Армен Ханян: Мы должны выступать в роли невидимого наблюдателя
Интервью

Армен Ханян: Мы должны выступать в роли невидимого наблюдателя

10 сентября , 12:56
Конкуренция, прозрачность и понятные правила игры позволяют «гасить» ценовые колебания, вызванные внешними условиями

Конкуренция, прозрачность и понятные правила игры — эти факторы являются основополагающими для развития российского рынка нефти и нефтепродуктов, от них в том числе зависит ценовая стабильность, необходимая как участникам рынка, так и конечным потребителям, эти факторы позволяют «гасить» ценовые колебания, вызванные внешними условиями.

О роли Федеральной антимонопольной службы в регулировании внутреннего рынка нефти, газа и нефтепродуктов, развитии биржевой торговли, совершенствовании правил игры и коронавирусных последствиях — в интервью начальника управления регулирования ТЭК и химической промышленности ФАС России Армена Ханяна.

«НиК»: Как вы оцениваете темпы программы развития конкуренции? Какие направления или задачи в этой программе наиболее сложны? Какие направления наиболее приоритетны?

— Здесь хотелось бы напомнить, что в 2017 году указом президента Российской Федерации был утвержден уникальный по своей сути акт — Национальный план развития конкуренции, который определил основные направления, цели и задачи развития конкуренции и провозгласил приоритет для всех государственных структур активно содействовать развитию конкуренции в нашей стране.

Касательно топливно-энергетического комплекса и химической промышленности в Плане развития конкуренции на 2018–2020 годы, помимо общих антимонопольных направлений развития конкуренции, особый приоритет имеет развитие биржевой торговли, позволяющей получить репрезентативные и прозрачные индикаторы цен на биржевые товары. Также в Плане развития конкуренции особое место занимает сфера газоснабжения, которая имеет важное значение для нашей страны.

В целом темпы реализации Плана развития конкуренции мы оцениваем на достаточно высоком уровне.

Да, не все задачи реализованы до конца, и мы обязательно заложим их при подготовке нового плана и, без всяких сомнений, доведем до своего логического завершения.

«НиК»: Насколько прозрачен и конкурентен сегодня рынок нефти и нефтепродуктов, а также газа? Какие основные «серые» зоны вызывают беспокойство ФАС?

— Мы точно можем констатировать, что указанные рынки на сегодняшний день функционируют прозрачно и по понятным правилам игры. Приняты необходимые стандарты раскрытия информации, различные правила недискриминационного доступа, большинством компаний разработаны и внедрены торговые политики, системы антимонопольного комплаенса и многое другое. Работа в этом направлении ведется нами постоянно и непрерывно.

Конечно, есть и специфика данных рынков, которая заключается в объективной сложности входа новых участников на эти рынки, так как требует от них осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости, наличия экономически оправданного минимального объема производства, обуславливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства, и другие факторы.

Что касается «серых» зон, то я повторюсь: для нас приоритетом является развитие биржевой торговли, что позволяет повысить прозрачность совершаемых сделок и минимизировать дискриминационные подходы в деятельности хозяйствующих субъектов.

В этом направлении нами уже проделана существенная работа, которая позволила на сегодняшний день сформировать прозрачные ценовые индикаторы, повысить стабильность нашей экономики и снизить ее зависимость от волатильности цен на внешних рынках, предоставила дополнительный канал продаж для продавцов товаров, дала возможность покупателям приобретать товары независимо от места своего нахождения по рыночным ценам и исключая навязывание невыгодных условий договоров.

«НиК»: Какие инструменты регулирования рынка есть в арсенале ФАС, и какие из них вы считаете наиболее эффективными?

— ФАС уже давно из карательного органа превратился в предупредительный, что вкупе с имеющимся инструментарием и диалогом с бизнесом позволяет выстраивать цивилизованные отношения между хозяйствующими субъектами.

Я имею в виду институты предупреждений и предостережений, адвокатирование конкуренции (различные экспертные советы при ФАС, круглые столы, семинары, лекции, интервью, брифинги и другие публичные площадки), утверждение компаниями торговых политик и внедрение системы комплаенса, разработку и принятие правил недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий и стандартов раскрытия информации.

Мы должны выступать в роли невидимого наблюдателя, качественно и оперативно реагирующего на любые нерадивые проявления со стороны недобросовестных конкурентов.

Кроме того, в настоящее время очень эффективно зарекомендовал себя такой инструмент, как созданный на площадке ФАС Биржевой комитет, постоянными участниками которого также являются Банк России и ФНС России.

Заседания Биржевого комитета проводятся на еженедельной основе с участием крупнейших нефтяных компаний, биржевых площадок, экспертных организаций, а также независимых участников рынка.

В рамках Биржевого комитета уже созданы и успешно функционируют различные подкомитеты по биржевой торговле нефтепродуктами, газом, углем, лесом, минеральными удобрениями, агропродукцией, водными биоресурсами, драгметаллами, инструментами срочного рынка.

На заседаниях Биржевого комитета постоянно анализируется текущая ситуация на товарных рынках, предпринимаются меры по развитию и совершенствованию биржевой торговли и даются рекомендации участникам рынка, направленные на недопущение возможных нарушений антимонопольного законодательства.

Грамотный симбиоз использования имеющихся в нашем распоряжении превентивных и защитных инструментов приводит к наиболее эффективным результатам как в развитии рынков, так и в пресечении и недопущении нарушений антимонопольного законодательства.

Ну, а в случае, если эти инструменты не дают должного эффекта, в нашем арсенале имеется такой действенный инструмент, как возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства с применением оборотных штрафов и выдачей обязательных для исполнения предписаний.

«НиК»: В своем докладе о состоянии конкуренции ФАС оценил сложившуюся модель рынка как олигопольную. Каким образом ФАС сохраняет в условиях этой модели конкурентный баланс? Что, на ваш взгляд, вызывает наибольшие трудности и требует приложения максимальных усилий и внимания?

— Рынки нефти и нефтепродуктов в нашей стране исторически носят олигопольный характер. Вертикально интегрированные нефтяные компании занимают основную долю на всех сегментах рынка, среди которых добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов.

Структура хозяйственных отношений на внутреннем рынке газа также складывается под воздействием высокой степени концентрации ресурсов газа и газотранспортных сетей, находящихся в собственности «Газпрома».

Учитывая все это, мы стараемся идти по пути выработки и принятия системных решений и совершенствования правил игры, понятных и прозрачных для всех ее игроков, и развитие в России биржевой торговли очень поспособствовало выравниванию конкурентного баланса на наших топливных рынках.

Мы считаем абсолютно закономерным и своевременным дальнейшее развитие биржевых торгов, чему на сегодняшний день уделяем особое внимание и для чего прикладываем немалые усилия.

Кроме того, в настоящее время наше пристальное внимание направлено на развитие рынков химии и угля.

Также в данных сферах активно развиваем биржевую торговлю, разрабатываем и совершенствуем соответствующую нормативную базу.

«НиК»: Как вы видите дальнейшее развитие биржевой торговли? Какие направления наиболее важны для рынка?

— Если говорить о конкретных направлениях по развитию биржевой торговли, которые являются наиболее важными для рынка, то я бы выделил использование биржевых и внебиржевых индикаторов в налоговом, таможенном и бюджетном регулировании, развитие срочного рынка, рынка производных финансовых инструментов, увеличение объемов реализации товаров на биржевых торгах, вовлечение еще большего количества участников из разных сфер экономики — с учетом наработанной практики более четко прописывать правила игры и ответственность, бороться с проявлением сговоров на биржевых торгах.

«НиК»: В текущих налоговых параметрах нефтепереработка на российском рынке теряет маржинальность. Каким будет дальнейшее развитие ситуации? Требуются ли в данном случае какие-либо кардинальные изменения и каков должен быть их характер?

— К сожалению, скачки цен бывают в разные периоды и по разным причинам. В этом году в общемировом масштабе из-за новой коронавирусной инфекции и, как следствие, резкого сокращения активности во всех сферах экономики мы столкнулись с сильными ценовыми колебаниями в оптовом и мелкооптовом сегментах рынка.

Когда вводился режим самоизоляции, объемы, спрос и цены на моторное топливо резко упали. Это наблюдалось во всем мире. Одной из мер поддержки отрасли, напрямую влияющей на энергетическую безопасность страны, стало принятие решения о временном сокращении нормативов биржевых продаж топлива и введении временного запрета на импорт, что позволило в определенной степени стабилизировать ситуацию.

При снятии ограничений, связанных с пандемией, все показатели на бирже пошли вверх, спрос стремительно и быстро восстановился, а предложение в коротком промежутке не успевало за спросом. Сейчас ситуация выровнялась и находится в привычном русле.

В рознице цена росла в пределах инфляции, без каких-либо ценовых скачков. При этом был кратковременный период, когда маржинальность в рознице сократилась по сравнению с оптом. Но эта ситуация достаточно быстро стабилизировалась, сейчас и маржинальность розницы уже практически достигла прежнего уровня.

«НиК»: В течение нескольких месяцев ФАС работал над стабилизацией ситуации на топливном рынке. Можно ли сказать, что период нестабильности преодолен? Какие факторы дестабилизировали ситуацию? Как вы прогнозируете дальнейшее развитие рынка с точки зрения ценовой динамики и портрета рынка в целом?

— Да, действительно, в течение нескольких месяцев мы с коллегами из Минэнерго проделали немалую совместную работу по стабилизации ситуации на топливном рынке. И несомненно, нам удалось этого достичь.

В настоящее время объемы производства моторных топлив и их накопления находятся на стабильном уровне. Каких-либо предпосылок для повторения ситуации мы не видим. Однако, учитывая, что сейчас у нас проходит период плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов, падение предложения по объективным причинам может дать ложный импульс для участников рынка.

Здесь считаю необходимым особо отметить, что, по нашим оценкам, каких-либо предпосылок для дефицита моторных топлив в стране не имеется и необходимо игнорировать любые попытки создания ажиотажа.

Не следует к этому готовиться и скупать большие объемы топлива, так как накопленные объемы позволяют обеспечить потребности внутреннего рынка.

Кроме того, в целях сохранения стабильной ситуации на рынке нефтепродуктов между нами и Минэнерго достигнута договоренность об увеличении минимальных объемов продаж моторного топлива на бирже: на бензины до уровня 11% и на дизельное топливо до 7,5%. Также нашими ведомствами принято решение о внесении в постановление правительства изменений, предусматривающих распространение обязанности по реализации нефтепродуктов в указанных объемах на всех нефтепеработчиков, в том числе и не занимающих доминирующее положение на рынке нефтепродуктов, а также введение ответственности за несоблюдение регулярности и равномерности при реализации нефтепродуктов на бирже и запрет на покупку трейдерами нефтепродуктов в интересах нефтяных компаний.

Соответствующие изменения в совместный приказ и постановление правительства уже разработаны и проходят необходимые согласительные процедуры.

Вдобавок ко всему нами прорабатывается вопрос об исключении манипуляций на биржевых торгах посредством использования недобросовестными трейдерами роботов.

«НиК»: В прошлом году разрешение ситуации потребовало активного вмешательства государства. Как вы считаете, нужно ли сохранить тренд на усиление государственного регулирования в отрасли?

— В 2018 году в связи с негативной ситуацией, сложившейся на рынке нефтепродуктов в связи с резкими скачками цен, правительством было принято решение о необходимости заключения с нефтяными компаниями соглашений, направленных на увеличение объемов предложений на внутреннем рынке и заморозку мелкооптовых и розничных цен на моторное топливо.

Мы больше ратуем все-таки за системный и рыночный подход. Сегодня для сглаживания ценовых колебаний используется демпфирующий механизм, который является частью расчета обратного акциза на нефтепродукты и выплачивается российским переработчикам в качестве компенсации за рост цен на сырье в рамках налогового маневра. Он задуман как механизм для предотвращения повышения розничных цен на моторное топливо на внутреннем рынке.

«НиК»: Каковы, на ваш взгляд, итоги применения механизма налогового демпфера? Решил ли он ценовые проблемы и как повлиял на перспективы развития переработки?

— Демпфер позволил стабилизировать ситуацию, связанную с резкими скачками цен на рынке нефтепродуктов, но сегодня, возможно, требуется небольшая корректировка его значений, которые, по нашему мнению, должны быть максимально равными текущим рыночным ценам.

«НиК»: Каких нововведений в части регулирования товарного рынка стоит ожидать в 2020 году?

— ФАС всегда являлся одним из самых открытых и прозрачных органов в нашей стране, который выступает в том числе за поступательность, предсказуемость и долгосрочность принимаемых решений. Поэтому каких-либо иных и уж тем более неожиданных нововведений, отличающихся от тех, что мы обсуждали выше, ждать не стоит. Все наши инициативы мы всегда обсуждаем с общественностью.

«НиК»: Стоит ли ждать дальнейших корректировок совместного приказа или объемы товара на рынке достаточны и соответствуют объемам спроса?

— Собственно, этот вопрос мы немного затронули ранее, говоря о том, что между нами и Минэнерго уже достигнута договоренность о необходимости корректировки совместного приказа в части увеличения минимальных объемов продаж на автомобильные бензины до уровня 11% и на дизельное топливо до 7,5%.

Мы также договорились, что при необходимости данные значения будут постепенно пересматриваться в сторону увеличения.

Данные изменения повысят поступающие на рынок гарантированные объемы моторных топлив, что, несомненно, позитивно отразится на поведении участников рынка, гарантирующего их спокойствие от возникновения дефицита и соответствующего ажиотажа.

«НиК»: Является ли сегодня биржевой рынок репрезентативным с точки зрения формирования ценовых индикаторов на нефть, газ и нефтепродукты? Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в деятельности товарной биржи?

— По нашей оценке, биржевые индикаторы цен на нефтепродукты являются абсолютно репрезентативными и уже вполне могут использоваться в налоговом, таможенном и бюджетном регулировании, а вот биржевая торговля нефтью и газом на сегодняшний день требует дальнейшего развития, в том числе путем повышения ликвидности торгов, увеличения количества участников и принятия соответствующих нормативных документов.

«НиК»: Как строится взаимодействие ФАС, Минэнерго и ЦБ в части регулирования товарного рынка? Что должно измениться в законодательной базе, чтобы четко определить полномочия и их границы между регуляторами?

— В своей деятельности ФАС постоянно и тесно взаимодействует как с Минэнерго, так и с Банком России.

ФАС является постоянным участником заседаний Штаба при Минэнерго, а Минэнерго и Банк России, в свою очередь, являются постоянными участниками заседаний Биржевого комитета ФАС.

Взаимодействие производится в соответствии с нормативно определенными полномочиями и компетенциями каждого из ведомств, и каких-либо недопониманий или неоднозначности в полномочиях у нас не возникает. Скорее наоборот, взаимодействие наших ведомств лишь повышает эффективность принимаемых и реализуемых нами решений, особенно при регулировании и совершенствовании биржевой торговли.

«НиК»: Можно ли ожидать в качестве одного из итогов нестабильной ситуации на топливном рынке возбуждения антимонопольных дел?

— В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке моторных топлив мы постоянно осуществляем мониторинг всех ценовых индикаторов на рынках нефтепродуктов, что позволяет нам объективно оценивать происходящие процессы, и в случае выявления каких-либо нарушений антимонопольного законодательства мы, несомненно, будем принимать меры антимонопольного реагирования.

«НиК»: Как вы видите дальнейшее развитие газового рынка? Каковы его основные проблемы и что нужно для их решения?

— Во-первых, по нашему мнению, здесь важно идти по пути принятия системных решений, которые нами уже выработаны, мы им поступательно следуем.

Развитие газового рынка видится нам в двух плоскостях.

Первое — это развитие биржевой торговли газом. Это и повышение ликвидности торгов, и увеличение количества участников на бирже, и соблюдение регулярности и равномерности при реализации газа на бирже и т. п. И вторая плоскость — это совершенствование нормативной базы, касающееся доступа независимых поставщиков газа к магистральной инфраструктуре, правил поставки газа, недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, к услугам по хранению газа, подключения к магистральным газопроводам и многое другое.

«НиК»: Как в дальнейшем будет трансформироваться система ценообразования на газ и развиваться конкуренция в этой сфере? Насколько эффективны реализуемые методы тарифного регулирования? Будет ли происходить переход к реализации газа с использованием биржевых ценовых индикаторов?

— На сегодняшний день государство регулирует только цены «Газпрома», а цена на газ, добываемый независимыми поставщиками, свободна. Наши предложения заключаются в том, чтобы уйти от установления фиксированной цены к так называемому коридору, когда мы будем устанавливать предельную максимальную цену, а нижний предел будет определяться исходя из цен, сформированных на биржевых торгах. Данный механизм крупнейшим поставщикам газа позволит конкурировать за потребителя, а потребителям — покупать газ по справедливым рыночным ценам.

В дальнейшем, при достижении репрезентативности индикаторов цен на газ, возможно вообще освободить цены от государственного регулирования для различных производственных отраслей, таких как металлургия, предприятия газохимии и т. п.

В части тарифного регулирования стоит отметить, что мы уже закрепили практику установления тарифов на долгосрочный период (не менее 5 лет) и по принципу «инфляция минус», что позволяет потребителям на долгосрочной основе прогнозировать динамику тарифов, а также позитивно влияет на макроэкономику в целом.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter