Posted 1 марта 2021, 10:37
Published 1 марта 2021, 10:37
Modified 15 сентября 2022, 22:06
Updated 15 сентября 2022, 22:06
Литий-ионные аккумуляторы приобретают все большее значение в мировой энергетике — их применение уже не ограничивается мобильными телефонами и электромобилями. В будущем литий-ионные батареи могут стать источником энергии для значительной части населения планеты, так что потенциал рынка лития — третьего элемента таблицы Менделеева — оценивается некоторыми экспертами в миллиарды долларов, утверждается в материале на портале OilPrice.com.
За последний год курс акций нескольких крупнейших литиевых компаний удвоился.
Например, акции чилийской Sociedad Química y Minera de Chile за это время выросли в цене с $30 до $57. В конце прошлого года компания подписала девятилетнее соглашение о поставках карбоната и гидроксида лития с LG Energy Solution, поставщика аккумуляторов для Tesla и GM. Чилийская компания об увеличении капитала до $1,1 млрд, большая часть которого будет направлена на расширение производства карбоната лития. Sociedad Química y Minera ожидает, что в долгосрочной перспективе литиевая промышленность будет расти примерно на 20% в год, чему будут способствовать рост продаж электромобилей и реализация задач по сокращению выбросов углерода в разных странах от Китая до США.
Стоимость акций компании Albemarle Corporation из американской Северной Каролины также увеличилась за год почти вдвое, с $88 до $162. Этот производитель лития также недавно объявил о планах расширения и долгосрочных контрактах по поставкам, полагая, что революция на рынке электромобилей и энергетический переход только начинаются. Albemarle намерена привлечь $1,3 млрд с помощью IPO — эти средства будут инвестированы в развитие литиевых производств в Сильвер-Пике (Невада), а также в Австралии, Чили и, возможно, в Китае.
Крупнейшие производители лития готовятся к растущему спросу на электромобили, который теперь формирует не только Tesla, но и такие признанные компании, как GM, а также китайские стартапы. Компания NIO Limited, еще недавно находившаяся на грани банкротства, в прошлом ноябре представила пару новых моделей, которые будут конкурировать с Tesla Model 3 в Китае, и эти амбиции были оценены рынком. Стоимость акций NIO взлетела с $3,24 в начале 2020 года до максимума в $50 в начале февраля.
Ключевым фактором литиевого бума пока остаются автопроизводители, но они уже демонстрируют иные возможности применения литиевых автомобилей, помимо непосредственного источника энергии для электрокаров.
Та же NIO продвигает концепцию «батарея как услуга», когда покупатели электрокаров могут сдавать в аренду аккумулятор своего автомобиля и экономить $10 тысяч при покупке нового автомобиля, а также производитель предлагает покупателям возможность заменить батарею после нескольких лет использования. Это создает дополнительный спрос на батареи и, соответственно, на литий.
Первопроходец массового рынка электромобилей Tesla также повышает ставки в сегменте солнечных батарей и аккумуляторов. Предлагаемые компанией домашние супер-аккумуляторы могут кардинально изменить способы хранения и распределения электроэнергии в будущем.
Принципиальную роль на рынке лития в ближайшие годы также может сыграть компания Blink Charging, производящая зарядные устройства для электромобилей. Стоимость акций компании за последний год значительно выросла, в том числе благодаря сотрудничеству с EnerSys, одним из старейших глобальных поставщиков систем и технологий хранения энергии для промышленного применения, и компанией Envoy Technologies. Майкл Д. Фаркас, основатель Blink, заявляет о готовности постоянно обновлять совместные продукты, чтобы обеспечить более эффективные и удобные варианты зарядки для растущего сообщества водителей электромобилей.
Иными словами, литий-ионные аккумуляторы уже являются критически важным элементом для энергетического сектора.
Теперь они используются не только в мобильных телефонах и электромобилях — батареи могут применяться для хранения энергии, а также для сбора энергии из возобновляемых источников.
Это связано с тем, что стоимость аккумуляторов очень быстро снижалась при одновременном увеличении спроса до такой степени, что, по утверждению Wall Street Journal, автопроизводители смогут производить электромобили по цене обычных машин в течение ближайших пяти лет. По данным BloombergNEF, к концу 2020 года цены на литий-ионные аккумуляторные батареи упали на 89% с 2010 года, а к 2023 году ожидается их снижение еще на 27%.