Posted 2 апреля 2018,, 08:01

Published 2 апреля 2018,, 08:01

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

«Новая нормальность» – среднесрочная перспектива газовой отрасли РФ

2 апреля 2018, 08:01
Газовой индустрии России предстоит жить в «новой реальности умеренных цен»

В 2017 году ситуация на мировом энергетическом рынке стабилизировалась, и в этой «новой реальности умеренных цен» предстоит жить газовой индустрии России. Об этом заявил Павел Завальный, президент «Российского газового общества» (РГО), в ходе годового общего собрания членов Союза организаций нефтегазовой отрасли РФ 29 марта 2018 года.

«Мы ждем развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в мире ускоренными и не вполне предсказуемыми темпами. Ожидается рост конкурентоспособности ВИЭ по отношению к традиционной энергетике. Однако доля газа как низкоуглеродного ископаемого источника энергии в мировом энергобалансе будет расти до 26% с нынешних 22%, где роль российского трубопроводного газа будет ключевой»,

– сказал Завальный.

Президент РГО отметил, что в 2017 году Россия вышла на самые высокие с начала 1990-х годов темпы прироста в газовой отрасли. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2017 году Россия добыла 690,9 млрд м3 голубого топлива, тем самым превысив значение 2016 года на 8,1%.

Абсолютный рекорд установлен в экспорте. По данным ФТС России, в 2017 году поставки газа, включая СПГ, в денежном выражении выросли почти на 22% по сравнению с 2016 годом, составив $42,9 млрд. Во многом это было связано с восстановлением цен после провала в 2016 году. В физическом выражении объем годового экспорта составил 210,2 млрд м3, увеличившись на 5,7%.

Завальный отметил, что, несмотря на все препоны, Россия продолжает планомерно реализовывать ключевые инфраструктурные газопроводные проекты как на западе, так и на востоке. Отдельно среди событий и трендов года он выделил начало новой эры в развитии российской СПГ-индустрии, стартовавшей с пуском первой очереди проекта НОВАТЭКа «Ямал-СПГ».

При этом в теме будущего мирового рынка СПГ и места на нем России есть немало вопросов для серьезного обсуждения.

«Что будет со спросом, предложением и ценами на СПГ в эпоху «новой нормальности»? Как будет развиваться конкуренция между СПГ и трубопроводным газом на основных рынках, прежде всего европейском и китайском? Откроется ли «окно возможностей» для российских проектов, ожидаемое после 2024 года? Удастся ли России быстро решить проблему импортозамещения в данном секторе газовой индустрии?» – рассуждает Павел Завальный.

По его мнению, найти правильные ответы на эти вопросы особенно важно для максимизации дохода, получаемого государством от экспорта газа. Стратегическая задача – добиться взаимодополнения экспортных проектов, чтобы получить максимальную отдачу.

В центре внимания РГО также вопросы развития внутреннего газового рынка и интеграционных процессов на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

«Отрасли необходимо развитие конкуренции среди производителей, в оптовой и розничной торговле газом. Необходимо государственное стимулирование программ газосбережения, скорейшее определение основных подходов и принципов, принятие государственной концепции внутреннего рынка газа. Особенную значимость эта задача приобретает в связи с высокими темпами формирования общего внутреннего рынка газа ЕАЭС»,

– говорит Завальный.

Основным направлением работы РГО является совершенствование российского энергетического законодательства. На федеральном уровне РГО принимает активное участие в обсуждении основных направлений государственной политики в нефтегазовой отрасли посредством участия в рабочих группах и комиссиях, работающих над документами стратегического планирования. В работе принимают участие представители «Газпрома», «Сургутнефтегаза», «Роснефти», НОВАТЭКа, ЛУКОЙЛа, «Газпром нефти», «Росгеологии». На 2018 год поступило более 40 предложений, которые направлены на совершенствование законодательства в сфере недропользования и налогового законодательства.

Главное направление деятельности РГО в 2018 году – разработка нормативно-правовых актов по внесению изменений в действующие законы и нормативные акты правительства. Суммарно их свыше 60.

"