Posted 2 сентября 2020,, 09:01

Published 2 сентября 2020,, 09:01

Modified 16 августа 2022,, 21:50

Updated 16 августа 2022,, 21:50

Восстановление спроса на нефть и газ не снизит волатильность цен — прогноз Moody’s

2 сентября 2020, 09:01
Цены на нефть и газ еще долго будут оставаться в зоне волатильности из-за неясных перспектив восстановления спроса

Под воздействием коронавируса в мировом энергетическом секторе прослеживаются два тренда — замедление темпов роста и консолидация, утверждается в опубликованном на днях среднесрочном прогнозе международного рейтингового агентства Moody’s. Авторы прогноза констатируют, что цены на нефть и газ еще долго будут оставаться в зоне волатильности из-за неясных перспектив восстановления спроса, которые испытывают дополнительное давление в связи с планами крупнейших нефтегазовых компаний наращивать инвестиции в декарбонизацию.

Основные тезисы доклада

  • Крупномасштабное обрушение рынка в связи с пандемией нарушит долгосрочные модели энергопотребления на развитых рынках и повысит волатильность цен на нефть и газ. Неравномерное растянутое во времени восстановление будет зависеть от постепенного повышения спроса по мере наращивания экономической активности на ключевых рынках потребления энергоносителей, таких как Китай, Юго-Восточная Азия и США.
  • Пандемия усиливает давление на крупные интегрированные нефтяные и газовые компании: им приходится корректировать свои продуктовые матрицы и сокращать угольный след. Эти компании будут искать новые возможности для увеличения операций с пониженной углеродной интенсивностью и удвоят усилия по сокращению предельных издержек производства. Доходы национальных нефтяных компаний будут постепенно восстанавливаться в течение следующих двух-трех лет, однако масштаб и скорость восстановления будут зависеть от того, как быстро возобновится нормальная экономическая активность, а также от того, какие меры по преодолению последствий пандемии будут предпринимать правительства из стран.
  • Масштабное падение нефтяных цен, отчасти вызванное пандемией, будет сглаживать неравновесие между более сильными и более слабыми разведочными и добывающими компаниями (E&P). Хорошо капитализированные компании этого сегмента, а также нефтяные мейджоры будут консолидировать американские сланцевые активы, а множество закредитованных E&P-компаний будут существенно сокращать свою деятельность в условиях падающей поддержки банков и инвесторов, поскольку продолжительный спад рынка еще больше лишает стимулов долговое инвестирование в этом сегменте.
  • Низкие цены на горючее не будут стимулировать спрос на нефтепродукты, поскольку на рынке сохраняется избыток нефти. Восстановление спроса на горючее будет зависеть от темпов роста экономики и потенциала отдельных рынков в части потребления нефтепродуктов. Маржа нефтепереработки будет повышаться вместе со спросом в 2021 году, однако, вероятно, останется ниже уровня, характерного для середины экономического цикла.
  • Сокращение объемов нефти и газа создаст переломный момент для денежного потока в переработке, поскольку потребители сырья снижают капитальные затраты и обновляют или пересматривают свои контракты. Растущее пристальное внимание со стороны регуляторных органов усложнит получение общественного одобрения на строительство межгосударственных трубопроводов и реализацию других крупных проектов, замедлит инвестиции — компаниям придется все больше рассчитывать на самостоятельное финансирование, поскольку доступ к капиталу усложнится.
  • Обрушение спроса и ухудшение денежных потоков в первой половине текущего года означают серьезные проблемы для глобального сектора нефтесервиса и бурения (OFS). Несмотря на то, что несколько компаний этого сектора с рейтингом инвестиционного уровня способны пережить затяжной кризис в отрасли, большинство компаний с рейтингом спекулятивного уровня столкнулись с экстремальными проблемами для своей ликвидности.

Елена Надточая, вице-президент, старший сотрудник кредитного отдела Moody’s:

«Новый баланс рынка будет определяться действиями на стороне предложения, и это потребует от участников альянса ОПЕК+ сохранения дисциплины в выполнении условий соглашения по меньшей мере в течение двух лет ради сохранения более быстрого восстановления спроса в сравнении с предложением. Поскольку спрос на нефть начинает восстанавливаться, нефтяной индустрии во всем мире необходимо также разобраться с рекордными объемами запасов как сырья, так и нефтепродуктов, которые задерживают новую балансировку рынка.

Восстановление газового рынка также потребует времени, даже несмотря на то, что он пережил не такую жесткую встряску, как рынок нефти. Газовый рынок США получит преимущество благодаря медленному росту добычи нефти в 2020-21гг., однако переизбыток на мировом рынке СПГ будет сдерживать рост экспорта газа из США в среднесрочном периоде и замедлит строительство новых экспортных мощностей. Это приведет к тому, что цены на газ будут более волатильными, а масштаб их восстановления окажется ограниченным.

Мы ожидаем, что цены на нефть сохранят высокую волатильность, однако будут восстанавливаться в направлении нашего среднесрочного прогноза в диапазоне $45-65 за баррель.

Ряд производителей вне ОПЕК более склонны вернуть свою приостановленную сланцевую добычу, если цены продолжат восстановление к $50 за баррель, что внесет свою лепту в волатильность цен, если спрос будет оставаться низким. Росту волатильности также будет способствовать усиление геополитических рисков, традиционно связанных с периодами низких цен на нефть. Что касается цен на газ, то мы ожидаем их восстановления до нашего прогнозного диапазона в $2-3 за миллион британских тепловых единиц (MMBTU).

Высокая ценовая волатильность приведет к тому, что стоимость капитала для отрасли будет оставаться высокой, что замедлит любое восстановление инвестиционной активности. Мы ожидаем, что инвестиции оттолкнутся от дна 2020 года, однако останутся на невысоком уровне в связи с более высокой стоимостью капитала и неопределенности относительно масштабов и траектории роста спроса».

Мартин Фьюджерик, вице-президент — старший аналитик Moody’s:

«Интегрированные и национальные нефтяные компании будут наращивать портфель проектов, направленных на снижение рисков энергетического перехода. В сегменте добычи мейджоры перенесут акцент с увеличения объемов производства на постепенное сокращение издержек производства за счет технологической модернизации и активного управления портфелями проектов. В сегменте переработки компании также продолжат сокращение издержек и оптимизацию.

Снижение спроса на путешествия в Европе и других экономически развитых регионах станет серьезной проблемой для перерабатывающего сегмента мейджоров наряду с новыми усилиями правительств по сокращению углеродного следа в нефтепереработке. В частности, план правительства Франции по спасению компании Air France реализуем лишь в том случае, если перевозчик отменит некоторые внутренние рейсы.

Подобные трансформации приведут к дальнейшему увеличению избытка некоторых нефтепродуктов, что подтолкнет переработчиков к сокращению своих мощностей путем закрытия или переоборудования европейских НПЗ.

Еще до коронавирусного кризиса крупные интегрированные компании возглавили процесс перехода к низким эмиссиям углерода в нефтяной индустрии. Одним из признаков сохраняющейся значимости инвестиций в это направление является то, что в 2020 году компании не сокращают соответствующие бюджеты притом, что им приходится уменьшать капитальные расходы вплоть до 30%, чтобы хотя бы частично уравновесить падение операционного денежного потока. Более того, некоторые компании даже планируют увеличить объем инвестиций, связанных с энергетическим переходом, в ближайшие пять лет. И хотя большинство интегрированных компаний, вероятно, возобновят капиталовложения в традиционные нефтегазовые активы уже начиная с 2021 года, это будет происходить в условиях жесткого надзора.

В связи с увеличением рисков, связанных с будущим спросом на нефть, вложения в развитие новых нефтяных проектов будут сталкиваться с еще большими регуляторными проволочками. В то же время интегрированные компании получают преимущества от своей высокой кредитоспособности и сниженной стоимости капитала в сравнении с остальной индустрией, что поможет им в процессе энергоперехода. Низкие капитальные затраты обеспечат им повышенную гибкость в процессе приобретения различных активов в рамках продолжающейся консолидации отрасли. Однако интегрированные компании еще и платят внушительные дивиденды. По мере мобилизации ресурсов для переструктурирования своих стратегических портфелей в направлении энергетического перехода их способность сохранять высокую кредитоспособность будет зависеть от того, насколько им удастся сбалансировать потребность в капитале и стратегические инвестиции с высокими дивидендами для акционеров».

Перевод: Сергей Танакян