ЦЕНЫ НА НЕФТЬ: Brent $51.90 (+0.48) WTI $51.00 (+0.39)
 

Автовладельцы не спешат переходить на газомоторное топливо

Автовладельцы не спешат переходить на газомоторное топливо

27 марта. OilCapital.ru. Несмотря на дешевизну газомоторного топлива по сравнению с бензином, переходить на него автовладельцы не спешат. На газе ездит лишь 2% всего транспорта в России. Эксперты объясняют это административными барьерами, высокой стоимостью газобаллонного оборудования и отсутствием рекламы с информацией о преимуществах газа.

Из чего состоит рынок газомоторного топлива

В качестве газомоторного топлива (ГМТ) используется пропан-бутановая смесь (сжиженный углеводородный газ, СУГ) и природный компримированный газ (КПГ, метан). Первый реализуется на автогазозаправочных станциях (АГЗС), второй – на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС).

По словам директора НП «Совет газомоторной отрасли России» Владимира Дементьева, рынок пропан-бутана развивается благодаря доступности СУГ и отсутствию привязки к газопроводам. Об этом он заявил на конференции «Smart-АЗС», которая прошла в марте 2017 года в Москве.

Сегодня, по словам Дементьева, на газомоторном рынке России действует 5800 АГЗС. Это около 1,2 млн единиц автотранспорта, работающего на СУГ. Кроме того, отметил он, на рынке работает 351 АГНКС, отпускающая потребителям природный газ.

По данным МВД России, на 1 января 2017 года из всего автопарка в 57,73 млн автомашин на КПГ ездили лишь 149,04 тыс. автомобилей.

Таким образом, в целом на пропан-бутане и метане ездят около 2% всех машин.

Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман говорит, что у газового топлива много преимуществ. Кроме более низкой по сравнению с бензином цены и экологичности, его использование меньше отражается на износе автотранспорта, в связи с чем снижаются затраты на сервисное обслуживание.

«Парадоксально, что по числу потребителей газового топлива Россия занимает лишь 20-е место в мире, хотя лидирует по запасам природного газа», – сетует эксперт.

Пропан-бутан

Крупнейшим поставщиком на российском рынке СУГ является «Газпром газэнергосеть». По итогам 2016 года доля компании в общем объеме реализации СУГ на коммерческом рынке России составила 33,59%.

На 1 января этого года компания управляла 233 топливно-заправочными комплексами (ТЗК), реализующими СУГ, сообщили в пресс-службе АО «Газпром газэнергосеть». Это 145 АГЗС и 88 многотопливных автозаправочных станций (МАЗС).

В компании отмечают увеличение количества автотранспорта, переведенного на СУГ. Это связано с рядом факторов, в том числе с программами «Чистая экономия» (физлицам – участникам программы возмещают расходы, связанные с переоборудованием автомобиля для работы на газе в виде скидки на топливо) и «Чистый город» (бесплатная установка газобаллонного оборудования на транспортные средства коммерческих организаций при заключении договора поставки ГМТ). В ходе реализации программ в 2017 году на газ были переведены более 2,5 тыс. личных и корпоративных автомобилей в Астраханской, Волгоградской, Брянской, Орловской, Тамбовской, Липецкой, Белгородской и Нижегородской областях, а также в Татарстане.

В Нижегородской области пропан-бутан используют активней, чем метан. Как сообщили в Министерстве транспорта области, из 3,5 тыс. автобусов, которые работают на регулярных маршрутах в регионе, 1095 используют пропан. Ежемесячно на пропан переводится до 15 автобусов.

Один из крупнейших игроков нижегородского рынка АГЗС «Реал Инвест» (работает с пропан-бутаном) пока не планирует увеличивать свою сеть, поскольку существующие станции удовлетворяют сегодняшний спрос. Как сообщили в компании, сейчас сеть состоит из 33 станций в Нижегородской (24 АГЗС), Московской, Владимирской областях, республиках Марий Эл и Мордовия.

В «Реал Инвесте» отмечают, что большая часть автомобилей на пропане-бутане – это грузовики, легкие коммерческие автомобили (например, «Газели») и автобусы: им приходится много ездить, затраты на установку газобаллонного оборудования быстро окупаются.

Природный газ

КПГ пока менее популярен, чем пропан-бутановая смесь, несмотря на меньшую цену.

По данным МВД, на начало этого года на природном газе работали 80,07 тыс. легковых автомобилей, 56,19 тыс. грузовиков и 12,78 тыс. автобусов. Таким образом, на долю автомобильных двигателей, использующих КПГ, приходилось менее 1% от всего российского автопарка.

Загрузка таких заправок невелика. Как сообщил на конференции «Smart-АЗС» исполнительный директор Российского топливного союза (РТС) Григорий Сергиенко, средняя загрузка АГНКС в 2016 году составила 25%.

Для перевода транспорта на природный газ путем расширения газозаправочной инфраструктуры в декабре 2013 г. была создана специализированная компания «Газпром газомоторное топливо». Как говорится на сайте организации, под ее управлением работает 254 АГНКС.

В Нижегородской области КПГ реализуется на 4 АГНКС, сообщили в Министерстве энергетики и ЖКХ региона. Три из них принадлежат ООО «Газпром газомоторное топливо», еще одна многотопливная заправка с модулем КПГ – ООО «Авто-ойл». В соответствии с инвестпрограммой компании «Газпром газомоторное топливо» на территории области в этом году запланирован ввод одной АГНКС, в 2019 году – еще одной. Сейчас на маршрутах Нижегородской области работает 222 газомоторных автобуса на природном газе, а на АГНКС региона за 2016 год отмечен двукратный рост объема реализации КПГ.

Между тем в Татарстане гендиректор ООО «Газпром трансгаз Казань», депутат Госсовета республики Рафкат Кантюков недавно раскритиковал проводимую в регионе работу по переводу техники на газ. Он не исключил, что «Газпром» вообще может отказаться от строительства АГНКС.

По его словам, в республике действует 19 АГНКС – в частности, «Газпром» в 2016 году открыл 9 станций. На 2017 год озвучивались планы по строительству еще 5. Однако их могут и не построить, говорит Кантюков, если темпы по переводу автомобилей на газомоторное топливо останутся на нынешнем уровне. Он назвал их слишком медленными. В 2017 году планируется перевести всего 200 машин. При этом сейчас заправки загружены чуть более чем на 21% от их мощности.

Гендиректор «НП НЧ КБК» (Набережные Челны) Андрей Фомичев отметил, что на его комбинате подсчитали эффективность перевода автопарка на газомоторное топливо и пришли к выводу, что для предприятия он невыгоден из-за длительного срока окупаемости.

При этом по соглашению между Татарстаном и ООО «Газпром газомоторное топливо» из бюджета республики выделяется компенсация по переводу автомобилей на газ. В общей сложности в Татарстане переоборудовали 834 транспортных средства.

Как говорится в отчете Минэнерго России, озвученном на конференции «Smart-АЗС», за 2016 год в рамках программы субсидирования затрат регионы приобрели 1525 единиц газомоторной техники, в том числе 379 – техники ЖКХ и 1146 – общественного транспорта.

Большая часть этой техники производства «Группы ГАЗ» (830 единиц). Еще 605 приобретенных машин произвел «КамАЗ».

Как говорится в отчете «КамАЗа», общий парк произведенной концерном газомоторной автотехники в 2016 году составил 1444 автомобилей, а в 2017 году его планируется увеличить до 1800 машин.

Что тормозит

В 2016 году розничная реализация СУГ дочерними обществами ГК «Газпром газэнергосеть» практически не изменилась (увеличение составило лишь 2,8%).

«На это повлияли и существенно возросшая стоимость газобаллонного оборудования, и появление новых административных барьеров, препятствующих переводу транспорта на газ, и замена микроавтобусов на городских маршрутах в большинстве регионов России автобусами большей вместимости с дизельными двигателями», – поясняют в компании.

Впрочем, в компании «Газпром газэнергосеть» уверены, что эти негативные факторы будут уравновешиваться спросом со стороны физических и юридических лиц, желающих экономить на заправках личных автомобилей и коммерческого транспорта.

Снижение продаж газомоторного топлива в Нижегородской области за прошлый год фиксируют и в Нижегородстате.

В «Реал Инвесте» констатируют небольшой рост количества клиентов на всех АГЗС с 1 марта 2016 года по 1 марта 2017 года. В компании считают, что рост был бы более значительным, если бы не новшества в законодательстве. Так, с 2016 года при установке газобаллонного оборудования нужно вносить изменения в ПТС.

«А это очереди, трата времени на поход в ГИБДД, ожидание заключения… Поэтому ряд автовладельцев отказывается от перехода на газ, хоть он и гораздо дешевле бензина», – полагают в «Реал Инвесте».

Гойхман говорит, что рынок газомоторного топлива развит слабо из-за высокой стоимости автомобилей с заводским оборудованием. Другой причиной он считает неразвитую сеть и дороговизну сервисного обслуживания.

«Но самое главное – повсеместная нехватка заправочных станций. И это при том, что объема газовых баков машин хватает лишь на небольшие расстояния», – резюмирует аналитик.

Дементьев из Совета газомоторной отрасли добавляет, что нужно активно рекламировать и продвигать газомоторное топливо. Он предлагает создать рекламное бюро, которое развернет широкую кампанию за применение газомоторного топлива, будет популяризировать его экономичность и безопасность. Сейчас, отмечает Дементьев, автохолдинги, производящие машины на газе, практически не продвигают их.

Цены падают

По данным Росстата, цены на газомоторное топливо в России снижаются: в ноябре 2016 года средняя цена составляла 19,41 руб. за литр, в феврале 2017 года – 17,95 руб. При этом цены на бензин незначительно выросли с октября (36,22 руб.) по февраль (36,91 руб.).

В Нижегородской области наблюдается аналогичная тенденция. В сентябре 2016 года средняя цена составляла 18,38 руб. за литр, а в феврале 2017 года – 16,9 руб. В Министерстве энергетики и ЖКХ области пояснили, что эта цена топлива соответствует уровню цен на СУГ, тогда как цена на КПГ гораздо ниже и составляет 12,5 руб. за литр.

«Снижение цены на СУГ в феврале-марте 2017 года – ежегодное сезонное явление, – отметили в министерстве. – Максимальных значений цена достигает в октябре, что связано с реализацией значительных объемов СУГ заводами-производителями на экспорт и, соответственно, образованием небольшого дефицита СУГ на внутреннем рынке».

В пресс-службе АО «Газпром газэнергосеть» пояснили, что снижение розничных цен на ГМТ происходит под воздействием рыночной конъюнктуры.

«В начале года из-за большого количества выходных и праздничных дней объем потребления снижается, что влечет за собой снижение цен, в том числе и на розничном рынке», – отметили в компании. 

Екатерина Чичурина

27 марта. 18:00
Подписаться на рассылки
RSS


OilCapital.ru

Автовладельцы не спешат переходить на газомоторное топливо

Несмотря на дешевизну газомоторного топлива по сравнению с бензином, переходить на него автовладельцы не спешат. На газе ездит лишь 2% всего транспорта в России. Эксперты объясняют это административными барьерами, высокой стоимостью газобаллонного оборудования и отсутствием рекламы с информацией о преимуществах газа

Вся статья
Закрыть

Вакансии ТЭК

Geoscience Specialists

Компания: Brunel Energy 27.02.2012
Все вакансии

Контакты Реклама на сайте Карта сайта

© ЗАО «Издательский Дом Нефть и Капитал» 2002-2017.

Перепечатка материалов сайта допускается только с письменного разрешения редакции.