Posted 2 ноября 2017,, 15:32

Published 2 ноября 2017,, 15:32

Modified 15 сентября 2022,, 20:20

Updated 15 сентября 2022,, 20:20

Депутат о радикальном исламисте в «Татнефти»: «Это проблема службы безопасности компании»

2 ноября 2017, 15:32
Сотрудник компании на суде отрицал свою причастность к террористической организации

Председатель комитета Госдумы России по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев назвал скандал с сотрудником «Татнефти», ставшим фигурантом уголовного дела о терроризме, просчетом службы безопасности татарстанской компании. Об этом парламентарий заявил в беседе с корреспондентом «НиК».

В конце октября 2017 года в Казани задержали предполагаемых участников запрещенной в России ячейки международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Они стали фигурантами уголовного дела по частям 1, 2 статьи 205.5 УК РФ («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). Операцию проводили сотрудники ФСБ, МВД по РТ и Росгвардии.

Когда 19 октября суд определял задержанным меру пресечения, выяснилось, что житель Альметьевска Раиль Хамидуллин работает оператором в «Татнефти» – именно в Альметьевске располагается штаб-квартира нефтяной компании. Ранее он не был судим. Сейчас Хамидуллин является подозреваемым по ч. 2 ст. 205 («Терроризм»).

При обыске правоохранители обнаружили и изъяли пропагандистскую литературу. По словам же Хамидуллина, «у него ничего не нашли». Суд заключил его и остальных обвиняемых под стражу до 12 декабря 2017 года.

«Я не участвовал нигде, ни в какой группе не состоял. Можно не под арест? Семья, дети маленькие. Официально работаю. Все родственники переживают», – сказал на суде Хамидуллин. У 36-летнего мужчины двое малолетних детей четырех и шести лет.

На заседании не раскрыли подробностей дела.

В пресс-службе компании комментировать произошедшее с их сотрудником, уличенным в экстремистской деятельности, отказываются: неоднократные запросы «НиК» остались без ответа.

Жигарев заявил «НиК», что подобное ЧП нельзя назвать системной проблемой при подборе персонала для крупных компаний.

«Все зависит от качества работы службы. Здесь только корпоративная проверка, других вариантов нет. Это проблема службы безопасности компании», – сказал депутат.

По его словам, служба безопасности «просто обязана» проверять людей, которых принимают на работу.

«Другой вопрос – насколько она квалифицирована, чтобы качественно провести эту проверку», – сказал Жигарев.

Участников «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» задерживают, причем массово, в Татарстане регулярно. Например, в 2006 году – 25 человек в Казани. В конце марта 2016 года силовики отчитались о задержании сразу 17 подозреваемых – в том же Альметьевске и Набережных Челнах. В 2012 году в Казани произошли теракты: в июле покушение на муфтия РТ Илдуса Файзова и убийство его зама Валиуллы Якупова, в начале года взрыв самодельной бомбы в одной из деревень и вооруженный захват подозреваемого в столице региона. Члены группировки активизировались: в Казани прошли несколько массовых автопробегов, машины были с символикой «Хизб ут-Тахрир». В 2013 году приговор за участие в ячейке и организацию экстремистской деятельности получил Рустем Сафин, имам одной из мечетей Казани «Аль-Ихлас», и так далее.

Согласно годовому отчету «Татнефти», на 2016 год в компании насчитывалось 21,2 тысячи сотрудников. Из них 62,2% – мужчины. Ежегодно ПАО рапортует об успехах в системе управления персоналом.

«В 2016 году в политике управления персоналом ПАО «Татнефть» произошли существенные изменения в части системы развития сотрудников компании. Сформирована компетентностная модель компании, разработаны индикаторы компетенций, внедрена система комплексной оценки персонала и выстроена новая схема бизнес-процесса «Формирование кадрового резерва». Утвержденная компетентностная модель носит сбалансированный характер, включает следующие элементы: квалификационные требования, сформированный перечень корпоративных компетенций, а также оценку результативности сотрудника», – гласит прошлогодний отчет.

«Татнефть» отчиталась о создании в 2016 году нескольких центров, в числе которых структура по управлению трудовыми ресурсами и мотивации. На этот год были анонсированы еще несколько, в том числе центр кадрового администрирования.

«В 2017 году планируется пересмотреть существующую систему управления персоналом в ПАО «Татнефть» с выделением в организационной структуре компании корпоративного центра, на который будут возложены стратегические функции общего центра обслуживания, предполагающего централизацию операционных функций, и непосредственно в структурных предприятиях компании, так называемого поддерживающего функционала, выполняющего функции HR на местах», – сообщалось в отчете за прошлый год.

В отчетности подчеркивается, что все сотрудники проходят аттестацию согласно принятым в компании стандартам.

«Целью аттестации персонала является выявление соответствия компетентности работников должностным и квалификационным требованиям, а также оценка возможностей их дальнейшего служебного роста. Аттестации подлежат руководители, специалисты и служащие компании», – сказано в тексте отчета.

В интернете на сайтах отзывов о работодателях регулярно появляются записи от людей, которые представляются сотрудниками входящих в группу «Татнефти» предприятий. Имена авторы сообщений на таких сайтах не указывают. Среди них немало негативных оценок «Танефти» как работодателя.

«Ужасное отношение к сотрудникам!!!! оценка твоих профессиональных навыков-нравишься или не нравишься!!! Юриста не понравившегося перевили помощником администратора в мотель!!!!!!!!!!!! если у тебя папа, дядя, сват, брат, в край СОСЕД начальника – WELCOME!!!!! любимое выражение начальника: Неважно как ты работаешь, важно в какой ты команде!» (орфография и пунктуация сохранена. – прим. «НиК») – написал один из пользователей сайта retwork.com, указавший, что в 2014 году трудился в ООО «Татнефть-АЗС Центр» в Казани.

Работа крупных российских компаний, в том числе в нефтяном секторе, регулярно сопровождается скандалами вокруг сотрудников различных уровней, а также их родственников. Причины самые разные – от превышений полномочий до нарушений закона. Например, в августе 2017 года в суд ушло уголовное дело ведущего специалиста отдела экономической безопасности АО «Транснефть-Приволга» по обвинению в мошенничестве: его задержали при получении взятки в 1 млн руб. В 2016 году разразился скандал вокруг Руслана Шамсуарова, сына вице-президента ЛУКОЙЛа Азата Шамсуарова. На внедорожнике Mercedes Gelandewagen Шамсуарова-младшего группа молодых людей устроила гонки с ГИБДД по Москве. Видео попало в сеть и вызвало бурную реакцию пользователей. Еще больший резонанс сопровождал решение прокурора отменить постановление о возбуждении уголовного дела. Скандалов было много, однако ни об одной из компаний, помимо «Татнефти», не было информации, что работника уличили в участии в террористической организации.

"