. Необходимо лишь обеспечить эффективное управление этим ценным и стратегически важным активом.

Будем надеяться, что государство сделает правильные выводы из недавнего инцидента и сможет отстоять свои интересы как собственник «Транснефти».

Денис Самойлов

"