Posted 15 января, 17:26

Published 15 января, 17:26

Modified 15 января, 17:28

Updated 15 января, 17:28

Вечерние эмоции «НиК»: дежавю от Минэнерго РФ и возможный план Катара

15 января 2024, 17:26
Павел Журавлев
Минэнерго опять вернулось к сентябрьской мантре, Катар пытается вернуть себе звание крупнейшего поставщика СПГ.

Топливное дежавю

Начало первой рабочей недели проходит под знаком аварии на нефтеперерабатывающем заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» в городе Кстово Нижегородской области. Казалось бы, такое случается нередко, тем более что там не взрыв или теракт, а техническая поломка на оборудовании по каталитическому крекингу. Однако реакция трейдеров на рынке не заставила себя ждать. Сегодня отмечен рост биржевых цен на бензин, который, впрочем, начался с середины прошлой недели, когда появилась первая информация об остановке НПЗ. Что неудивительно: «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» — крупнейший НПЗ в России, и сегодня он приостановил продажу бензина марки Аи-95 на бирже.

Впрочем, аналитики и эксперты считают, что нынешний рост цены бензина не является критичным. Ведь в зимний период спрос на него в России традиционно падает: многие россияне отказываются от длительных поездок в силу сурового климата. Так что прямо сентябрьского скачка цены на топливо бояться не стоит, считают эксперты. Правда с небольшой оговоркой: если ремонт на НПЗ не затянется. А ведь к этому есть все реальные предпосылки, ведь оборудование для каталитического крекинга, которое вышло из строя, импортное. И сейчас оно находится под западными санкциями. Поэтому просто оперативно закупить новую установку у производителя не получится. Так что ЛУКОЙЛ сообщил, что будет стремиться завершить ремонт установки к весне этого года, когда вырастет спрос на топливо на фоне наступления высокого сезона.

Все вроде в порядке, однако ключевая фраза в этом заявлении — «будет стремиться». Уж очень широкий диапазон ее трактовки. Что, если они будут стремиться изо всех сил, но у них не получится?

Маслица в огонь тревоги подлило Минэнерго, заявив сегодня, что снизит объемы экспорта бензинов из РФ и что другие игроки российского рынка переориентируют свои ресурсы внутрь российского рынка, а ЛУКОЙЛ должен завершить ремонт в кратчайшие сроки. Собеседники «Интерфакса» при этом говорят, что документы на запрет экспорта бензинов — опять и снова — уже готовятся в недрах ведомства.

Все это выглядит успокаивающе, но остаются маленькие вопросики: как быть, если ремонт затянется; как другие игроки будут компенсировать выпавшие объемы топлива от НПЗ. Особенно настораживает заявление Минэнерго, что производство бензина российскими заводами полностью удовлетворяет потребности в стране, и есть солидные запасы. Где-то я уже это слышал… Вспомнил! В самом начале топливного кризиса прошлой осенью такую мантру не уставали повторять в министерстве энергетики, когда цена дизеля улетела в космос.

Катарская гипотеза

Катар в начале года старается вернуть свои лидирующие позиции в поставках СПГ в Европу и на мировой рынок. По итогам прошлого года это место у него нагло отобрали США. И в нынешней напряженной ситуации в Красном море Катар решил отправлять свои газовозы в Европу через африканский мыс Доброй Надежды. С одной стороны, это вне сомнения повысит цену топлива из-за более длительного перехода. Но это не сильно расстраивает Катар: на фоне теплой зимы и больших европейских запасов газа цена голубого топлива в Европе упала значительно, так что некоторый рост ей не повредит с точки зрения продавца.

С другой стороны — момент перехватить инициативу у Штатов выбран исключительно верно.

Все дело в том, что Минэнерго США дало прогноз на ближайшие пару лет, что внутренний спрос на газ будет расти на 2-3% в год, а вот предложение всего на 1%.

Отсюда вытекает вопрос: чем США в такой ситуации будут заполнять свои проекты экспорта газа в Европу? Ведь при таком соотношении спроса и предложения неизменно у Минэнерго США возникнет дилемма, кого кинуть с газом. Если продолжить объемы экспорта в Европу, то дефицит образуется на внутреннем рынке США, что приведет к росту цены нем. Если кинуть ЕС по долгосрочным контрактам, то союзники обидятся.

Тут возникает интересный момент: большинство компаний по СПГ в США частные. И они отправят свой газ туда, где за него заплатят больше. Таким образом, можно предположить ситуацию: производители газа кидают своих сограждан в пользу ЕС. Тогда цена газа на американском рынке подскочит до таких уровней, что производители через некоторое время отвернутся от Европы и вернутся в США. Тем более что правительство Штатов приложит для этого все усилия.

Европа остается наедине с… правильно, Катаром. Такая вот гипотетическая многоходовка, но и ее нельзя сбрасывать со счетов.

Хорошего вам завтра!

"