Задача формирования рыночной цены на бирже выполнена — как решить задачу стабильности на внутреннем рынке?

Аналитика
Задача формирования рыночной цены на бирже выполнена — как решить задачу стабильности на внутреннем рынке?
Задача формирования рыночной цены на бирже выполнена — как решить задачу стабильности на внутреннем рынке?
1 декабря 2021, 10:20
Волатильность цен на нефть продолжает нести серьезные риски для внутреннего рынка топлива, считают участники форума «Биржевой товарный рынок-2021» СПбМТСБ

Три механизма борьбы с волатильностью на рынке нефти для сохранения стабильности на внутреннем рынке топлива готово предложить Минэнерго РФ в 2022 году. Пока, по словам замминистра Павла Сорокина, несмотря на почти двукратный рост стоимости исходного сырья, цены на нефтепродукты в России удается сдерживать в пределах инфляции. Однако волатильность цен на нефть продолжает нести серьезные риски для внутреннего рынка топлива.

«Цена на нефть вчера быстро восстановилась, сегодня опять падает. Волатильность никуда не делась. Когда мы видим колебания цен за два дня на 10-15% в ту и другую стороны, это вынуждает разрабатывать инструменты поддержки рынка с очень большой гибкостью», — сказал замминистра энергетики на форуме «Биржевой товарный рынок-2021».

Такими мерами поддержки в 2022 году могут стать: субсидирование перевозок топлива на Дальний Восток, чтобы снизить премиальность дальневосточного рынка, донастройка демпфера и возможное увеличение нормативов продаж нефтепродуктов на бирже. Однако к последнему вопросу надо подходить достаточно осторожно с учетом экспортных альтернатив.

Замглавы ФАС России Виталий Королев уверен, что совместные действия ФАС, Минэнерго, правительства РФ и СПбМТСБ привели к существенному снижению биржевых цен на основные нефтепродукты с августа 2021 года.

«Отмечу, что нам за последние несколько месяцев, с августа удалось очень существенно снизить биржевую цену на основные нефтепродукты. Это было достигнуто благодаря совместным усилиям и СПбМТСБ, и Министерства энергетики, и Федеральной антимонопольной службы, и, безусловно, огромный вклад в этот результат дало правительство Российской Федерации», — заявил Королев.

Однако сами участники российского топливного рынка считают, что до стабильности и благополучия еще очень далеко.

Президент «Российского топливного союза» Евгений Аркуша отметил, что 2021 год был крайне тяжелым для розничного топливного рынка. Рост оптовых цен на фоне сдерживания цен в розничном сегменте привел к хроническим убыткам продавцов топлива. В числе факторов, способствующих росту оптовых цен, он назвал низкие товарные остатки на НПЗ и нефтебазах, а также длительные остановки заводов на ремонт. «Мне бы очень хотелось, чтобы регуляторы принимали системные решения для недопущения такой ситуации на топливном рынке», — сказал Евгений Аркуша. Он добавил, что Российский топливный союз направил свои предложения регуляторам рынка.

Член правления «Ассоциации участников товарно-сырьевого рынка» Евгений Шпак отметил важность усилий биржи по созданию рейтинга контролеров поставок, но подчеркнул, что недогруз нефтепродуктов и длительные сроки поставки дополнительно ухудшают положение независимых участников рынка, многие из которых сейчас работают в условиях низкой или даже отрицательной маржи.

Ринат Фаттахов, генеральный директор АО «Компания Уфаойл», считает, что действующий демпферный механизм недостаточно быстро реагирует на изменение рыночной ситуации. По его мнению, регулирование рынка должно происходить более гибко и учитывать сезонные факторы.

Регуляторы признают наличие проблем на внутреннем рынке, основными причинами которых они называют пандемию коронавируса и волатильность на внешних рынках, но готовы предлагать варианты мер по борьбе с последствиями.

Директор департамента нефтегазового комплекса Минэнерго Антон Рубцов согласился с тем, что ситуация на розничном рынке сложилась непростая. Главной причиной этого он назвал пандемию короновируса и заявил, что у Минэнерго есть набор мер по стимулированию производства нефтепродуктов для насыщения внутреннего рынка. А начальник Управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Елена Цышевская заявила, что антимонопольная служба считает необходимым дальнейшее увеличение объема реализации нефтепродуктов на биржевых торгах. Это касается не только бензина, дизельного топлива и авиакеросина — ликвидные биржевые торги должны быть обеспечены по всему спектру нефтепродуктов, включая сжиженные газы, мазут, битум. Кроме того, Цышевская предложила создать рабочую группу с Минэнерго и Ростехнадзором по анализу формирования графиков ремонтов НПЗ: «Как мы видели на примере этого года, проблемы с нехваткой топлива бывают, они возникают в периоды пикового спроса. Но решение о формировании графиков НПЗ должно быть сбалансированным, взвешенным, учитывать все составляющие», — сказала она.

Улучшить ситуацию на рынке может и борьба с недобросовестными практиками торгов на СПбМТСБ, считает начальник управления надзора за организациями биржевой и клиринговой инфраструктуры Банка России Кирилл Попов, имея в виду использование так называемых торговых роботов. Он отметил, что их использование не запрещено законом, однако оно не должно оказывать дискриминационное влияние на других участников биржевых торгов.

Биржа уже предприняла ряд мер по борьбе с недобросовестными практиками и уже видит реакцию рынка.

Вице-президент биржи Антон Карпов в ходе форума «Биржевой товарный рынок-2021» СПбМТСБ сообщил, что биржа и регуляторы не волюнтаристски относятся к процессу выявления недобросовестных практик — продавцы и покупатели принимают участие в оценке такого поведения: «Сейчас мы проводим максимально оцифрованный мониторинг, и если обнаруживаем нарушения, то подаем материалы на совет секции „Нефтепродукты“, далее совет секции принимает решения. В минувшую пятницу такие решения были приняты, протокол с решением совета секции вскоре будет опубликован на сайте биржи. В ближайшую неделю-две будем смотреть, как участники рынка реагируют на новые обстоятельства. Мы уже видим изменения в их поведении», — сказал Карпов.

Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников считает, что скачки цен на топливо — это реальность, в которой нам предстоит жить, но есть инструменты, которые позволят эффективно реагировать на высокую волатильность нефтепродуктового рынка: «Возникает вопрос — так что же с этим делать? Ответ — надо работать с инструментами хеджирования рисков. Участники рынка в этом году всерьез осознали: есть большой риск изменения цен на топливо, и надо искать варианты его хеджирования. То есть идти на срочный рынок. СПбМТСБ на срочном рынке запустила множество вариантов — и по бензину, и по дизелю. Сейчас по керосину проводим аналогичную работу».

Кстати, есть вероятность, что в перспективе на бирже к традиционным бензину, дизелю, мазуту, авиакеросину и СУГ добавится и водород — с предложением создать в России биржевой индекс по ценам на водород, который способствовал бы развитию торговли этим энергоресурсом, выступил глава РЭА Алексей Кулапин. Глава РЭА отметил, что водород может стать не только средством декарбонизации экономики, но и возможностью для развития технологических компетенций в топливно-энергетическом комплексе.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter