Posted 1 декабря 2018,, 07:34

Published 1 декабря 2018,, 07:34

Modified 15 сентября 2022,, 20:21

Updated 15 сентября 2022,, 20:21

Тема недели: Цены на бензин поднимут «независимые»

1 декабря 2018, 07:34
Разрешение независимым АЗС поднимать цены не улучшит ситуацию со стоимостью бензина для рядовых пользователей, особенно в тех регионах, где у автолюбителей нет особого выбора автозаправок

После долгих препирательств с правительством и ВИНКами независимые АЗС получили право повысить цены на 4% от цен крупных нефтяных компаний. Данное разрешение, естественно, не улучшит ситуацию со стоимостью бензина для рядовых пользователей, особенно в тех регионах, где у автолюбителей нет особого выбора автозаправок. При этом теперь повышение цен на одних АЗС станет законным, а другим предписывается продавать топливо дешевле, что, конечно же, никакого отношения к рынку не имеет.

Поэтому не сложно предположить, что на «дешевых» заправках бензин будет волшебным образом очень быстро заканчиваться, так что все быстро вспомнят советские очереди и дефицит.

28 ноября участники совещания у вице-премьера РФ Дмитрия Козака заявили, что независимым АЗС разрешили наращивать розничную цену топлива на 4% выше крупных нефтекомпаний и это не станет причиной для их проверки.

Позже президент Российского топливного союза Евгений Аркуша уточнил, что «4% – это не догма, может быть и меньше. Есть регионы, где у нас цены примерно одинаковые с ВИНК, если входная цена позволяет работать на такой маржинальной доходности. Может быть и больше 4%, если ты не можешь купить в мелком опте, а вынужден покупать только на опте, например, зимний дизель». По его словам, если розничные сети смогут обосновать необходимость такого роста надзорным органам, то претензий к ним не будет.

Глава Независимого топливного союза Павел Баженов сообщил, что благодаря этому разрешению независимые АЗС получают возможность увеличить маржу до 8-9% вместо прежних 4-5%, в среднем по России они могут повысить цены на 3,49 руб. за литр бензина АИ-92 и на 3,59 руб. за литр АИ-95.

Напомним, что 12 ноября Минэнерго и ФАС подписали с 10 крупными нефтекомпаниями соглашения по стабилизации рынка топлива на срок с 1 ноября по 31 марта 2019 г., в которых фиксировались объемы и цены оптовых поставок. Объявлялось также, что цены до конца 2018 г. останутся на уровне конца мая – начала июня, в 2019 г. вырастут на 4-4,6%. Розничные цены компаниям разрешили поднять с 1 января не более чем на 1,7% (с учетом повышения НДС). С 1 февраля стоимость топлива будет индексироваться равномерно – так, чтобы по итогам года не превысить прогнозную среднегодовую инфляцию (4,6%).

Заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин 29 ноября отчитался, что нефтекомпании РФ в ноябре выполняют требования по росту поставок топлива на внутренний рынок относительно уровня 2017 г.

«Поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок в ноябре выросли», – сказал Сорокин.

Как в свою очередь уточнил заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин, в ноябре производство бензина выросло на 2,4% относительно аналогичного периода 2017 г., отгрузка на внутренний рынок при этом выросла на 5,3%. Производство дизельного топлива выросло на 2,9%, а отгрузка – более чем на 10%.

Однако, несмотря на все эти меры, розничные цены на топливо медленно, но уверенно растут.

По данным Росстата, стоимость литра бензина в среднем по России к 26 ноября поднялась на 1 коп. – до 43,48 руб. Стоимость бензина марок АИ-92-93, АИ-95 также подросла на 1 коп. – до 41,55 руб. и 44,84 руб. соответственно. Бензин АИ-98 подорожал на 6 коп. – до 50,33 руб.

Тем не менее еженедельный отчет управления ФАС Свердловской области зафиксировал совсем другие колебания цен. Средняя стоимость дизельного топлива в регионе выросла сразу на 2,19 руб. – до 44,56 руб. Бензин АИ-92 (93) подорожал на 19 коп. – до 42,59 руб. за литр. Литр бензина АИ-95 повысился в цене на 42 коп. – до 43,08 руб.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что разрешение независимым АЗС повышать цены на 4% не решает проблему регулирования топливного рынка, а повышает маржинальность независимых АЗС.

«Им предоставлена возможность повысить цены, но вопрос, насколько они ее будут использовать. Поднимая цены выше розничных АЗС ВИНКов, они всегда рискуют потерей клиентов. В тех регионах, где нет заправок ВИНКов, данная мера сработает. В крупных мегаполисах вряд ли независимые будут существенно поднимать стоимость топлива», – заявил эксперт в интервью «НиК».

По его мнению, на текущий момент потенциал роста цен в 2018 г. уже исчерпан.

«Данное разрешение – это скорее формальное действие, которое урегулировало несоответствие между положением АЗС ВИНКов и независимых»,

– уточнил Пикин.

Он считает, что в 2019 г. ситуация будет складываться совсем иная: «С 1 января поднимается НДС, и соглашение между правительством и нефтяными компаниями заключено не на весь год. Ситуация на заправках даже сейчас, после подписания всех соглашений, свидетельствует о том, что цены на бензин выросли. Топливо продолжает дорожать, и темпы этого повышения цен не совсем соответствуют тем ожиданиям, которые были», – отметил эксперт.

Заместитель директора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева считает, что в результате этого уточнения работы независимых игроков розница должна вырасти на 40-60 коп. и это может быть ощутимо для рядовых автомобилистов в регионах, где в основном сосредоточены независимые АЗС.

«Я не считаю, что рост на 50 коп. станет большой трагедией. Вопрос в том, почему раздувают сметы независимые игроки», – отметила аналитик в интервью «НиК».

По ее мнению, в результате подорожания топлива на независимых заправках спрос на АЗС ВИНКов вырастет, а значит, и доходность их бизнеса. Кроме того, часть независимых может перейти к вертикально интегрированным нефтяным компаниям, пройдут типичные сделки поглощения, ВИНКи расширят свой бизнес.

«Независимые АЗС «допрыгаются» до того, что государство найдет на них управу. Это сейчас они себя вольготно чувствуют, но все может измениться, если они и дальше продолжат нагнетать ситуацию.

Понятно, что при соблюдении цен на уровне замороженных оптовых маржинальность их бизнеса снижается. Им, естественно, хочется больше денег. Но не стоит забывать, что независимые АЗС – это перекупщики, они строят свой бизнес на том, что покупают бензин у ВИНКов и продают его со своей наценкой. Собственно, какой их вклад в ВВП страны?! Сейчас они пользуются тем, что в ряде регионов независимые заправки занимают существенную долю на топливном рынке и у людей просто нет выбора. Поэтому вопреки их сообщениям, ситуация на топливном рынке не критичная», – заявила Кокорева.

"