Posted 14 мая 2018,, 08:34

Published 14 мая 2018,, 08:34

Modified 16 августа 2022,, 21:49

Updated 16 августа 2022,, 21:49

Заколдованный пакет НМТП

14 мая 2018, 08:34
Состоится ли приватизация 20-процентного госпакета акций Новороссийского порта?

Арест основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его брата Магомеда Магомедова может обернуться судьбоносными последствиями для Новороссийского морского торгового порта (НМТП), в котором «Сумма» является одним из основных акционеров. Судьба подконтрольной холдингу братьев Магомедовых доли в НМТП пока находится в подвешенном состоянии, но нынешняя ситуация может стать катализатором много раз переносившегося решения о приватизации 20-процентного госпакета акций порта. Среди возможных покупателей этого пакета – «Транснефть» (действующий акционер НМТП) и «Роснефть», давно присматривающаяся к активу.

На то, что именно эти две компании являются ключевыми претендентами на госпакет НМТП, намекнул глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев на совещании, проходившем в Ялте в конце апреля.

«Думаю, что акционеры там (в НМТП – прим. «НиК») появятся другие, это вопрос времени. Либо «Транснефть» расширит, потому что она там льет, либо «Роснефть», потому что ей нужен этот порт: она на экспорт поставляет огромное количество, и ей просто нужно иметь свою инфраструктуру, чтобы просто не грабили на проходе», – заявил Артемьев.

Любопытно, что всего за пару дней до этого выступления «Роснефть» категорически опровергла слухи о якобы идущих переговорах о покупке доли НМТП, принадлежащей группе «Сумма». Соответствующий вопрос поступил в компанию от ряда деловых СМИ, которым «предварительно информацию о ведении таких переговоров «Роснефтью» определенно подтвердили в пресс-службе «Транснефти».

«Мы обычно не комментируем провокации пресс-службы «Транснефти», но в данном случае считаем необходимым внести полную ясность, – говорится в заявлении «Роснефти». – Мы с лицами, находящимися под следствием, которые, кстати, являются стратегическими партнерами «Транснефти», не ведем и не собираемся вести никаких переговоров, основываясь на неукоснительном соблюдении рыночных принципов и защите интересов наших акционеров.

«Транснефть», насколько известно, собиралась приобрести у группы «Сумма» актив по цене, в несколько раз превышающей его стоимость при приобретении. Считаем, что «Транснефть» должна решать свои проблемы сама, но мы можем оказать ей помощь, если коллеги об этом попросят»,

– отмечено в заявлении.

Но одно дело – пакет акций «Суммы», и совсем другое – пресловутый 20-процентный госпакет НМТП, который правительство не может выставить на приватизацию уже который год. Обратимся к предыстории, которая хорошо проясняет нынешнюю ситуацию вокруг НМТП.

Морской бой

Самые ожесточенные баталии вокруг госпакета происходили в 2010-2012 годах, в тот самый период, когда в капитал НМТП вошла группа «Сумма». Включение госпакета в план приватизации на 2010 год практически совпало по времени с решением предшествующих частных бенефициаров НМТП – бизнесменов Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько – продать контрольный пакет акций (50,1%) порта «Транснефти» и «Сумме». Предполагалось вхождение в структуру Группы НМТП нефтеналивного Приморского торгового порта на Балтике, который в свое время был построен совместно «Транснефтью» и «Суммой» на участках земли, выкупленных за бесценок Зиявудином Магомедовым, и контейнерного терминала в Балтийске (Калининградская область).

Предстоявшая смена контролирующих акционеров НМТП вызвала настоящий ажиотаж среди компаний, имевших то или иное отношение к порту. В ситуации, когда контрольный пакет акций планировалось распределить на паритетных началах между двумя партнерами, 20-процентный госпакет становился серьезным инструментом для влияния на политику порта, кроме того, приличное количество акций находилось в свободном обращении. О желании поучаствовать в борьбе за госпакет открыто заявил тогдашний президент РЖД Владимир Якунин (железнодорожники через аффилированные структуры контролируют порядка 5% акций НМТП); среди других претендентов называли «Сумму», группу компаний «Дело» Сергея Шишкарева, независимого новороссийского стивидора, а также ряд инвестиционных фондов, в том числе – зарубежных.

Наконец, в начале 2012 года, уже после того, как «Сумма» и «Транснефть» получили контроль над НМТП, о планах побороться за госпакет заявила «Роснефть». Тогдашний глава компании Эдуард Худайнатов сообщил, что, если пакет будет выставлен на конкурс, «Роснефть» будет в нем участвовать. Обсуждалось и предложение Игоря Сечина (на тот момент – вице-премьера правительства РФ) передать «Роснефти» госпакет НМТП без торгов, однако против этого выступили его коллеги по правительству Игорь Шувалов и Эльвира Набиуллина.

Кульминация борьбы вокруг НМТП пришлась на февраль 2013 года, когда стало известно о серьезных разногласиях между новыми акционерами порта.

Руководство «Транснефти» обвинило «Сумму» в ущемлении своих интересов в сфере наливных грузов, после чего против приглашенного «Суммой» гендиректора порта, словенца Радо Антоловича было заведено уголовное дело. Однако через некоторое время ключевым акционерам удалось договориться: пост гендиректора НМТП был закреплен за кандидатом «Суммы», а должность главы совета директоров – за выдвиженцем «Транснефти». Но стратегическую инициативу перехватила «Транснефть», которой удалось скупить на открытом рынке серьезный пакет акций НМТП и довести свою долю в капитале порта до 35,55%.

Интерес других игроков к приватизации госпакета НМТП постепенно угасал: в 2012-2013 годах он так и не был выставлен на торги. Затем грянул новый экономический кризис и планы по приватизации были отложены до лучших времен.

Вернуться к ним правительство решило в октябре 2016 года, вновь включив 20-процентный госпакет НМТП в план приватизации. В апреле прошлого года замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил о планах выручить за пакет порядка 30 млрд рублей, но уже через несколько недель он же проинформировал, что приватизация вновь может быть отложена. «Сумма», которая долгое время считалась главным интересантом сделки, к тому времени была обременена большими долгами, а остальные претенденты не проявляли видимой активности. Однако арест Зиявудина и Магомеда Магомедовых и уход из правительства их покровителя Аркадия Дворковича могут способствовать тому, что точка в этой затянувшейся истории все же будет поставлена.

Снова лакомый актив

«После ареста Зиявудина Магомедова ситуация вокруг возможной приватизации 20-процентного госпакета НМТП принципиально изменилась, – комментирует нынешнюю ситуацию руководитель исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. – Если раньше он особенно никого не интересовал, то теперь, в условиях подвешенной ситуации с «Суммой», пакет становится важным для потенциальных покупателей. Отдельный вопрос, какой будет стоимость пакета. Акции НМТП фактически отсутствуют на свободном рынке, поэтому делать расчет по биржевым котировкам не представляется возможным. Поэтому цена пакета – это в конечном итоге вопрос честности приватизационных торгов.

С другой стороны, ситуация такова, что желающие купить пакет среди частных компаний вряд ли обнаружатся: кто полезет в эту историю, если один из ключевых акционеров порта находится под арестом? Так что цена вряд ли будет высокой, а вероятность, что пакет все же выставят на торги, я оцениваю выше 50%».

Как отмечает старший аналитик Группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин, потенциальный значительный интерес к НМТП со стороны различных участников рынка объясним финансовыми показателями компании. По словам Гущина, долговая нагрузка НМТП достаточно низкая, рентабельность высокая, свободный денежный поток до выплаты дивидендов по результатам 2017 года составил порядка 18 млрд руб., что позволяет акционерам рассчитывать на значительные дивиденды. Поэтому, резюмирует эксперт, можно предположить, что желающие предложить за госпакет НМТП высокую стоимость найдутся. Дополнительным фактором может стать возможность операционной интеграции для потенциального инвестора.

Несмотря на былые акционерные конфликты, менеджменту НМТП удалось выстроить эффективную бизнес-модель. Именно она и обеспечивает хороший уровень финансовых и операционных показателей. Давление на нее может оказать изменение валюты тарификации услуг с долларов на рубли, отмечает Гущин, хотя, по его мнению, запас прочности может позволить НМТП перейти на рублевую тарификацию без значительного урона финансовому состоянию.

Действительно, руководство ФАС неоднократно требовало от НМТП перевести все тарифы в рубли.

«Эта вся история с Новороссийским портом меня очень огорчает, потому что вот эти собственники не послушались нас, они работали в долларах, подняли в разы тарифы на перевалку, грабили наших селян и трейдеров зерновых, контейнеровозов, – сообщил на совещании в Ялте Артемьев. –

Мы штраф гигантский им начислили, чтобы они задумались, два раза у президента обсуждалось, президент им сказал: «Что вы делаете?» Жалобы на них подала «РуссНефть», «Роснефть», не слабые партнеры, а они плевать на все хотели: мы все суды выиграем, мы все вопросы в судах решаем, гуляйте, мы будем делать, как мы хотим. А теперь, чем кончилось, вы знаете».

Из контекста этого заявления можно предположить, что в случае вхождения «Роснефти» в число акционеров НМТП через приватизацию госпакета вопрос о переводе тарифов порта в рубли будет поставлен практически наверняка. Нельзя исключать и деофшоризацию структуры владения портом (сегодня контрольный пакет НМТП принадлежит «Транснефти» и «Сумме» через офшорную компанию Novoport Holding Ltd, зарегистрированную на Кипре).

Однако, полагает Безбородов, если «Роснефть» войдет в число основных акционеров НМТП, вряд ли можно ожидать каких-то конфликтов с представителями «Транснефти»: «Все-таки Игорь Сечин не тот человек, с которым стоит ввязываться в конфликты. Какие-то неурядицы при смене акционеров неминуемы, но вряд ли это выйдет на высокий уровень. Самое главное – не мешать работающему с НМТП мелкому бизнесу, те же контейнеры – это главным образом его сфера деятельности.

За первой сотней крупнейших экспортеров и импортеров начинается скопление тысяч компаний, которые везут в год до 200 контейнеров. Но именно они создают весь основной поток и все торговое разнообразие в импорте и экспорте, именно эти люди двигают пресловутый несырьевой экспорт».

Бизнес с тонкой настройкой

Нынешнюю ситуацию вокруг НМТП следует рассматривать в более широком контексте долгосрочной стратегии развития морских портов на юге России. Как известно, еще в конце прошлого десятилетия примерно в 60 километрах к северу от Новороссийска началось строительство крупного глубоководного порта Тамань, который в 2017 году перевалил уже 15 млн тонн. Конечно, по сравнению с Новороссийском (147,4 млн тонн за 2017 год) это пока небольшой объем, но развитие Тамани резко ускорилось после присоединения Крыма. Вокруг нового порта сейчас идет грандиозная стройка – поговаривают, что со временем сюда может переместиться значительная часть сухогрузов из Новороссийска, а расположенный неподалеку от порта поселок Тамань получит статус города. Предполагается, что именно здесь будут первоначально базироваться многие российские компании, планирующие заход в Крым после открытия моста, а предстоящее расширение авто- и железнодорожной инфраструктуры на Таманском полуострове облегчит доступ к порту грузоотправителям.

В связи с этим возникает вопрос о будущем НМТП.

«Дальнейшая стратегия развития порта будет зависеть от политических решений, которые еще предстоит принять. Ситуация осложняется тем, что сама структура НМТП напоминает лоскутное одеяло из большого количества активов»,

– отмечает один из источников «НиК». Вхождение «Роснефти» в число акционеров НМТП может существенно скорректировать вектор этой стратегии. Превращение Новороссийска в сугубо нефтяную гавань с постепенным выводом сухогрузов в Тамань экспертам представляется маловероятным, однако укрепление наливного сегмента в структуре грузооборота вполне может произойти.

«Предсказать заранее изменение структуры акционеров компании довольно сложно, но при любом сценарии вряд ли в НМТП состоится какое-то колоссальное изменение структуры выручки, которую примерно на 35-40% формируют наливные грузы. Нефть и нефтепродукты – это более предсказуемая статья, чем, например, зерно, где высоко влияние климатических рисков и прочих факторов, вносящих высокую неопределенность в средне- и долгосрочной перспективе. Но даже если доля наливных грузов достигнет половины выручки, это не будет принципиальным изменением», – отмечает Гущин.

Инфраструктура Новороссийского порта по уровню своего развития принципиально превосходит то, что пока построено в Тамани, констатирует Алексей Безбородов: «Вокруг НМТП давно наросла «биомасса» в лице стивидорных компаний, трейдеров, банков, страховщиков, таможенников, квалифицированных портовых менеджеров и т. д. В конечном итоге сам Новороссийск – достаточно крупный город. На Тамани все это пока отсутствует, а следовательно, развитие этого порта ограничивается чисто навалочными и наливными грузами, перевалка которых не требует большого количества людей, вплоть до полной автоматизации. Чтобы работать в режиме Новороссийска, где через порт ежедневно проходят тысячи автомобилей с зерном, контейнерами и другими грузами, где с портом связана огромная железнодорожная станция, Тамани еще расти и расти. Пока порт за пределами города – это мечты, которые сбудутся лишь в том случае, когда автоматизация обработки грузов дойдет до предела».

Николай Проценко

"